Биографические сведения об ученых
АДЛЕР Альфред(Adler A.; 1870-1937) — австрийский психолог, один из ведущих представителей психоаналитического направления. Защитил в 1895 г. в Вене докторскую диссертацию по медицине. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество, а с 1911 г. приступил к созданию своей научной школы «индивидуальной психологии». В своем учении отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности в противоположность представлениям 3. Фрейда о неизбежном антогонизме между сознательным и бессознательным. По Адлеру, в основе развития личности лежит стремление к превосходству, успеху, готовность к сотрудничеству ради достижения общей цели. Недостаточно развитое чувство общности приводит к патологии. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии.
АЙЗЕНК Ганс Юрген(Eysenck H. J.; 1916-1997) — английский психолог, профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии. Один из основоположников клинико-психологического направления исследований в Великобритании. Автор многочисленных работ, посвященных структуре, развитию и расстройствам личности. Айзенку принадлежит весомый вклад в разработку психодиагностических методов, прежде всего личностных опросников, получивших широкое распространение во всем мире, а
242 . • ■ ■ ■
также поведенческих методов лечения неврозов и других расстройств личности. Он разработал оригинальную модель личности, двухфакторную теорию социальных установок личности, трехфакторную теорию памяти.
АМТХАУЭР Рудольф(Amthauer R.; р. 1920) — немецкий психолог, специализирующийся в области прикладной психологии, в частности в профессиональной психодиагностики. В своих исследованиях Амтхауэр значительное внимание уделяет анализу структуры интеллекта, ее связи с профессиональной деятельностью. Наибольшую известность получил благодаря разработке теста структуры интеллекта.
АНАНЬЕВ Борис Герасимович(1907-1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга под руководством В.М. Бехтерева. С 1968 по 1972 г. возглавлял в качестве декана факультет психологии ЛГУ. Является создателем ленинградской психологической школы, в центре которой была идея необходимости объединения усилий разных специалистов по созданию единой концепции человекознания. Ему принадлежат фундаментальные работы в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии.
АНАСТАЗИAHHa(AnastasiA.;p. 1908) — американский психолог, профессор, президент Американской психологической ассоциации (1971-1972), руководитель психологического факультета Университета Фордхам. Один из ведущих мировых специалистов в области психологической диагностики и дифференциальной психологии. Ей принадлежит разработка широкого круга проблем в области теории психических измерений, создания тестов, применения методов математической статистики (факторного анализа), использования компьютеров в психодиагностике, диагностики психического развития детей.
АНОХИН Петр Кузьмич(1898-1974) — известный русский физиолог, ученик И.П. Павлова, развивавший представления своего учителя о системной работе мозга. Пересмотрел роль подкрепления в организации поведения животного, рассматривая его вкачестве афферентного сигнала о самой реакции
(обратной связи), свидетельствующий о соответствии ожидаемому результату (акцептору действия). На этой основе им была разработана теория функциональных систем, которая получила широкую известность во всем мире. Предложенная Анохиным теория способствовала пониманию механизмов адаптации живых существ к меняющимся условиям окружающей среды.
БАНДУРААльберт (Bandura А.; 1925-1988) — американский психолог, автор теории социального научения. Окончил Университет Британской Колумбии в 1949 г., в 1951 г. получил степень магистра. Работал в Стенфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в психологии. Пересмотрел представления бихевиористов о том, что человеческое поведение строится по схеме «стимул—реакция», разработав свою модель. На основании многочисленных исследований предложил новую формулировку инструментального обусловливания. Подкрепление рассматривалось им как фактор, способствующий научению, а не как единственная его детерминанта. Главной детерминан-той человеческого поведения считал наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. Согласно его представлениям, та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. В качестве такого последствия может выступать не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения. Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Бандура показал в своих исследованиях, что гнев как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, проявляется тогда, когда в условиях данной ситуации он оказывается социально приемлемым.
