Биографические сведения об ученых

АДЛЕР Альфред(Adler A.; 1870-1937) — австрийский пси­холог, один из ведущих представителей психоаналитического направления. Защитил в 1895 г. в Вене докторскую диссерта­цию по медицине. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоана­литическое общество, а с 1911 г. приступил к созданию своей научной школы «индивидуальной психологии». В своем уче­нии отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности в противоположность представлениям 3. Фрей­да о неизбежном антогонизме между сознательным и бессозна­тельным. По Адлеру, в основе развития личности лежит стрем­ление к превосходству, успеху, готовность к сотрудничеству ради достижения общей цели. Недостаточно развитое чувство общности приводит к патологии. Своей деятельностью он ока­зал существенное влияние на гуманистическую психологию, ис­следования в области детской и клинической психологии и де­фектологии.

АЙЗЕНК Ганс Юрген(Eysenck H. J.; 1916-1997) — англий­ский психолог, профессор Лондонского университета, руково­дитель психологической лаборатории Института психиатрии. Один из основоположников клинико-психологического направ­ления исследований в Великобритании. Автор многочисленных работ, посвященных структуре, развитию и расстройствам лич­ности. Айзенку принадлежит весомый вклад в разработку пси­ходиагностических методов, прежде всего личностных опрос­ников, получивших широкое распространение во всем мире, а

242 . • ■ ■ ■

также поведенческих методов лечения неврозов и других рас­стройств личности. Он разработал оригинальную модель лич­ности, двухфакторную теорию социальных установок личнос­ти, трехфакторную теорию памяти.

АМТХАУЭР Рудольф(Amthauer R.; р. 1920) — немецкий психолог, специализирующийся в области прикладной психо­логии, в частности в профессиональной психодиагностики. В своих исследованиях Амтхауэр значительное внимание уделя­ет анализу структуры интеллекта, ее связи с профессиональной деятельностью. Наибольшую известность получил благодаря разработке теста структуры интеллекта.

АНАНЬЕВ Борис Герасимович(1907-1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга под руководством В.М. Бехтере­ва. С 1968 по 1972 г. возглавлял в качестве декана факультет психологии ЛГУ. Является создателем ленинградской психо­логической школы, в центре которой была идея необходимос­ти объединения усилий разных специалистов по созданию еди­ной концепции человекознания. Ему принадлежат фундамен­тальные работы в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии.

АНАСТАЗИAHHa(AnastasiA.;p. 1908) — американский пси­холог, профессор, президент Американской психологической ассоциации (1971-1972), руководитель психологического фа­культета Университета Фордхам. Один из ведущих мировых специалистов в области психологической диагностики и диф­ференциальной психологии. Ей принадлежит разработка ши­рокого круга проблем в области теории психических измере­ний, создания тестов, применения методов математической ста­тистики (факторного анализа), использования компьютеров в психодиагностике, диагностики психического развития детей.

АНОХИН Петр Кузьмич(1898-1974) — известный русский физиолог, ученик И.П. Павлова, развивавший представления своего учителя о системной работе мозга. Пересмотрел роль подкрепления в организации поведения животного, рассмат­ривая его вкачестве афферентного сигнала о самой реакции

(обратной связи), свидетельствующий о соответствии ожидае­мому результату (акцептору действия). На этой основе им была разработана теория функциональных систем, которая получи­ла широкую известность во всем мире. Предложенная Анохи­ным теория способствовала пониманию механизмов адаптации живых существ к меняющимся условиям окружающей среды.

БАНДУРААльберт (Bandura А.; 1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. Окончил Уни­верситет Британской Колумбии в 1949 г., в 1951 г. получил сте­пень магистра. Работал в Стенфордском университете в каче­стве профессора психологии, с 1973 г. — профессора соци­альных наук в психологии. Пересмотрел представления бихевиористов о том, что человеческое поведение строится по схеме «стимул—реакция», разработав свою модель. На осно­вании многочисленных исследований предложил новую фор­мулировку инструментального обусловливания. Подкрепление рассматривалось им как фактор, способствующий научению, а не как единственная его детерминанта. Главной детерминан-той человеческого поведения считал наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. Согласно его представлениям, та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. В качестве такого последствия может высту­пать не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внут­ренне обязательных стандартов поведения. Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Бандура показал в своих исследованиях, что гнев как проявление общего возбуждения, способствующего агрес­сии, проявляется тогда, когда в условиях данной ситуации он оказывается социально приемлемым.

