Организация работы психолога в логопедическом детском саду
Психическое развитие ребенка с речевыми расстройствами обусловливается сложным комплексом внутренних и внешних факторов. До сих пор психологи избегают со всей определенностью предсказывать, каким образом будет разворачиваться психическое развитие того или иного ребенка. Дело в том, что сформировать жесткий процесс развития не только невозможно, но и делать это нецелесообразно. Практика изобилует примерами, когда не предвещавший осложнений диагноз оборачивается явными признаками обедненного развития и грубой дезадаптацией субъекта, а в другом случае «тяжелый» диагноз на деле неожиданно складывается в картину сравнительно успешного психического развития. В этой связи особую важность приобретают профессионально грамотные действия специалистов, основанные на знаниях закономерностей пси-174
Психолог в образовательном учреждении — это прежде всего человек, знающий и понимающий ребенка и взрослого и ориентирующийся в коррекционно-педагогических процессах, происходящих в образовании.
Педагоги-психологи в коррекционных образовательных учреждениях осуществляют, во-первых, профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка; во-вторых, участвуют в педагогическом процессе в целом, в его анализе и организации взаимодействия взрослых и детей; в-третьих, осуществляют просветительскую деятельность в отношении персонала и родителей обучающихся, принимая меры по оказанию различного вида психологической помощи.
ГЛАВА 7
Практический психолог образования — специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений вне зависимости от конкретного места его работы: образовательного учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районного, городского, областного, регионального психологического центра образования.
На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в сфере детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1 200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Минобразовании России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.
Основой рабочей документации психолога являются нормативные документы Министерства образования Российской Федерации:
• Положение о службе практической психологии в системе
Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99),
• типовое Положение об образовательном учреждении для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-со
циальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98),
• инструктивное письмо Министерства образования Рос
сийской Федерации № 27/901-6 от 27.03.2000 о порядке созда
ния и организации работы психолого-медико-педагогическо
го консилиума образовательного учреждения,
• инструктивное письмо Министерства образования Россий
ской Федерации № 29/1886-6 от 24.12.2001 об использовании
Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения);
• документы Главного управления общего и профессионального образования администрации'Иркутской области: Положение о службе практической психологии в системе образования Иркутской области (приказ № 1431 от 29.10.03г.).
Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 9-го до 16-го разряда) в каждом образовательном учреждении, причем не менее одного психолога на учреждение, а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.
Квалификационные требования, предъявляемые к психологу в зависимости от его образования и квалификации:
9-10-й разряды — высшее образование с дополнительной специализацией по возрастной психологии;
10-11-й разряды — высшее профессиональное образование по специальности педагогика, психология;
12-й разряд — вторая квалификационная категория или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
13-й разряд — первая квалификационная категория; 14-й разряд — высшая квалификационная категория.
Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые
ГЛАВА 7
условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагоги-психологи образования должны знать:
• Конституцию Российской Федерации; законы Российской
Федерации; решения правительства Российской Федерации и
федеральных органов управления образованием по вопросам
образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию
о правах ребенка;
• общую психологию, психологию личности и дифференци
альную психологию, детскую и возрастную психологию, соци
альную психологию, патопсихологию, психосоматику;
• основы дефектологии, нейропсихологии, психотерапии, се
мейной психологии, сексологии, психогигиены, профориента
ции и психологии труда, психодиагностики, диагностики и кор
рекции;
• методы психологического консультирования, активного
обучения.
