Особенности проведения психолого-педагогического обследования ребенка с РДА.

Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления

с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому особое внимание следует уделить организации обследования. Формой организации обследования аутичных детей может быть лонгитюдное, динамическое, диагностическое обследо­вание. С этой целью организуется диагностическая группа, в кото­рой специалисты работают индивидуально с каждым ребенком.

Другой особенностью обследования аутичных детей является его организация в виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу или педагогу. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возмож­ность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой об­становке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут посте­пенно включаться в процедуру: тихонько входить в кабинет или, уже находясь в нем, постепенно предъявлять себя ребенку (вто­рой вариант предпочтительнее). Однако это требует особого ис­кусства и осторожности, так как любое резкое движение или гром­ко сказанное слово могут вызвать охранительную реакцию аутич­ного ребенка, и поставленные цели обследования окажутся недо­стижимыми.

В целом процедура психолого-педагогического изучения аутич­ных детей предполагает выделение трех этапов.

Первый этап — сбор психологического анамнеза.

Второй этап — определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.

Третий этап посвящен изучению особенностей познаватель­ной сферы аутичных детей.

Оценивая особенности эмоционально-волевой сферы аутичных детей, следует иметь в виду, что дети первых двух групп (по клас­сификации О. С. Никольской) могут быть диагностированы толь­ко в ходе продолжительного изучения. На первом и втором этапах обследования ребенка может быть установлен лишь тип аутистиче­ского дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только в случае возникновения у них особой расположенно­сти к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.

Известно, что признаки аутизма проявляются уже в первые годы жизни ребенка. В связи с этим важное значение имеет ран­няя диагностика детей с РДА, осуществляемая до 2 — 3 лет.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с этой патологией нужно учитывать следующие диагностические критерии.

1. Нарушения коммуникации:

- проявление дискомфорта при любых контактах со средой;

- отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ре­бенка) во взаимодействии с матерью;

- особенности глазного контакта и мимики;

- симбиотические связи с матерью.

2. Нарушения речи:

- мутизм (полное или частичное отсутствие речи);

- эхолахии, речевые штампы, речевые стереотипии;

- отсутствие использования местоимений первого лица;

- развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет);

- преобладание монологической речи и аутодиалогов.

3. Нарушения поведения:

- «полевое» поведение;

- немотивированная агрессия к окружающим;

- аутоагрессия;

- стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).

Сбор психологического анамнеза

В начале работы психолог изучает историю развития ребенка, анамнестические данные, знакомится с работами и продуктив­ным творчеством ребенка, беседует с его близкими. Важно опре­делить, как развивался ребенок с первых дней жизни. При этом огромное значение имеют сведения, полученные от родителей, в первую очередь от матери.

Важное значение имеет также информация о становлении ло­комоторных функций.

Специалисту следует уточнить сведения о характере речевого развития ребенка.

Важно также знать, чем увлекается ребенок, в какие игры иг­рает, использует ли при этом неигровые предметы (палочки, ве­ревочки, бумажки и др.), чему отдает предпочтения — игрушкам или неигровым предметам. Изучая продукты деятельности ребенка, специалисту важно от­метить связь изображаемого ребенком с предметным миром, его предпочтения и увлечения, статичность или динамику рисунков, особую «фантастичность» внутреннего мира ребенка.

Определение уровня нарушения ЭВС

Она достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка, что позво­ляет на начальном уровне оценить возможные нарушения эмоцио­нально-волевой сферы

При оценке поведения ребенка обращается внимание на его адекватность и заинтересованность или отстраненность от окру­жающего.

С другой стороны, изучение процесса развития игровой дея­тельности ребенка также позволит выявить нарушения его аф­фективной сферы.

Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей

На этом этапе решаются следующие задачи:

- выявление уровня знаний и навыков детей;

- определение программ обучения, адекватных их возможно­стям.

Некоторые из заданий могут быть предложены ребенку в виде тестовых, например, корректурная проба, шифровка, математи­ческие задачи и др. Могут быть предъявлены также проективные методики «Рисунок семьи», «Рисунок человека», САТ.

Чтобы объективно оценить нарушения аффективной сферы, целесообразно проводить наблюдение с целью определения дина­мики ее развития. Осуществляя динамическое наблюдение, спе­циалист должен обязательно оценивать степень возрастания или убывания проявлений аутистических признаков у ребенка. Так же важно вести наблюдение за изменением способов адаптации, ис­пользуемых ребенком.

Критерием позитивной динамики в развитии ребенка являет­ся возникновение в его психической деятельности признаков аф­фективных механизмов более высокого уровня организации эмо­ционально-волевой сферы. Одновременно при этом изменяют­ся, а точнее, упрощаются способы компенсаторной аутостиму-ляции.

Наши рекомендации