БЕНДЕР Лауретта(Bender L.; 1897-1991) — американский детский психиатр, работала в Нью-Йоркском психиатрическом госпитале для детей. Предметом ее исследований были пробле­мы шизофрении у детей, влияния воспитания и особенностей

244 •

окружающей среды на умственное развитие ребенка, также она разрабатывала методы психотерапии. Является автором визу­ально-моторного гештальттеста.

БЕРНШТЕЙН Николай Александрович(1896-1966) — оте­чественный психофизиолог. Изучал движения человека (в про­цессе труда, занятий спортом и других видах деятельности) с помощью созданных им методов исследования кимоциклогра-фии и циклограмметрии. На основании своих исследований разработал концепцию физиологии активности и формирова­ния движений человека в норме и патологии в виде иерархи­ческой многоуровневой системы. Сформулировал идею «реф­лекторного кольца», близкую к представлениям, разрабатывав­шихся П.К. Анохиным. Результаты его исследований были положены в основу практики восстановления движений у ране­ных во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы — формирования навыков у спортсменов. Его теоретичес­кие представления были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович(1857-1927) — русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Опираясь на вы­двинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психи­ческой деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения, которая первоначально получила название объек­тивной психологии (1904), затем — психорефлексологии (1910), а в дальнейшем — рефлексологии (1917). Бехтерев внес суще­ственный вклад в развитие экспериментальной психологии. Он создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, которая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета. Позднее, в 1908 г., Бехтерев основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который в настоящее время носит его имя.

БИНЕАльфред (Binet A.; 1857-1911) — французский психо­лог, доктор медицины и права, основатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии. Один из осново­положников учения о тестах, известный своими исследования-

•■ ' ■ 245

ми способностей, психического развития, индивидуально-пси-^ хологических различий. В диапазон его интересов входили про­блемы патологии сознании и личности, внушение, гипнотизм, музыкальная и шахматная память, эмоции и чувства детей, школьная психология и дефектология и некоторые другие. Со­вместно с Т. Симоном разработал первый психометрический тест интеллекта (шкалу умственного развития).

БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич(1930-1998) — украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор. С 1968 г. заведовал лабораторией клинической психологии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павло­ва. В течение ряда лет преподавал курс клинической психоло­гии в Киевском университете им. Т.Г. Шевченко. Автор свы­ше 150 научных работ, посвященных психиатрии, медицинс­кой психологии и психодиагностике.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович(1884-1941) —русский фило­соф, психолог и педагог, ученик Г. И. Челпанова, один из осно­воположников русской психологической науки. Радикально пе­ременил свое мировоззрение от Платона и Плотина к марксиз­му. В 1930-1941 гг. работал в Институте психологии, где разрабатывал теорию педологии (в частности, генетическую теорию памяти), возрастную психологию. Выступал за комп­лексный подход к изучению ребенка, рассматривая познаватель­ные и волевые процессы в учебной деятельности. Сформулиро­вал концепцию поэтапного развития памяти, согласно которой различные ее виды (моторная, аффективная, образная и вер­бальная) формируются на разных этапах развития человека в процессе изменения им окружающей действительности. Науч­ная деятельность Блонского завершилась после запрета педо­логии.

ВАЛЛОН Анри(Wallon H.; 1879-1962) — французский пси­холог, педагог, прогрессивный общественный деятель. На ос­нове патопсихологических (клинических) и экспериментальных данных с позиций диалектико-материалистической философии выдвинул ряд концепций, определивших развитие психологии во Франции и в других странах — Бельгии, Италии, Польше,

Швейцарии. Наибольшую известность получил своими иссле­дованиями, которые посвящены связи действий с познанием («От действия к мысли», 1942), а также предложенной им схе­мой онтогенетических стадий в развитии эмоциональных и по­знавательных сфер личности.

