Количество проведенных занятий
Рис. 11. Количество запинок в речи заикающихся после проведенияразного количествазанятий с логопедом
ГЛАВА 8
О О |
к
00 О |
О. га О О
2о
ш
I п
3 4 5 6
Возраст, лет
: ,т!
не. 12. Объем активного словаря (в условных единицах)
у детей разного возраста без нарушений речи
Если взглянуть на рис. 12, то в нем обращает на себя внимание странное снижение объема словаря после пяти лет. В действительности такой результат — следствие недостаточной выборки детей. Если 3-, 4- и 5-летние дети представлены группами по сто человек, то 6-летние — только пятью, и в силу случайных обстоятельств именно их словарь оказался в области наименьших значений для этой группы детей.
Приведенные примеры иллюстрируют только некоторые из возможных ошибок при использовании методов наглядного представления результатов психодиагностического исследования. Они свидетельствуют, что к построению графиков и рисунков нужно относиться предельно ответственно, соблюдая все правила. К таким правилам относится также максимально четкое обозначение приводимых на рисунке характеристик.
Избежать типичных ошибок помогут несколько общих правил построения графиков, используемых в психологии и педагогике.
1. Заглавие обычно располагают под рисунком в отличие
от таблицы, когда оно помещается над ней.
2. График должен строиться с учетом того, что его будут
читать слева направо.
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
3. Не следует изображать количество линейных величин с
помощью площадей или объемов, так как это мешает их пра
вильному истолкованию.
4. Вертикальную шкалу всегда следует начинать с нулевой
отметки.
5. Если нулевая линия вертикальной шкалы окажется не пер
пендикулярной по отношению к графику, то она должна быть
показана с помощью горизонтальной оси.
6. Нулевые линии шкал для кривой следует резко отграни
чивать от других координатных линий.
7. Для кривых, которые имеют шкалу, изображающую про
центы, желательно выделить каким-то образом линию 100 % или
другие линии, используемые в качестве основы для сравнения.
8. Когда шкала относится к датам, а представляемый пери
од является неполным, лучше не выделять первые и последние
ординаты, чтобы не создавать иллюзию завершенности выде
ленного периода.
9. Когда кривые рисуются в логарифмических координатах,
ограничительные линии должны находиться на том же уровне,
кратном десяти, на логарифмических шкалах.
10. Рекомендуется показывать не больше координатных ли
ний, чем это необходимо, чтобы облегчить чтение диаграммы,
т. е. не засорять рисунок излишней информацией.
11. Кривые линии диаграммы должны резко отличаться от
прямых.
12. Для кривых, характеризующих группы наблюдений, ре
комендуется по возможности ясно указывать все кривые, пред
ставляющие отдельные наблюдения.
13. Горизонтальную шкалу для кривых следует читать, как
правило, слева направо, а вертикальную — снизу вверх.
14. Цифры на шкалах следует располагать слева и снизу или
вдоль соответствующих осей.
15. Желательно включать в график цифровые данные или
изображаемые формулы.
16. Если цифровые данные не попали на график, желательно
привести данные в таблице, сопровождающей график.
ГЛАВА 8
17. Все обозначения и цифры для удобства чтения следует
располагать от основания как начала или с правого края как
начала. ,
18. Наименования следует делать возможно яснее и полнее.
Если это требуется, необходимо дополнительно вводить под
заголовки или пояснения.
ПРИМЕР АНАЛИЗА И ОПИСАНИЯ ДАННЫХ
''.)(
Цель данного исследования — изучение эмоционально-нравственной сферы детей с ЗПР. выявление нарушений в этой сфере и разработка системы коррекционно-развивающей работы. В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): в экспериментальной группе — 20 детей с ЗПР и в контрольной группе — 20 детей с нормой развития.
Методика констатирующего эксперимента была сформирована на основании педагогических и психологических работ Е.И. Изотовой. Е.В. Никифоровой, Г.А. Урунтаевой, P.P. Калининой.
Обследование детей включало в себя 6 заданий, которые оценивались по четырехбалльной шкале. Эмоциональная сфера:
задание 1 — на восприятие экспрессивных признаков эмоций по схеме (пиктограмма);
задание 2 — на идентификацию эмоций по полному изображению (фотография);
задание 3 — на понимание содержания эмоций в эмоциональных ситуациях.
Нравственная сфера:
задание 4 — на сформированное^ понятий о нравственных категориях (когнитивный компонент);
232 !
Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы
задание 5 — на определение эмоционального отношения к нравственным нормам (эмоциональный компонент);
задание 6 — на выявление нравственного поведения во взаимодействии со сверстниками (поведенческий компонент).
Все полученные показатели для первичного анализа представлены в сводной табл. 9.
Для определения степени выраженности показателей было проведено ранжирование их по средним данным, и результаты представлены в виде гистограммы (рис 13).