При этом функциональные обязанности педагогов-психологов включают следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики:
• собирает объективную информацию (биографические дан
ные, условия развития ребенка, положение в школе и се
мье);
• заводит документацию по установленной форме (психо
логическую карту на ребенка);
• проводит психологическую диагностику различного про
филя и предназначения (с целью определения структуры
личности, уровня развития интеллекта ребенка, особен
ностей его нервно-психической сферы, профессиональных
способностей, эмоциональных отношений в семье);
• определяет степень отклонений (умственных, физических,
эмоциональных) в развитии учащихся, определяет факто
ры, препятствующие развитию личности;
________ Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями
• предлагает программу психолого-педагогической помо
щи с учетом данных диагностического обследования; со
ставляет психологическое заключение и проводит кон
сультацию по материалам диагностического обследо
вания с целью ориентации учащегося, родителей (или
лиц, их заменяющих), школы (учителя, школьного пси-
• холога) и специалистов по психолого-педагогической коррекции на ПМП консилиуме;
• проводит повторное диагностическое обследование (с по
вторным заключением и консультациями всех вышеука
занных лиц) по прохождении учащимся курса психологи-
11 ческой коррекции.
2. Проведение коррекционной работы в индивидуальном и
групповом режиме на основе психологического заключения и
в соответствии с возможностями возраста и интеллектуально
го развития конкретного ребенка:
• содействует развитию а) позитивной Я-концепции ребен
ка, б) его чувства уверенности, адекватности самооценки,
в) умения ориентироваться в различных жизненных ситу
ациях, г) навыков общения;
• осуществляет психологическую поддержку родителей
(лиц, их заменяющих), консультирует их с целью повыше
ния социально-психологической компетентности и орга
низации коррекционных занятий.
3. Осуществление превентивных мероприятий:
• оказывает консультативную помощь родителям в фор
мировании среды, развивающей у учащегося черты ак
тивной, самостоятельной и ответственной личности, в вы
боре такого образовательного маршрута и микросреды
общения, к которым ребенок мог бы успешно адаптиро
ваться;
• помогает эффективно и последовательно организовать
процесс социальной адаптации;
• осуществляет консультативную работу с целью социаль-
I но-психологической коррекции дисфункционального вза
имодействия в семье;
ГЛАВА 7
• проводит групповую работу с родителями в форме социально-психологического тренинга для оказания психологической помощи родителям, в связи с этим решает , , , следующие задачи: повышение родительской компетен-..; тности (т. е. приобретение родителями необходимых зна-,.;,. ний о периодах развития личности, о физиологических и ( психологических особенностях, а также навыков конструктивного взаимодействия в семье); улучшение психо-г. , физиологического состояния родителей.
Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, ведут учет проводимой работы и представляют отчетность в соответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения.
Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, в учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (форма № 1).
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
______ Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями
2. Заключение по результатам проведенного психодиагно
стического исследования (форма № 2).
3. Журнал консультаций психолога (форма № 3).
Полное наименование учреждения образования_________________
Дата | Время проведения | Консультируемый | Повод обращения | Проблема | Результат консультирования | Консультант | ||
пол | возраст | имя | ||||||
За | Зв | |||||||
--------- | ||||||||
4. Журнал учета групповых | форм работы (форма № 4). | ||||
Список-участников Ф.И.О. | Тема или название тренинга | Даты встреч | Отметки о посещениях | Ведущий | Примечание |
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (форма № 5).
ГЛАВА 7
("какой) |
6. Программа работы педагога-психолога с группой
(формы № 6, 6А).
■ г». |
1) составлена психологом (ФИО);
2) описание класса (группы):
психологическая характеристика детей; ■■■■■"'Ч*>«: ■> общая характеристика работы педагога в этом классе (группе);
3) цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы
с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и ро
дителями, то прописать и эти задачи);
4) этапы реализации программы по месяцам;
5) планируемые результаты психологической работы в классе
(группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.
■■" Дата составления Подпись психолога
Результаты психологической работы в классе (группе)__ в
. учебном году:
1) в классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования
Время проведения | Тест | Название исследуемой тестом характеристики |
2) перечень групповых занятий (тренировок), проведенных в классе (группе)
Время проведения | Название тренинга | Темы занятий |
7. Коррекционная работа (форма № 7).
8. Коррекционная работа (форма № 8).
9. Программа коррекционно-развивающих занятий (форма № 9).
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (фор
ма № 10).
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муници
пальной методической службы (форма № 11).
________ Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Многие дети и подростки, имеющие нарушение речи, нуждаются в психокоррекционной помощи.
Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых для исправления (коррекции) недостатков психики или поведения психически здорового человека, которые в наибольшей степени применимы к детям в период, когда личность еще находится в процессе становления, или в качестве симптоматической помощи взрослым больным. Коррекция обращена к недостаткам, которые не имеют органической основы. Это такие проявления, как нарушение внимания, памяти, мышления, эмоций.
Психологическая коррекция опирается на следующие принципы:
• комплексности — клинико-психолого-педагогические воз
действия;
• единства диагностики и коррекции;
• личностного подхода с учетом сложной целостности и ин
дивидуальности психики;
• деятельностного подхода с учетом ведущего вида деятель
ности для каждого возраста;
• иерархичности организации психологической коррекции,
заключающейся в направленности работы на создание зоны
ближайшего развития;
• каузальности (детерминизма) — направленности на устра
нение причин и источников отклонений в психическом разви
тии ребенка.
По форме выделяют индивидуальную, которую используют преимущественно в консультировании при сочетанных нарушениях или в состоянии острого протекания расстройства, и групповую, ориентированную на решение проблем, связанных • с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями,
ГЛАВА 7
возникающими при общении в лечебной логопедической группе, классе, семье.
По направленности выделяют симптоматическую и каузальную (патогенетическую) помощь. Первая осуществляется с целью устранения отдельных симптомов. Обычно в логопедической помощи это кратковременные курсы по коррекции познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), переживаний (чаще всего логофобии) и отдельных поведенческих проблем. Вторая (причинная) помощь обычно рассчитана на более длительные сроки и направлена на факторы, вызвавшие отклонение. Она обычно используется в работе со взрослыми больными при наличии афазии, заикания, голосовых расстройств с целью оказания глубинной личностной помощи по преодолению и переработке психогенных причин заболеваний.
По характеру воздействия выделяют директивную и недирективную психокоррекцию. При директивном характере воздействия психолог (психотерапевт) ставит перед группой конкретные дидактические задачи и решает их. Психолог принимает решения и активно управляет поведением больного, структурируя и организуя его. При недирективной — результат преимущественно зависит от готовности и способности больного к проработке собственных трудностей. Психолог стимулирует осознание проблемы, помогает проанализировать и преодолеть эту ситуацию.
В зависимости от используемых средств психологическую помощь подразделяют на игровую, двигательную, телесную, сказкотерапию, музыкотерапию и т. д.
В зависимости от объекта воздействия — на семейную, ней-ропсихологическую, личностного роста и др.
Рассматривая психокоррекцию как «доличностную» форму психологической помощи, направленную преимущественно на процессы и симптомы, а психотерапию как помощь личности в трех ее проявлениях (ценностно-мотивационном, когнитивном и поведенческом), в конкретной картине дефекта можно выделить три основных симптомокомплекса, представ-
________ Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями
ленных в разной степени при разных расстройствах речи. К ним относятся психопатологические изменения личности органического генеза (обычно при афазии), функциональные нарушения уровня невроза и комплекс переживаний по поводу речевого дефекта.
Следует отметить, что потребность в психологической помощи зависит от возраста человека и характера речевого нарушения. В такой помощи обычно не нуждаются дети с нарушением произношения. При наличии алалии и ринолалии требуется длительная медицинская, педагогическая и психологическая помощь, имеющая свою специфику на разных этапах лечения. Афазия, потеря речи после удаления гортани свойственны по большей части людям зрелого возраста, и психологическая помощь им определяется в зависимости от возраста и характера основного заболевания, вызвавшего расстройство речи (нарушение мозгового кровообращения или опухолевого процесса
и т. д.).
Как и любой процесс воздействия, психокоррекция включает три обязательных компонента — диагностику, собственно кор-рекционный процесс и оценку его эффективности, которые тесно связаны между собой. Проводимая психологическая диагностика позволяет наметить мишени воздействия и выбрать адекватные коррекционные средства. Чтобы процесс помощи не был «слепым», необходим текущий и результирующий контроль степени достижения поставленной цели. Оптимален вариант, когда диагностику проводит сам психолог, тем более что важную диагностическую информацию он получает во время обследования.
