Индивидуальные числовые индексы
1. Индекс социометрического статуса выражает отношение группы к одному из ее членов (ИСС):
ИСС = (∑Nпозит - ∑Nнегат),
где ∑Nпозит – сумма баллов за положительные выборы, полученные индивидом (за первый выбор присваивается 2 балла, за второй – 1 балл, за третий и все последующие выборы – по 0,5 балла);
∑Nнегат – сумма баллов за отрицательные выборы, полученные индивидом (баллы присваиваются аналогично баллам за положительные выборы только со знаком «—»).
2. Индекс удовлетворенности (ИУ) индивида своим положением в группе:
ИУ = ∑Nвзаим / n,
где ∑Nвзаим – число взаимных выборов, сделанных данным человеком;
n – число выборов, сделанных данным человеком.
Интерпретация групповых числовых индексов
1. Индекс благополучия взаимоотношений:
→ высокий уровень, если разность имеет положительные значения, т.е. количество «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы;
→ средний уровень ИБВ группы фиксируется в том случае, если разность приближается или равна нулю, т.е. количество «звезд» и «предпочитаемых» примерно равно количеству «пренебрегаемых» и «изолированных»;
→ низкий уровень ИБВ отмечается в случае, если разность имеет отрицательные значения, т.е. количество «пренебрегаемых» и «изолированных» в сумме больше, чем «звезд» и «предпочитаемых» членов группы.
2. Индекс групповой сплоченности: чем ближе индекс к 1, тем выше сплоченность группы.
3. Индекс групповой интеграции: чем ближе индекс к 1, тем выше интеграция группы, чем меньше показатель, т.е. чем ближе к 0, тем более группа разобщена.
4. Индекс групповой устойчивости: чем ближе индекс к 1, тем прочнее и устойчивее эмоциональные связи в группе; чем ближе показатель к 0, тем менее выражены эти связи.
Интерпретация индивидуальных числовых индексов
1. Индекс социометрического статуса:чем выше показатель, тем выше социометрический статус индивида в группе.
2. Индекс удовлетворенности: чем ближе показатель к 1, тем благоприятнее положение индивида в группе, тем более он удовлетворен им.
Приложение 1
Опросный лист
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _________________ Имя ______________ Отчество ____________________
Инструкция
Перед Вами список группы в алфавитном порядке. Выберите из списка 3 человека в порядке предпочтения (или отвержения) и укажите их фамилии в соответствующей строке. Напоминаем, что результат исследования будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Гарантируем неразглашение ответов.
- С кем из членов Вашей группы (Вашего класса) Вы хотели бы вместе отправиться в туристический поход (на сплав)?
1. _________________________________________________
2. _________________________________________________
3. _________________________________________________
- С кем из членов Вашей группы Вы не хотели бы отправиться в туристический поход (на сплав)?
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Задание 2. Изучение психологического климата группы
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для выполнения данного задания необходимо провести обследование группы с помощью трех методик: А.Н.Лутошкина, Ф.Фидлера и М.Сишора.
Карта-схема оценки психологического климата группы А.Н. Лутошкина.
Карта-схема Л.Н.Лутошкина позволяет оценить основные проявления психологического климата группы.
Организация обследования
Обследование можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной формах. Для проведения обследования необходимо подготовить бланки методик (приложение 2), на которых в левой стороне листа описаны те качества, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества группы с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств предлагается определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).
Процедура обследования
Работу начинают с разбора инструкции. Особое внимание нужно обратить на шкалу оценок, используемую в методике. При ответах обследуемых на предложенные утверждения следует обеспечить самостоятельность работы каждого участника обследования.
Обработка результатов
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, нужно вычислить алгебраическую сумму всех положительных и отрицательных баллов. Количество баллов за ответ определяется отмеченной цифрой в бланке ответов: если обследуемый отметил цифру +3, то соответственно он получает +3 балла за ответ; если же он отметил цифру -2, то получает -2 балла.
Интерпретация результатов
Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности. Максимальное количество балов (+30) свидетельствует о благоприятном психологическом климате в группе, повышенной комфортности у ее членов. Минимальное количество баллов (-30) – о неблагоприятном психологическом климате в группе, заниженной комфортности у ее членов.
Приложение 2
Бланк методики
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
Инструкция
В предлагаемой схеме опроса (табл. 2) прочтите сначала утверждения слева, затем справа и после этого знаком «+»отметьте в средней части листа ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Причем следует иметь в виду, что оценки означают следующее:
ê +3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
ê +2 – качество проявляется в большинстве случаев;
ê +1 – качество проявляется достаточно часто;
ê 0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
ê –1 – достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);
ê – 2 – качество проявляется в большинстве случаев;
ê – 3 – качество проявляется всегда.
Таблица 2
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладает подавленное |
Продолжение таблицы 2
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
настроение, пессимистический тон | ||||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов |
Продолжение таблицы 2
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу "один за всех, все за одного" | В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представите лей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый |
Продолжение таблицы 2
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
думает только о собственных интересах | ||||||||
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив подразделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!