ВЕКСЛЕР Дэвид(Wechsler D.; 1896-1981) — американский психолог и психиатр, профессор клинической психологии Уни­верситетского медицинского колледжа, главный психолог Гос­питаля Бельвью. Автор методик исследования интеллекта (ва­рианты для детей и взрослых), получивших широкое призна­ние и применение во всем мире. Он впервые разделил задания теста на вербальные и невербальные, что полезно для исследо­ваний лиц с нарушениями речи. Им предложена также шкала памяти. Основные исследования направлены на изучение ин­теллекта и памяти, а также их возрастной динамики.

ВУДВОРТС Роберт Сессион(Woodworth R.S.; 1869-1962) — американскийпсихолог, плодотворно работавший в области экспериментальной, педагогической и научно-издательской деятельности более 70 лет. С 1903 г. профессор Колумбийского университета. Во время Первой мировой войны в целях проф­отбора разработал прототип личностных опросников (методику исследования эмоциональной неустойчивости).

ВУНДТ Вильгельм(Wundt W.; 1832-1920) — немецкий пси­холог, физиолог, философ и лингвист. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Вундт основал в Лейпцигском университете в 1879 г. первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая стала меж­дународным центром исследований в этой области и мировой школой психологов. У него учились многие впоследствии извест­ные психологи, в том числе Э. Титченер, Ф. Крюгер, Г. Мюнстер-берг, Ст. Холл, а также В. М. Бехтерев и Н. Н. Ланге. В создан­ной им лаборатории исследованию подвергались ощущения, ас­социации, внимание, время реакции на различные раздражители, что нашло отражение в фундаментальном труде «Основания

физиологической психологии», переведенном почти сразу после издания на все основные европейские языки, в том числе в 1880 г. на русский. Для исследования высших психических процессов Вундт использовал такие методы, как анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка. Результаты этих исследова­ний были опубликованы в десятитомном труде «Психология народов» (1900-1920), а на русский язык переведены совсем не­давно и только частично (2002). Вклад Вундта в становление мировой психологии трудно переоценить.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович(1896-1934) — один из осно­воположников советской психологии. Ему принадлежит раз­работка учения о становлении высших психических функций, в том числе речи, введение в научный обиход понятий «зона бли­жайшего развития», «структура дефекта» и ряда других. В об­ласти психологической диагностики наибольшее значение име­ют работы Выготского по генетической психологии, формиро­ванию и развитию высших психологических функций и способностей. Идеи Выготского легли в основу отечественных концепций развития и их нарушений, а также направлений ди­агностики психического развития.

ГАЛЬТОН Френсис(Galton F.; 1882-1911) — двоюродный брат Ч. Дарвина, английский антрополог и психолог, почетный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов. Был од­ним из основателей евгеники — науки о наследовании психичес­ких свойств, развившейся позже в расистское учение о разделе­нии народов на полноценные и неполноценные. Разработал близнецовый метод для установления наследственной обуслов­ленности тех или иных психических свойств. Значительное вни­мание в своих исследованиях уделял проблемам индивидуаль­ных различий человеческих способностей, заложив основы диф­ференциальной психологии. Одним из первых использовал методы математической статистики в области эксперименталь­ной психологии, а также методы корреляционного анализа экспе­риментальных данных. Последние — совместно с Ч. Пирсоном, известным математиком. Ему принадлежит приоритет в приме­нении психологических тестов, вопросников и анкет. .<.......

ГЕЗЕЛЛ Арнольд Луций(Gesell A. L.; 1880-1961) — амери­канский психолог, руководитель Йельской клиники детского развития. Его экспериментальные исследования были посвяще­ны развитию психических функций у детей. Широкую извест­ность получила разработанная им шкала измерения умствен­ного развития детей раннего возраста.