Показаниями для оказания психологической помощи являются:
- отклонение от возрастной нормы тех или иных психиче
ских свойств (недостаточное внимание, память и т. д.);
- наличие психосоматического радикала в клинической кар
тине дефекта (психогенный характер расстройства);
- наличие у субъекта с нарушением речи общеневротичес
ких проявлений (повышенной тревожности, депрессии, страхов
и т. д.);
ГЛАВА 7
- специфические переживания по поводу своего дефекта. Цели психологической помощи заключаются в нормализации, по возможности, отдельных психических процессов и в восстановлении целостности личности и оптимизации механизмов психической адаптации, а также в профилактике нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза.
При восстановлении или регулировании процесса коммуникации, нарушенного вследствие дефекта речи, следует исходить из наличия четырех ее функций: побудительной, эмотивной, информационной и фатической (контактной). Во внутренней картине дефекта они находят отражение в ином порядке в виде когнитивной (сенситивной и рациональной), эмоциональной и волевой составляющих, но, как и в акте коммуникации, волевая компонента (соответствующая побудительной функции) является центральной, так как определяет адаптивное или неадаптивное поведение страдающего человека.
Цели психологической помощи могут быть радикальными (полное излечение) или паллиативными (облегчение состояния страдающего человека).
При оказании психологической помощи детям основными задачами являются:
• преодоление задержки в сенсорном, моторном, когнитив
ном развитии;
• коррекция неадекватных методов воспитания — «терапия
среды»;
• воспитание высших эмоций и социальных потребностей
(познавательных, этических, трудовых, эстетических);
• обучение способам психической саморегуляции, умению
распознавать и воспроизводить отдельные эмоции, эмоцио
нальные состояния, управлять ими;
• формирование навыков адаптивного поведения в стрессо
вых ситуациях, обеспечивающего ребенку и окружающим наи
более благоприятную психологическую атмосферу;
• рекомендации для родителей и воспитателей по составле
нию программ индивидуального сопровождения детей с пси-
________ Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями
хологической дезадаптацией, психоневротическими расстройствами и акцентуациями характера.
Эффективность психокоррекционной помощи зависит от подбора и комплектации групп, форм проведения работы и продолжительности занятий. Выделяют индивидуальную и групповую формы работы в зависимости от состояния ребенка и выраженности проблем. Продолжительность занятий в условиях образовательного учреждения, как правило, кратна уроку (занятию в детском саду).
Для реализации поставленных целей используют различные психокоррекционные технологии. Отсюда психологическая технология — это совокупность психологических приемов и способов воздействия на ребенка, которая характеризуется следующими параметрами: алгоритмизацией действий, гарантирующих достижение цели, наличием диагностических средств, системой средств и условий, обеспечивающих достижение поставленных задач. В связи с этим неотъемлемыми свойствами психокоррекционной технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях образовательного учреждения.
Педагог-психолог в своей практике использует различные технологии, прошедшие апробацию и рекомендованные другими авторами для данного контингента, или составляет свою собственную программу коррекционных мероприятий, которая соответствует всем требованиям, предъявляемым к программам.
Программа коррекционно-развивающих занятий
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие
актуальности, целей и задач курса, его продолжительность,
возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформули
рованными темами и указанием количества часов.
3. Практическая часть.
4. Список литературы.
5. Примерный тематический план.
ГЛАВА 7
Контрольные вопросы
•■■'Sf/iif-Mrumr../... |
1. Дайте определение понятиям «психокоррекция» и «пси
хотерапия».
2. Какие задачи позволяют решать методы психокоррекции?
3. Что лежит в основе разделения методов психотерапии?
4. Как подразделяются методы психокоррекции и психоте
рапии?