БЕНДЕР Лауретта(Bender L.; 1897-1991) — американский детский психиатр, работала в Нью-Йоркском психиатрическом госпитале для детей. Предметом ее исследований были проблемы шизофрении у детей, влияния воспитания и особенностей
244 •
окружающей среды на умственное развитие ребенка, также она разрабатывала методы психотерапии. Является автором визуально-моторного гештальттеста.
БЕРНШТЕЙН Николай Александрович(1896-1966) — отечественный психофизиолог. Изучал движения человека (в процессе труда, занятий спортом и других видах деятельности) с помощью созданных им методов исследования кимоциклогра-фии и циклограмметрии. На основании своих исследований разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии в виде иерархической многоуровневой системы. Сформулировал идею «рефлекторного кольца», близкую к представлениям, разрабатывавшихся П.К. Анохиным. Результаты его исследований были положены в основу практики восстановления движений у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы — формирования навыков у спортсменов. Его теоретические представления были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович(1857-1927) — русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения, которая первоначально получила название объективной психологии (1904), затем — психорефлексологии (1910), а в дальнейшем — рефлексологии (1917). Бехтерев внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии. Он создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, которая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета. Позднее, в 1908 г., Бехтерев основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который в настоящее время носит его имя.
БИНЕАльфред (Binet A.; 1857-1911) — французский психолог, доктор медицины и права, основатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии. Один из основоположников учения о тестах, известный своими исследования-
•■ ' ■ 245
ми способностей, психического развития, индивидуально-пси-^ хологических различий. В диапазон его интересов входили проблемы патологии сознании и личности, внушение, гипнотизм, музыкальная и шахматная память, эмоции и чувства детей, школьная психология и дефектология и некоторые другие. Совместно с Т. Симоном разработал первый психометрический тест интеллекта (шкалу умственного развития).
БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич(1930-1998) — украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор. С 1968 г. заведовал лабораторией клинической психологии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павлова. В течение ряда лет преподавал курс клинической психологии в Киевском университете им. Т.Г. Шевченко. Автор свыше 150 научных работ, посвященных психиатрии, медицинской психологии и психодиагностике.
БЛОНСКИЙ Павел Петрович(1884-1941) —русский философ, психолог и педагог, ученик Г. И. Челпанова, один из основоположников русской психологической науки. Радикально переменил свое мировоззрение от Платона и Плотина к марксизму. В 1930-1941 гг. работал в Институте психологии, где разрабатывал теорию педологии (в частности, генетическую теорию памяти), возрастную психологию. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка, рассматривая познавательные и волевые процессы в учебной деятельности. Сформулировал концепцию поэтапного развития памяти, согласно которой различные ее виды (моторная, аффективная, образная и вербальная) формируются на разных этапах развития человека в процессе изменения им окружающей действительности. Научная деятельность Блонского завершилась после запрета педологии.
ВАЛЛОН Анри(Wallon H.; 1879-1962) — французский психолог, педагог, прогрессивный общественный деятель. На основе патопсихологических (клинических) и экспериментальных данных с позиций диалектико-материалистической философии выдвинул ряд концепций, определивших развитие психологии во Франции и в других странах — Бельгии, Италии, Польше,
Швейцарии. Наибольшую известность получил своими исследованиями, которые посвящены связи действий с познанием («От действия к мысли», 1942), а также предложенной им схемой онтогенетических стадий в развитии эмоциональных и познавательных сфер личности.
ВЕКСЛЕР Дэвид(Wechsler D.; 1896-1981) — американский психолог и психиатр, профессор клинической психологии Университетского медицинского колледжа, главный психолог Госпиталя Бельвью. Автор методик исследования интеллекта (варианты для детей и взрослых), получивших широкое признание и применение во всем мире. Он впервые разделил задания теста на вербальные и невербальные, что полезно для исследований лиц с нарушениями речи. Им предложена также шкала памяти. Основные исследования направлены на изучение интеллекта и памяти, а также их возрастной динамики.