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман(Helmholtz H.; 1821-1894) — немец­кий физик, физиолог и психолог, иностранный член-корреспон­дент Петербургской академии наук. Являясь физиком по обра­зованию, он стремился внести в изучение живого организма фи­зические методы исследования. В своей работе «О сохранении силы» Гельмгольц математически обосновал закон сохране­ния энергии и положение о том, что живой организм пред­ставляет собой физико-химическую среду, в которой данный закон точно выполняется. Он впервые измерил скорость про­ведения возбуждения по нервным волокнам, что положило начало изучению времени реакции. Гельмгольц внес суще­ственный вклад в теорию восприятия. В частности, в психо­логии восприятия развивал концепцию бессознательных умо­заключений, в соответствии с которой актуальное воспри­ятие определяется уже имеющимися у человека привычными способами, за счет которых сохраняется постоянство видимо­го мира и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения. На основе данной концепции предпри­нял попытку объяснить механизмы восприятия пространства. Вслед за М.В. Ломоносовым развил трехкомпонентную тео­рию цветового зрения. Разработал резонансную теорию слу­ха. Кроме того, Гельмгольц внес значительный вклад в разви­тие мировой психологической науки. Его сотрудниками и уче­никами были В. Вундт, И.М. Сеченов и др.

ГИЛФОРД Джо Пауль(Gilford J. Р.;1897-1987) — амери­канский психолог, профессор ряда университетов США. В пе­риод Второй мировой войны выполнял заказы военного авиа­ционного ведомства. В круг его научных интересов входило изу­чение темперамента, внимания, памяти, мышления, творческой деятельности. Широкую известность получила его модель

структуры интеллекта. Разработал совместно с В. Циммерма­ном шкалу для оценки темперамента.

ГУДИНАФ Флоренс Лаура (Godenough F. L.; 1886-1959) — американский психолог, профессор Миннесотского универси­тета. Внесла значительный вклад в развитие детской психоло­гии, в частности в разработку проблем тестирования интеллек­та. Является автором известного теста «Нарисуй человека», носящего ее имя, а также одним из ведущих проектировщиков и разработчиков популярной в США методики «Minnesota Preschool» (1932).

ДЕЛЬГАДО Хосе Мануэль Родригес (Delgado H.M.; р. 1915) — испанский нейрофизиолог, лауреат нобелевской премии, в 1950-1973 гг. работавший в США. Усовершенствовал метод исследова­ния головного мозга с применением вживленных электродов. С помощью этого метода выявил и изучал функции центров, определяющих эмоциональные механизмы управления поведе­нием у животных и человека. Предложил метод раздражения этих центров для лечения психических заболеваний. Прекра­тил свои исследования, считая нравственно недопустимым уп­равление поведением человека помимо его воли.

ЖАНЕ Пьер Мари Фели (Janet P. M.; 1859-1947) — француз­ский психолог и психиатр. Занимался исследованием неврозов, психастении, психастенического характера, психических автома­тизмов. В 1920-е гг. на основе категории действия создал обще­психологическую концепцию, в которой в отличие от бихевио-ристов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Идеи Жане существенно повлияли на французских психологов XX в., таких, как Ж. Пиаже, А. Валлон и на культур­но-историческую концепцию Л.С. Выготского.

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988) — советский психолог и патопсихолог, профессор кафедры нейро- и пато­психологии факультета психологии Московского университе­та. Образование получила в Берлинском университете, ее учи­телями были такие выдающиеся ученые, как М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин. Получила мировую известность в связи с

открытием явления зависимости продуктивности запоминания от внутренней динамики потребностей («эффект Зейгарник»). С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюз­ного института экспериментальной медицины, являлась сотруд­ником Л.С. Выготского. В годы Великой Отечественной вой­ны Зейгарник вела большую практическую работу по восста­новлению трудоспособности раненых в нейрохирургическом госпитале. После войны возглавила лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Более 40 лет ее на­учной деятельности связано с МГУ. Является основоположни­ком патопсихологии в СССР.