5. Каково отличие симптоматических и патогенетических
методов психологической помощи?
6. Для решения каких задач может быть использована в ло
гопедии аутогенная тренировка?
7. Какое значение в логопедии имеют методы групповой
психотерапии?
Список литературы
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Пер. с нем.
М.: Когито-центр, 2002. 218 с.
2. Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффек
тивности в психотерапии // Психол. журнал. 1994. № 4. С. 3-19.
3. Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций.
СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
4. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: «Се
мья и школа», 1995. 220 с.
5. Березниковский В.В., Капягин В.А. Групповая психотерапия при
заикании // Расстройства речи: Клинические проявления и методы
коррекции. СПб.,: СПб НИИ ЛОР, 1994. С. 91-94.
6. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. СПб.: Брат
ство, 1992.224 с.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще
ния. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
8. Боровеико Т.Г., Мазковая Р. М. Методики невербальной комму
никации в восстановительном обучении больных с афазией // Па
тология речи органического и функционального генеза. М.: Про
свещение, 1985. С. 77-81.
9. Калягин В. А. Коммуникативный тренинг речевых больных, ос
нованный на типологии их поведения // Новости оториноларин-
Организация психодиагностики у детей и подростков с речевыми нарушениями
гологии и логопатологии. 1998. № 2. С. 66-69.
10. KapeacapcKidi БД. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
11. Кондратенко В. Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск:
Наука i технжа, 1993. 478 с.
12. Кондратов СП., Дьякова СВ. Проблемы психологической реа
билитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и
-1- неба // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. М.: М ГМСУ, 2002. С. 137-139.
13. Луоенская А.И. Специализированная методика аутогенных тре
нировок для взрослых заикающихся // Клиника и терапия заи
кания: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ общ. и судеб, психиатрии, 1984.
С. 141-152.
14. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Меж-
дунар. пед. акад., 1994.
15. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный воз
раст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению
детей с особыми проблемами в развитии. М.: Владос, 1997. 304 с.
16. Матепова 3., Машура С Музыкотерапия при заикании / Пер. с
чешского. Киев: Вища шк„ 1984. 303 с.
17. Михайлова Е.Л., Кроль Л.М. Специфика применения методов
групповой психотерапии при заикании // Патология речи орга
нического и функционального генеза. М.: Моск. НИИ психиат
рии, 1985. С. 69-77.
18. Некрасова Ю.Б. Групповая эмоционально-стрессовая психоте
рапия в коррекции психических состояний заикающихся // Вопр.
психол. 1984. № 2. С. 75-82.
19. Овчинникова Т.С Музыкальная коррекция в речевом детском
саду // Культура и образование: проблемы, перспективы разви
тия. Смоленск, 1997. С. 129-139.
20. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ.
вузов. М.: Сфера, 2000. 512 с.
21. Основы коммуникации: Программа развития личности ребен
ка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: Об
разование, 1995. 195 с.
22. Орлова О.С, Василенко Ю.С., Иванченко Г.Ф. и др. Психотерапев
тическая работа в зависимости от степени фиксации на голосовом
дефекте // Коррекционно-педагогическое воздействие при функци-
: опальных нарушениях голоса: Метод, рек. М., 1992. С. 4-7.
ГЛАВА 7
23. Pay E.Ю. «Ситуационный феномен» заикания и его преодоление //
Расстройства речи: Клинические проявления и методы коррекции.
СПб.: СПб НИИ ЛОР, 1994. С. 52-57.
24. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека /
Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
25. Рожнов В.Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия//Руковод
ство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. Ташкент: Меди
цина, 1985. С. 29-45.
26. Романеико O.K. Практическая гештальттерапия (методы реше
ния личностных проблем). М.: Фолиум, 1995. 112 с.
27. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: Теория и практика. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
28. Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологических про
блем этики. Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.
29. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения за
икания//Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979.
С. 400-420.
30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Ме
дицина, 1990. 189 с. , . . ,. •
Глава £J
ОРГАНИЗАЦИЯ