Количество проведенных занятий

Рис. 11. Количество запинок в речи заикающихся после проведенияразного количествазанятий с логопедом





ГЛАВА 8

О О

к

00 О

О. га О О

ш

I п

3 4 5 6

Возраст, лет

: ,т!

не. 12. Объем активного словаря (в условных единицах)

у детей разного возраста без нарушений речи

Если взглянуть на рис. 12, то в нем обращает на себя вни­мание странное снижение объема словаря после пяти лет. В действительности такой результат — следствие недостаточ­ной выборки детей. Если 3-, 4- и 5-летние дети представлены группами по сто человек, то 6-летние — только пятью, и в силу случайных обстоятельств именно их словарь оказался в области наименьших значений для этой группы детей.

Приведенные примеры иллюстрируют только некоторые из возможных ошибок при использовании методов наглядного представления результатов психодиагностического исследова­ния. Они свидетельствуют, что к построению графиков и ри­сунков нужно относиться предельно ответственно, соблюдая все правила. К таким правилам относится также максимально чет­кое обозначение приводимых на рисунке характеристик.

Избежать типичных ошибок помогут несколько общих пра­вил построения графиков, используемых в психологии и педа­гогике.

1. Заглавие обычно располагают под рисунком в отличие
от таблицы, когда оно помещается над ней.

2. График должен строиться с учетом того, что его будут
читать слева направо.

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы

3. Не следует изображать количество линейных величин с
помощью площадей или объемов, так как это мешает их пра­
вильному истолкованию.

4. Вертикальную шкалу всегда следует начинать с нулевой

отметки.

5. Если нулевая линия вертикальной шкалы окажется не пер­
пендикулярной по отношению к графику, то она должна быть
показана с помощью горизонтальной оси.

6. Нулевые линии шкал для кривой следует резко отграни­
чивать от других координатных линий.

7. Для кривых, которые имеют шкалу, изображающую про­
центы, желательно выделить каким-то образом линию 100 % или
другие линии, используемые в качестве основы для сравнения.

8. Когда шкала относится к датам, а представляемый пери­
од является неполным, лучше не выделять первые и последние
ординаты, чтобы не создавать иллюзию завершенности выде­
ленного периода.

9. Когда кривые рисуются в логарифмических координатах,
ограничительные линии должны находиться на том же уровне,
кратном десяти, на логарифмических шкалах.

10. Рекомендуется показывать не больше координатных ли­
ний, чем это необходимо, чтобы облегчить чтение диаграммы,
т. е. не засорять рисунок излишней информацией.

11. Кривые линии диаграммы должны резко отличаться от

прямых.

12. Для кривых, характеризующих группы наблюдений, ре­
комендуется по возможности ясно указывать все кривые, пред­
ставляющие отдельные наблюдения.

13. Горизонтальную шкалу для кривых следует читать, как
правило, слева направо, а вертикальную — снизу вверх.

14. Цифры на шкалах следует располагать слева и снизу или
вдоль соответствующих осей.

15. Желательно включать в график цифровые данные или
изображаемые формулы.

16. Если цифровые данные не попали на график, желательно
привести данные в таблице, сопровождающей график.

ГЛАВА 8

17. Все обозначения и цифры для удобства чтения следует
располагать от основания как начала или с правого края как
начала. ,

18. Наименования следует делать возможно яснее и полнее.
Если это требуется, необходимо дополнительно вводить под­
заголовки или пояснения.

ПРИМЕР АНАЛИЗА И ОПИСАНИЯ ДАННЫХ

''.)(

Цель данного исследования — изучение эмоционально-нравственной сферы детей с ЗПР. выявление нарушений в этой сфере и разработка системы коррекционно-развивающей работы. В исследовании принимали участие 40 детей старшего дош­кольного возраста (6-7 лет): в экспериментальной группе — 20 детей с ЗПР и в контрольной группе — 20 детей с нормой развития.

Методика констатирующего эксперимента была сформи­рована на основании педагогических и психологических ра­бот Е.И. Изотовой. Е.В. Никифоровой, Г.А. Урунтаевой, P.P. Калининой.

Обследование детей включало в себя 6 заданий, которые оце­нивались по четырехбалльной шкале. Эмоциональная сфера:

задание 1 — на восприятие экспрессивных признаков эмо­ций по схеме (пиктограмма);

задание 2 — на идентификацию эмоций по полному изобра­жению (фотография);

задание 3 — на понимание содержания эмоций в эмоцио­нальных ситуациях.

Нравственная сфера:

задание 4 — на сформированное^ понятий о нравственных категориях (когнитивный компонент);

232 !

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы

задание 5 — на определение эмоционального отношения к нравственным нормам (эмоциональный компонент);

задание 6 — на выявление нравственного поведения во вза­имодействии со сверстниками (поведенческий компонент).

Все полученные показатели для первичного анализа пред­ставлены в сводной табл. 9.

Для определения степени выраженности показателей было проведено ранжирование их по средним данным, и результа­ты представлены в виде гистограммы (рис 13).

Наши рекомендации