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943) — русский де-фектолог, брат известного психиатра П. П. Кащенко. Один из организаторов высшего образования и научно-исследователь­ской работы в области дефектологии в СССР. Занимался раз­работкой дифференциальной клинической психологии, ввел в употребление термин «лечебная педагогика».

КЕЛЛИ Джордж Александер (Kelly G. А.; 1905-1967) — аме­риканский психолог, профессор университета штата Огайо. Один из основателей современной американской клинической психологии. Автор оригинальной концепции личности, осно­ванной на анализе отношений человека к миру и к окружаю­щим. Внес вклад в разработку методов диагностики личности, в частности предложил метод репертуарных решеток.

КЛАПЕРД Эдуард (Claparede E.; 1873-1940) — швейцарский психолог, профессор Женевского университета, основатель Ассоциации прикладной психологии института Руссо. Его на­учные интересы лежали в области педагогической и детской

психологии.

КОРСАКОВ Сергей Сергеевич (1854-1900) — выдающийся русский психиатр, имя которого сегодня носит специальный жур­нал. Ему принадлежит заслуга создания в 1886 г. одной из пер­вых в России экспериментально-психологической лаборатории. Придерживался естественнонаучного направления в психологии.

КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin E.; 1856-1926) —выдающий­ся немецкий психиатр, профессор Дерптского, Гельдельбергс-

кого и Мюнхенского университетов. Ему принадлежит заслуга в разработке классификации психических заболеваний. Про­являл значительный интерес к исследованию психологии боль­ных, предложил несколько методик их исследования, сотруд­ничал с В. Вундтом. Его учебник по психиатрии неоднократно переиздавался.

КРЕЧМЕР Эрнст(Kretschmer E.; 1888-1964) — немецкий психолог и психиатр. Основоположник теории, соотносящей психические свойства человека с конституцией его организма. Согласно этой теории существуют три основных типа телесной организации: пикническая, астеническая и атлетическая, каж­дой из которых соответствует определенный психический тип. Предполагается, что в случае возникновения психического за­болевания его характер будет зависеть от конституции челове­ка. Многочисленные исследования показали, что имеется тен­денция к предсказанному Кречмером развитию событий, но связь заболевания с конституцией, по-видимому, носит более сложный и опосредованный характер, что требует дальнейших исследований в этом направлении.

КЕТТЕЛЛ Джеймс Мак-Кин(Cattell J. Мс-К.; 1860-1944) — американский психолог, профессор Пенсильванского и Ко­лумбийского университетов. Основатель и первый президент Американской психологической корпорации. Ему принадле­жат классические исследования объема внимания, времени ре­акции, выявление феномена антиципации (опережающего ре­агирования) при тахистоскопическом предъявлении стимулов. Кетелл является одним из зачинателей и лидеров применения тестирования сенсорных, моторных, интеллектуальных и других психических функций.

ЛАЗУРСКИЙ Александр Федорович(1874-1917) — русский врач и психолог, основные научные труды которого посвяще­ны характерологии и классификации личностей. Будучи сотруд­ником В. М. Бехтерева, разработал методику «естественного эксперимента». Придерживаясь естественнонаучной ориента­ции, разработал «характерологию» — психологическую кон­цепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся втес-

ной связи с деятельностью нервных центров. В психической реальности выделял две сферы: эндопсихику как прирожден­ную основу личности, включающую темперамент, характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающе­му миру. На этой основе построил систему классификации лич­ностей. Лазурский одним из первых начал проводить исследо­вание личности в естественных условиях деятельности испыту­емого.

ЛАНДОЛЬТЭдмунд (Landolt E.; 1841-1926) — французский офтальмолог. Материал (кольца с разрывами, направленными в разные стороны — вверх, вниз, влево и т. д.), предложенной им таблицы для исследования остроты зрения, применяется в од­ной из распространенных методик исследования внимания — корректурной пробе. В отличие от методик, в которых применя­ются слова, буквы или цифры, корректурная проба может быть применена к тем, кто не владеет грамотой.