ВУДВОРТС Роберт Сессион(Woodworth R.S.; 1869-1962) — американскийпсихолог, плодотворно работавший в области экспериментальной, педагогической и научно-издательской деятельности более 70 лет. С 1903 г. профессор Колумбийского университета. Во время Первой мировой войны в целях профотбора разработал прототип личностных опросников (методику исследования эмоциональной неустойчивости).
ВУНДТ Вильгельм(Wundt W.; 1832-1920) — немецкий психолог, физиолог, философ и лингвист. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Вундт основал в Лейпцигском университете в 1879 г. первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая стала международным центром исследований в этой области и мировой школой психологов. У него учились многие впоследствии известные психологи, в том числе Э. Титченер, Ф. Крюгер, Г. Мюнстер-берг, Ст. Холл, а также В. М. Бехтерев и Н. Н. Ланге. В созданной им лаборатории исследованию подвергались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на различные раздражители, что нашло отражение в фундаментальном труде «Основания
физиологической психологии», переведенном почти сразу после издания на все основные европейские языки, в том числе в 1880 г. на русский. Для исследования высших психических процессов Вундт использовал такие методы, как анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка. Результаты этих исследований были опубликованы в десятитомном труде «Психология народов» (1900-1920), а на русский язык переведены совсем недавно и только частично (2002). Вклад Вундта в становление мировой психологии трудно переоценить.
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович(1896-1934) — один из основоположников советской психологии. Ему принадлежит разработка учения о становлении высших психических функций, в том числе речи, введение в научный обиход понятий «зона ближайшего развития», «структура дефекта» и ряда других. В области психологической диагностики наибольшее значение имеют работы Выготского по генетической психологии, формированию и развитию высших психологических функций и способностей. Идеи Выготского легли в основу отечественных концепций развития и их нарушений, а также направлений диагностики психического развития.
ГАЛЬТОН Френсис(Galton F.; 1882-1911) — двоюродный брат Ч. Дарвина, английский антрополог и психолог, почетный доктор Оксфордского и Кембриджского университетов. Был одним из основателей евгеники — науки о наследовании психических свойств, развившейся позже в расистское учение о разделении народов на полноценные и неполноценные. Разработал близнецовый метод для установления наследственной обусловленности тех или иных психических свойств. Значительное внимание в своих исследованиях уделял проблемам индивидуальных различий человеческих способностей, заложив основы дифференциальной психологии. Одним из первых использовал методы математической статистики в области экспериментальной психологии, а также методы корреляционного анализа экспериментальных данных. Последние — совместно с Ч. Пирсоном, известным математиком. Ему принадлежит приоритет в применении психологических тестов, вопросников и анкет. .<.......
ГЕЗЕЛЛ Арнольд Луций(Gesell A. L.; 1880-1961) — американский психолог, руководитель Йельской клиники детского развития. Его экспериментальные исследования были посвящены развитию психических функций у детей. Широкую известность получила разработанная им шкала измерения умственного развития детей раннего возраста.
ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман(Helmholtz H.; 1821-1894) — немецкий физик, физиолог и психолог, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук. Являясь физиком по образованию, он стремился внести в изучение живого организма физические методы исследования. В своей работе «О сохранении силы» Гельмгольц математически обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм представляет собой физико-химическую среду, в которой данный закон точно выполняется. Он впервые измерил скорость проведения возбуждения по нервным волокнам, что положило начало изучению времени реакции. Гельмгольц внес существенный вклад в теорию восприятия. В частности, в психологии восприятия развивал концепцию бессознательных умозаключений, в соответствии с которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у человека привычными способами, за счет которых сохраняется постоянство видимого мира и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения. На основе данной концепции предпринял попытку объяснить механизмы восприятия пространства. Вслед за М.В. Ломоносовым развил трехкомпонентную теорию цветового зрения. Разработал резонансную теорию слуха. Кроме того, Гельмгольц внес значительный вклад в развитие мировой психологической науки. Его сотрудниками и учениками были В. Вундт, И.М. Сеченов и др.