ЛЕОНГАРДКарл(Ьеоппагс1К.; 1904-1988) — немецкий пси­хиатр, невролог, психолог, профессор клиники Шарите универ­ситета Гумбольдта (Берлин). Работы К. Леонгарда посвящены широкому кругу проблем неврологии, психиатрии, психологии. Им разработана концепция акцентуированных личностей, на основе которой Г. Шмишек в 1970 г. опубликовал опросник, состоящий из 88 вопросов, позволяющих определить степень выраженности десяти выделенных Леонгардом типов акценту­ации. Методика была адаптирована в России, и к настоящему времени имеются ее модификации, включающие большее ко­личество вопросов, а также рассчитанные на разный возраст. ЛЕОНТЬЕВАлексей Николаевич (1903-1979) — известный советский психолог. В конце 1920-х гг., работая у Л.С. Выготс­кого и используя идеи культурно-исторической концепции, провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. возглавил харьковскую психоло­гическую школу и приступил к теоретической и эксперимен­тальной разработке проблемы деятельности. В результате им

была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в на­стоящее время одним из признанных теоретических направ­лений современной психологии. В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (де­ятельность — действие — операция — психофизиологичес­кие функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей. Логическим раз­витием данной концепции Леонтьев считал возможность со­здания целостной системы психологии как «науки о порож­дении, функционировании и строении психического отраже­ния реальности в процессе деятельности».

ЛИЧКО Андрей Евгеньевич(1926-1994) — советский пси­хиатр, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный де­ятель науки РСФСР, работал во ВНИИ им. В. М. Бехтерева. Под руководством Личко разработан патохарактерологичес-кий диагностический опросник, ориентированный преимуще­ственно на подростков, проводилась разработка и адаптация других психодиагностических методик. Его классификация лег­ла в основу методики, разработанной группой авторов в пси-хонервологическом институте им. В.М. Бехтерева, направлен­ной на выявление системы отношений больного человека.

ЛУРИЯАлександр Романович (1902-1977) — советский пси­холог, доктор психологических и медицинских наук, профессор, действительный член АПН СССР, работал заведующим кафед­рой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Уче­ник Л. С. Выготского, один из основоположников отечествен­ной нейропсихологии. Фундаментальные исследования Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психо­логическим методам диагностики локальных поражений голов­ного мозга, вопросам медицинской психологии.

МЕЙЛИ Ришар(Meili R.; 1900-1984) — швейцарский пси­холог, профессор Берлинского университета. Известен своими работами в области факторного анализа, проблем генетичес­кой психологии и психологии личности, теории и практики при-

I

менения тестов. Автор одного из популярных учебников по психологической диагностике.

МОРЕНО Джекоб Леви(Moreno J. L.; 1890-1974) — амери­канский психиатр и социолог. Профессор социологии Нью-Йоркского и Колумбийского университетов. Создатель мето­дики оценки внутригрупповых отношений — социометрии и метода коррекции этих отношений — психодрамы. Один из ос­новоположников исследований в области групповой терапии. Применил принципы психодрамы к лечению личностных рас­стройств и анализу социально-культурных феноменов. Считал основным средством решения социальных проблем упорядо­чивание отношений между людьми.

МЮНСТЕНБЕРГ Xyro(Munstenberg H.; 1863-1916) — не­мецкий психолог, родился в г. Данциге. В Лейпцигском уни­верситете учился у В. Вундта, степень доктора медицины полу­чил в Гейдельбергском университете, последние годы своей жизни работал в США, в том числе профессором психологии и руководителем лаборатории экспериментальной психологии Гарвардского университета. С 1910 г. организовал фундамен­тальные исследования, направленные на оценку применимос­ти тестов способностей для оценки возможности профессио­нальной деятельности в психологии и психофизиологии труда. Большое внимание уделял популяризации психологических знаний, подверг анализу проблемы психологии искусства и эс­тетического воспитания.

МЮРРЕЙ ГенриАлександер (Murrey H. А.; 1893-1988) —аме­риканский психолог и медик, профессор Кембриджского универ­ситета, руководитель Психологической клиники Гарвардского университета, почетный член Американской академии наук и искусств, Американской психологической ассоциации. Специа­лист в области исследования мотивационной сферы личности, теории и практики применения проективных методик.

МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич(1892-1973) — советский психолог, разрабатывал концепцию отношений личности, раз­вивая идеи своего учителя А. Ф. Лазурского. Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений к внешнему миру

I

и к самому себе, которая формируется под воздействием отра­жения сознанием человека окружающей действительности, яв­ляясь одной из форм этого отражения. Практическое примене­ние предложенная Мясищевым теория получила при проведе­нии исследований в области медицинской психологии и организации психотерапевтической помощи различным кате­гориям больных. Она положена в основу отечественного направ­ления психотерапии, получившей название патогенетической.

ОЗЕРЕЦКИЙ Николай Иванович(1893-1955) — советс­кий психиатр, академик АМН СССР. Его научная деятель­ность началась в Институте охраны здоровья детей и подрос­тков в Ленинграде. С 1929 г. он стал профессором и заведую­щим кафедрой психопатологии детского возраста Ленинградского государственного педагогического институ­та им. А.И. Герцена, а с 1933 г. — заведующим кафедрой пси­хиатрии Ленинградского медицинского института. Его науч­ные исследования посвящены проблемам психических заболе­ваний у детей и подростков, вопросам лечения и воспитания больных неврозами и психозами. Разработанная Озерецким шкала оценки моторики получила признание не только в Рос­сии, но и в большинстве европейских стран, стимулировала создание аналогичных методик зарубежными психологами.

ОСГУД Чарлз Эджертон (Osgood Ch. E.; 1916-1991) — аме­риканский психолог, общественный деятель, профессор Ил-линойсского университета, почетный член Американской пси­хологической ассоциации, Американского общества психо­лингвистов, Американской академии наук и искусств. Его исследованния посвящены проблемам социальной психоло­гии и психолингвистики. Осгуд разработал метод семанти­ческого дифференциала для психосемантического анализа личностного смыслообразования.

ПАВЛОВИван Петрович(1849-1936) — выдающийся рус­ский физиолог, лауреат Нобелевской премии, вошел в исто­рию как создатель учения о высшей нервной деятельности. Нобелевскую премию получил в 1904 г. за работы по пище­варению и кровообращению. В результате своих исследова­ний Павлов пришел к выводу о существовании сложной вза-

имосвязи между воздействиями факторов внешней среды на организм и поведением животных. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздра­жители из внешней среды, и условные рефлексы, возникаю­щие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. Развитие теоретических взглядов и анализ эк­спериментальных работ позволили Павлову разработать учение о двух сигнальных системах, где первая — сенсор­ная, а вторая — речевая, связанная со словом. Он также раз­работал концепцию анализатора, выдвинул учение о типах нервной системы, создал международную научную школу

ПИАЖЕ Жан(Piage J.; 1896-1980) — швейцарский фило­соф, психолог, зоолог, ученик Т. Симона и Д. Блейлера, про­фессор философии и психологии университетов в Женеве, Не-вшателе, Лозанне, почетный профессор Сорбонны и Пенсиль­ванского университета. Внес выдающийся вклад в решение проблем генетической психологии, возрастного развития ин­теллекта, восприятия речи. Ему принадлежит концепция раз­вития психики ребенка как трансформации совершаемых им действий (операций).

ПИРСОН Карл(Pearson К.; 1857-1936) — английский ма­тематик, профессор Кембриджского университета, с 1911 по 1933 г. директор Гальтоновской лаборатории евгеники. Ему принадлежит инициатива разработки ряда наиболее распро­страненных процедур статистического анализа и широкого внедрения статистических методов в биологию и психологию.