ГИЛФОРД Джо Пауль(Gilford J. Р.;1897-1987) — американский психолог, профессор ряда университетов США. В период Второй мировой войны выполнял заказы военного авиационного ведомства. В круг его научных интересов входило изучение темперамента, внимания, памяти, мышления, творческой деятельности. Широкую известность получила его модель
структуры интеллекта. Разработал совместно с В. Циммерманом шкалу для оценки темперамента.
ГУДИНАФ Флоренс Лаура (Godenough F. L.; 1886-1959) — американский психолог, профессор Миннесотского университета. Внесла значительный вклад в развитие детской психологии, в частности в разработку проблем тестирования интеллекта. Является автором известного теста «Нарисуй человека», носящего ее имя, а также одним из ведущих проектировщиков и разработчиков популярной в США методики «Minnesota Preschool» (1932).
ДЕЛЬГАДО Хосе Мануэль Родригес (Delgado H.M.; р. 1915) — испанский нейрофизиолог, лауреат нобелевской премии, в 1950-1973 гг. работавший в США. Усовершенствовал метод исследования головного мозга с применением вживленных электродов. С помощью этого метода выявил и изучал функции центров, определяющих эмоциональные механизмы управления поведением у животных и человека. Предложил метод раздражения этих центров для лечения психических заболеваний. Прекратил свои исследования, считая нравственно недопустимым управление поведением человека помимо его воли.
ЖАНЕ Пьер Мари Фели (Janet P. M.; 1859-1947) — французский психолог и психиатр. Занимался исследованием неврозов, психастении, психастенического характера, психических автоматизмов. В 1920-е гг. на основе категории действия создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевио-ристов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Идеи Жане существенно повлияли на французских психологов XX в., таких, как Ж. Пиаже, А. Валлон и на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского.
ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988) — советский психолог и патопсихолог, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Образование получила в Берлинском университете, ее учителями были такие выдающиеся ученые, как М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин. Получила мировую известность в связи с
открытием явления зависимости продуктивности запоминания от внутренней динамики потребностей («эффект Зейгарник»). С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины, являлась сотрудником Л.С. Выготского. В годы Великой Отечественной войны Зейгарник вела большую практическую работу по восстановлению трудоспособности раненых в нейрохирургическом госпитале. После войны возглавила лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Более 40 лет ее научной деятельности связано с МГУ. Является основоположником патопсихологии в СССР.
КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943) — русский де-фектолог, брат известного психиатра П. П. Кащенко. Один из организаторов высшего образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии в СССР. Занимался разработкой дифференциальной клинической психологии, ввел в употребление термин «лечебная педагогика».
КЕЛЛИ Джордж Александер (Kelly G. А.; 1905-1967) — американский психолог, профессор университета штата Огайо. Один из основателей современной американской клинической психологии. Автор оригинальной концепции личности, основанной на анализе отношений человека к миру и к окружающим. Внес вклад в разработку методов диагностики личности, в частности предложил метод репертуарных решеток.
КЛАПЕРД Эдуард (Claparede E.; 1873-1940) — швейцарский психолог, профессор Женевского университета, основатель Ассоциации прикладной психологии института Руссо. Его научные интересы лежали в области педагогической и детской
психологии.
КОРСАКОВ Сергей Сергеевич (1854-1900) — выдающийся русский психиатр, имя которого сегодня носит специальный журнал. Ему принадлежит заслуга создания в 1886 г. одной из первых в России экспериментально-психологической лаборатории. Придерживался естественнонаучного направления в психологии.
КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin E.; 1856-1926) —выдающийся немецкий психиатр, профессор Дерптского, Гельдельбергс-
кого и Мюнхенского университетов. Ему принадлежит заслуга в разработке классификации психических заболеваний. Проявлял значительный интерес к исследованию психологии больных, предложил несколько методик их исследования, сотрудничал с В. Вундтом. Его учебник по психиатрии неоднократно переиздавался.