РОЗАНОВ Арон Иешуа(Rosanoff A. J.; 1878-1943) — аме­риканский психолог. Совместно с Г. Кентом разработал тест словесных ассоциаций, широко используемый в зарубежной психодиагностике для исследования вербального поведения и свойств личности.

РОЗЕНЦВЕЙГСаул (Rosenzweig S.; р. 1907) — американ­ский психолог, профессор университета Сент-Луис. Наиболее известен разработкой теории фрустрации и созданием на ее основе рисуночных проективных тестов для детей и взрослых.

9 3ак. 4164

Проводил исследования шизофрении, теоретически разрабо­тал вопросы психологической диагностики, в частности про­ективной психологии.

РОРШАХ Герман(Rorshach H.; 1884-1922) — швейцарский психиатр, один из основателей современной психологической диагностики. Ему принадлежит инициатива введения в науч­ный оборот термина «психодиагностика». Создал проективный рисуночный метод «тест чернильных пятен», вошедший в ши­рокое употребление под именем автора, основанного на его исследованиях закономерностей восприятия слабоструктуриро­ванных объектов, начатых им в 1911 г. Стимульный материал методики представлен пятью черно-белыми и пятью цветными тестовыми таблицами, которые предлагаются испытуемому последовательно одна за другой. Диагностическое заключение делается на основании трактовки свободных высказываний испытуемого по поводу каждой таблицы. На сегодняшний день существуют сотни исследований, посвященной этой методике, предложены разнообразные схемы оценки ее результатов. Не­смотря на это крупный тестолог А. Анастази не относит мето­дику Роршаха к категории соответствующих требованиям со­временной психометрики.

РОССОЛИМО Григорий Иванович(1860-1928) — русский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Московского уни­верситета. Один из инициаторов создания общества невропато­логов и психиатров, а также Журнала невропатологии и психи­атрии им. С.С. Корсакова. Стоит у истоков отечественной дет­ской неврологии. Предложил ряд приборов для объективного исследования состояния нервной системы. Описал патологичес­кий рефлекс, названный его именем. Его научные интересы ка­сались проблем детской психологии, дефектологии, медицинской психологии, тестового исследования умственного развития. Раз­работал методику количественной оценки психических свойств, дающую целостное представление о личности в виде индивиду­ального своеобразного профиля. Задания дифференцировались в зависимости от категории испытуемых: детей, взрослых, ин­теллигентных и неинтеллигентных. На основе разработанной

I

методики предлагал критерии типологии, в том числе позво­ляющей установить наличие умственной отсталости.

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович(1889-1960) — совет­ский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое обра­зование получил в Марбурге. Несколько лет возглавлял Ин­ститут психологии. Создал в МГУ им. М.В. Ломоносова ка­федру, а затем отделение психологии, а в Институте филосо­фии АН СССР — сектор психологии. Сформулировал в 1922 г. принцип единства сознания и деятельности в своей статье «Принцип творческой самодеятельности», который в дальней­шем был положен в основу деятельностного подхода. Наиболь­шую известность приобрел благодаря своему обобщающему фундаментальному труду «Основы общей психологии», вышед­шего в 1940 г., удостоенному Государственной премии и полу­чившему высокие оценки ведущих отечественных психологов. РЫБАКОВ Федор Егорович(1868-1920) — врач Психиат­рической клиники Московского университета. Вместе с други­ми сторонниками психогигиены Г.И. Россолимо и А.Н. Берн-штейном организовал Общество экспериментальной психоло­гии (1910) для пропаганды применения тестов в педагогике и психиатрии. Создал «Атлас изучения личности методами экс­периментальной психологии» (1910), предназначенный для ре­шения педагогических и медико-диагностических задач.

СЕГЕНЭдуард (Seguin E.; 1812-1880) — французский пси­хиатр, основатель школ для детей с глубокой умственной от­сталостью во Франции и США. Получил мировую известность благодаря исследованиям в области невропатологии и психи­атрии нарушений умственного развития, а также в результате разработки ряда методов обследования и лечения таких боль­н

Наши рекомендации