КРЕЧМЕР Эрнст(Kretschmer E.; 1888-1964) — немецкий психолог и психиатр. Основоположник теории, соотносящей психические свойства человека с конституцией его организма. Согласно этой теории существуют три основных типа телесной организации: пикническая, астеническая и атлетическая, каждой из которых соответствует определенный психический тип. Предполагается, что в случае возникновения психического заболевания его характер будет зависеть от конституции человека. Многочисленные исследования показали, что имеется тенденция к предсказанному Кречмером развитию событий, но связь заболевания с конституцией, по-видимому, носит более сложный и опосредованный характер, что требует дальнейших исследований в этом направлении.
КЕТТЕЛЛ Джеймс Мак-Кин(Cattell J. Мс-К.; 1860-1944) — американский психолог, профессор Пенсильванского и Колумбийского университетов. Основатель и первый президент Американской психологической корпорации. Ему принадлежат классические исследования объема внимания, времени реакции, выявление феномена антиципации (опережающего реагирования) при тахистоскопическом предъявлении стимулов. Кетелл является одним из зачинателей и лидеров применения тестирования сенсорных, моторных, интеллектуальных и других психических функций.
ЛАЗУРСКИЙ Александр Федорович(1874-1917) — русский врач и психолог, основные научные труды которого посвящены характерологии и классификации личностей. Будучи сотрудником В. М. Бехтерева, разработал методику «естественного эксперимента». Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал «характерологию» — психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся втес-
ной связи с деятельностью нервных центров. В психической реальности выделял две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности, включающую темперамент, характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру. На этой основе построил систему классификации личностей. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
ЛАНДОЛЬТЭдмунд (Landolt E.; 1841-1926) — французский офтальмолог. Материал (кольца с разрывами, направленными в разные стороны — вверх, вниз, влево и т. д.), предложенной им таблицы для исследования остроты зрения, применяется в одной из распространенных методик исследования внимания — корректурной пробе. В отличие от методик, в которых применяются слова, буквы или цифры, корректурная проба может быть применена к тем, кто не владеет грамотой.
ЛЕОНГАРДКарл(Ьеоппагс1К.; 1904-1988) — немецкий психиатр, невролог, психолог, профессор клиники Шарите университета Гумбольдта (Берлин). Работы К. Леонгарда посвящены широкому кругу проблем неврологии, психиатрии, психологии. Им разработана концепция акцентуированных личностей, на основе которой Г. Шмишек в 1970 г. опубликовал опросник, состоящий из 88 вопросов, позволяющих определить степень выраженности десяти выделенных Леонгардом типов акцентуации. Методика была адаптирована в России, и к настоящему времени имеются ее модификации, включающие большее количество вопросов, а также рассчитанные на разный возраст. ЛЕОНТЬЕВАлексей Николаевич (1903-1979) — известный советский психолог. В конце 1920-х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. возглавил харьковскую психологическую школу и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им
была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей. Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».
ЛИЧКО Андрей Евгеньевич(1926-1994) — советский психиатр, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, работал во ВНИИ им. В. М. Бехтерева. Под руководством Личко разработан патохарактерологичес-кий диагностический опросник, ориентированный преимущественно на подростков, проводилась разработка и адаптация других психодиагностических методик. Его классификация легла в основу методики, разработанной группой авторов в пси-хонервологическом институте им. В.М. Бехтерева, направленной на выявление системы отношений больного человека.
ЛУРИЯАлександр Романович (1902-1977) — советский психолог, доктор психологических и медицинских наук, профессор, действительный член АПН СССР, работал заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Ученик Л. С. Выготского, один из основоположников отечественной нейропсихологии. Фундаментальные исследования Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, психологическим методам диагностики локальных поражений головного мозга, вопросам медицинской психологии.
МЕЙЛИ Ришар(Meili R.; 1900-1984) — швейцарский психолог, профессор Берлинского университета. Известен своими работами в области факторного анализа, проблем генетической психологии и психологии личности, теории и практики при-
I
менения тестов. Автор одного из популярных учебников по психологической диагностике.
МОРЕНО Джекоб Леви(Moreno J. L.; 1890-1974) — американский психиатр и социолог. Профессор социологии Нью-Йоркского и Колумбийского университетов. Создатель методики оценки внутригрупповых отношений — социометрии и метода коррекции этих отношений — психодрамы. Один из основоположников исследований в области групповой терапии. Применил принципы психодрамы к лечению личностных расстройств и анализу социально-культурных феноменов. Считал основным средством решения социальных проблем упорядочивание отношений между людьми.
МЮНСТЕНБЕРГ Xyro(Munstenberg H.; 1863-1916) — немецкий психолог, родился в г. Данциге. В Лейпцигском университете учился у В. Вундта, степень доктора медицины получил в Гейдельбергском университете, последние годы своей жизни работал в США, в том числе профессором психологии и руководителем лаборатории экспериментальной психологии Гарвардского университета. С 1910 г. организовал фундаментальные исследования, направленные на оценку применимости тестов способностей для оценки возможности профессиональной деятельности в психологии и психофизиологии труда. Большое внимание уделял популяризации психологических знаний, подверг анализу проблемы психологии искусства и эстетического воспитания.
МЮРРЕЙ ГенриАлександер (Murrey H. А.; 1893-1988) —американский психолог и медик, профессор Кембриджского университета, руководитель Психологической клиники Гарвардского университета, почетный член Американской академии наук и искусств, Американской психологической ассоциации. Специалист в области исследования мотивационной сферы личности, теории и практики применения проективных методик.
МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич(1892-1973) — советский психолог, разрабатывал концепцию отношений личности, развивая идеи своего учителя А. Ф. Лазурского. Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений к внешнему миру
I
и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Практическое применение предложенная Мясищевым теория получила при проведении исследований в области медицинской психологии и организации психотерапевтической помощи различным категориям больных. Она положена в основу отечественного направления психотерапии, получившей название патогенетической.
ОЗЕРЕЦКИЙ Николай Иванович(1893-1955) — советский психиатр, академик АМН СССР. Его научная деятельность началась в Институте охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде. С 1929 г. он стал профессором и заведующим кафедрой психопатологии детского возраста Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, а с 1933 г. — заведующим кафедрой психиатрии Ленинградского медицинского института. Его научные исследования посвящены проблемам психических заболеваний у детей и подростков, вопросам лечения и воспитания больных неврозами и психозами. Разработанная Озерецким шкала оценки моторики получила признание не только в России, но и в большинстве европейских стран, стимулировала создание аналогичных методик зарубежными психологами.
ОСГУД Чарлз Эджертон (Osgood Ch. E.; 1916-1991) — американский психолог, общественный деятель, профессор Ил-линойсского университета, почетный член Американской психологической ассоциации, Американского общества психолингвистов, Американской академии наук и искусств. Его исследованния посвящены проблемам социальной психологии и психолингвистики. Осгуд разработал метод семантического дифференциала для психосемантического анализа личностного смыслообразования.
ПАВЛОВИван Петрович(1849-1936) — выдающийся русский физиолог, лауреат Нобелевской премии, вошел в историю как создатель учения о высшей нервной деятельности. Нобелевскую премию получил в 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению. В результате своих исследований Павлов пришел к выводу о существовании сложной вза-
имосвязи между воздействиями факторов внешней среды на организм и поведением животных. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. Развитие теоретических взглядов и анализ экспериментальных работ позволили Павлову разработать учение о двух сигнальных системах, где первая — сенсорная, а вторая — речевая, связанная со словом. Он также разработал концепцию анализатора, выдвинул учение о типах нервной системы, создал международную научную школу
ПИАЖЕ Жан(Piage J.; 1896-1980) — швейцарский философ, психолог, зоолог, ученик Т. Симона и Д. Блейлера, профессор философии и психологии университетов в Женеве, Не-вшателе, Лозанне, почетный профессор Сорбонны и Пенсильванского университета. Внес выдающийся вклад в решение проблем генетической психологии, возрастного развития интеллекта, восприятия речи. Ему принадлежит концепция развития психики ребенка как трансформации совершаемых им действий (операций).
ПИРСОН Карл(Pearson К.; 1857-1936) — английский математик, профессор Кембриджского университета, с 1911 по 1933 г. директор Гальтоновской лаборатории евгеники. Ему принадлежит инициатива разработки ряда наиболее распространенных процедур статистического анализа и широкого внедрения статистических методов в биологию и психологию.
РОЗАНОВ Арон Иешуа(Rosanoff A. J.; 1878-1943) — американский психолог. Совместно с Г. Кентом разработал тест словесных ассоциаций, широко используемый в зарубежной психодиагностике для исследования вербального поведения и свойств личности.
РОЗЕНЦВЕЙГСаул (Rosenzweig S.; р. 1907) — американский психолог, профессор университета Сент-Луис. Наиболее известен разработкой теории фрустрации и созданием на ее основе рисуночных проективных тестов для детей и взрослых.
9 3ак. 4164
Проводил исследования шизофрении, теоретически разработал вопросы психологической диагностики, в частности проективной психологии.
РОРШАХ Герман(Rorshach H.; 1884-1922) — швейцарский психиатр, один из основателей современной психологической диагностики. Ему принадлежит инициатива введения в научный оборот термина «психодиагностика». Создал проективный рисуночный метод «тест чернильных пятен», вошедший в широкое употребление под именем автора, основанного на его исследованиях закономерностей восприятия слабоструктурированных объектов, начатых им в 1911 г. Стимульный материал методики представлен пятью черно-белыми и пятью цветными тестовыми таблицами, которые предлагаются испытуемому последовательно одна за другой. Диагностическое заключение делается на основании трактовки свободных высказываний испытуемого по поводу каждой таблицы. На сегодняшний день существуют сотни исследований, посвященной этой методике, предложены разнообразные схемы оценки ее результатов. Несмотря на это крупный тестолог А. Анастази не относит методику Роршаха к категории соответствующих требованиям современной психометрики.
РОССОЛИМО Григорий Иванович(1860-1928) — русский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Московского университета. Один из инициаторов создания общества невропатологов и психиатров, а также Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Стоит у истоков отечественной детской неврологии. Предложил ряд приборов для объективного исследования состояния нервной системы. Описал патологический рефлекс, названный его именем. Его научные интересы касались проблем детской психологии, дефектологии, медицинской психологии, тестового исследования умственного развития. Разработал методику количественной оценки психических свойств, дающую целостное представление о личности в виде индивидуального своеобразного профиля. Задания дифференцировались в зависимости от категории испытуемых: детей, взрослых, интеллигентных и неинтеллигентных. На основе разработанной
I
методики предлагал критерии типологии, в том числе позволяющей установить наличие умственной отсталости.
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович(1889-1960) — советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. Несколько лет возглавлял Институт психологии. Создал в МГУ им. М.В. Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР — сектор психологии. Сформулировал в 1922 г. принцип единства сознания и деятельности в своей статье «Принцип творческой самодеятельности», который в дальнейшем был положен в основу деятельностного подхода. Наибольшую известность приобрел благодаря своему обобщающему фундаментальному труду «Основы общей психологии», вышедшего в 1940 г., удостоенному Государственной премии и получившему высокие оценки ведущих отечественных психологов. РЫБАКОВ Федор Егорович(1868-1920) — врач Психиатрической клиники Московского университета. Вместе с другими сторонниками психогигиены Г.И. Россолимо и А.Н. Берн-штейном организовал Общество экспериментальной психологии (1910) для пропаганды применения тестов в педагогике и психиатрии. Создал «Атлас изучения личности методами экспериментальной психологии» (1910), предназначенный для решения педагогических и медико-диагностических задач.
СЕГЕНЭдуард (Seguin E.; 1812-1880) — французский психиатр, основатель школ для детей с глубокой умственной отсталостью во Франции и США. Получил мировую известность благодаря исследованиям в области невропатологии и психиатрии нарушений умственного развития, а также в результате разработки ряда методов обследования и лечения таких больн