Этапы и процедура обследования
Психолого-педагогическое обследование представляет единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления — клиническое, психологическое, педагогическое, каждое их которых имеет свои специальные задачи. Конечной целью обследования, как уже говорилось, является определение педагогических условий и индивидуальных приемов и методов помощи, которые необходимо оказать ребенку в условиях того или иного речевого расстройства.
Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, с тем чтобы построить предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтвержденного анамнеза. Детальный анамнез является важной прогностиче-
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
ской частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье и врожденных аномалиях развития, протекании беременности, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском саду (школе) и многое другое.
Обычно клиническое обследование включает:
• обследование терапевта, чтобы получить сведения о сома
тическом здоровье ребенка и на основании этих данных опре
делить возможности организации охранительного режима и
лечебно-профилактических мероприятий;
• обследование невропатолога, которое позволяет определить
наличие и характер нарушений центральной нервной системы.
В случае выявления органических нарушений мозга помимо кор-
рекционного педагогического воздействия ребенку назначается
медикаментозная терапия, тогда как при функциональных рас
стройствах применяется только педагогическое вмешательство;
• объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), получен
ные при нейрофизиологическом обследовании, дополняют об
следование невропатолога в случае органических нарушений.
При афазии необходимо нейропсихологическое обследование, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.
Педагогическое обследование проводит педагог, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.
Диагностика педагогического (коррекционного) процесса необходима:
• для оценки динамики развития ребенка и прежде всего тех
психических характеристик, на которые направлена коррекция;
• для организации оптимальных межличностных взаимодей
ствий в диаде ребенок — педагог на основе определения инди
видуально-типологических особенностей учащегося и учителя
и характера складывающихся между ними взаимоотношений
на протяжении курса логокоррекции;
ГЛАВА 6
• для анализа результатов педагогического воздействия, ока
зываемого всеми педагогами, в той или иной степени участву
ющими в коррекционном процессе;
• для консультативной работы с родителями ребенка и пла
нирования дальнейшей работы на основании этих данных.
Психологическое обследование — ведущий вид обследования,
в задачи которого входит получение сведений о личности, уров
не умственного развития и поведении ребенка. Результативность
психологического обследования и степень обоснованности вы
водов в значительной мере зависят от адекватности выбранных А
психодиагностических методик решаемым психолого-педагоги-1|
ческим задачам. Щ
Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, цель которой — оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта.
Диагностическая деятельность логопеда направлена прежде всего на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, на определение путей преодоления этих расстройств [Лалаева Р.И., 2000].
В организации обследования ребенка логопедом и психо-1 логом есть много общего, и прежде всего в этапах его прове-i дения.
Этапы диагностики
1. Задача первого этапа — ориентация в актуальных про
блемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, ощ
ределение средств диагностики, планирование процедуры об-<
следования.
2. Задача второго этапа — проведение диагностики в соот
ветствии с гипотезой, которую сформулировал специалист,
3. На третьем этапе осуществляется анализ и интерпрета
ция полученных объективных результатов, определяется про*
грамма коррекционных мероприятий в рамках индивидуал!
ного образовательного маршрута в соответствующем образо»
вательном учреждении.
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
Процедура обследования
Диагностическое обследование начинается с составления его плана в соответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обследуемого и его актуальными возможностями.
Подготовка обследования предполагает подбор стимульно-го материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью.
Обследование речи обычно осуществляется логопедом (педагогическая диагностика) с помощью различных нестандартизи-рованных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности. К стандартизации условий проведения обследования также не предъявляется обычно жестких требований. Примерный перечень стимульного материала, используемого в логопедическом обследовании ребенка, предлагается ниже.
Материал для исследования фонетической стороны речи:
• предметные картинки, слова-названия которых содержат
звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в кон
це);
• речевой материал (слова, словосочетания, предложения,
тексты, содержащие различные звуки).
Материал для исследования фонематической стороны речи:
• картинки и речевой материал для определения способности
дифференцировать звуки по противопоставлениям (звонкость —
глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.).
Материал для исследования лексики и грамматического строя речи:
• предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
• картинки с изображением действий;
• картинки с изображением разного количества предметов
(стул — стулья, шкаф — шкафы и т. д.);
• картинки с изображением однородных предметов, отлича
ющихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина
и т. д.).
Материал для исследования состояния связной речи:
• сюжетные картинки;
ГЛАВА 6
• серии сюжетных картин (2, 3, 4, 5) для разных возраст
ных групп.
Материал для исследования языкового анализа и синтеза:
• речевой материал (предложения, слова различной звуко-
слоговой структуры);
• предметные и сюжетные картинки.
Материал для исследования состояния письменной речи:
• тексты для чтения (различной сложности);
• слоговые таблицы; :, \
• тексты диктантов и изложений;
• печатные и рукописные тексты для списывания.
Психолог, напротив, пользуется в обследовании только тем
психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, адаптирован на большой выборке детей с подобными проблемами и имеет стандартизированные данные об их особенностях развития.
Конкретные условия проведения обследования. Наблюдения, беседы, тестирования, анализ результатов деятельности могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, может отразиться и на интерпретации полученных данных. Особенно это важно при проведении психологического обследования.
К условиям, которые должен учитывать психолог, относят^ ся особенности личности обследуемого (пол, возраст, мотивы, установки, позиции, привычки, характер, темперамент) и вне- , шние условия, в которых осуществляется обследование. Чрез- | вычайно внимательно нужно отнестись к состоянию здоровья, различным психосоматическим, физиологически нарушениям, отклонениям в развитии. Умение психолога уловить, понять состояние ребенка, настроиться на «волну» доброжелательности, заинтересованности в общении способствует адекватности получения сведений о психологических особенностях детей.
Наряду с этим психологу необходимо проследить за внешними условиями, в которых проводится психологическое об-
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
следование — за освещением, звуковым фоном, состоянием воздуха, качеством мебели и др. Немаловажное влияние на результаты обследования может оказать личность самого психолога, который должен обеспечить не только стандартность процедуры его проведения, но и создать благожелательную атмосферу, положительный настрой на выполнение предлагаемых заданий и действий.
Успешность диагностики в значительной мере зависит от предварительной подготовки. Перед проведением обследования необходимо дать ребенку возможность привыкнуть к новой для него обстановке, «освоить» ее и сделать по возможности естественной.
Следует принять меры для предотвращения возможных отклонений от порядка проведения обследования (появления новых лиц, переход в другое помещение и т. п.), что должно обеспечить единообразие процедуры диагностики.
Предварительная подготовка касается различных сторон процедуры обследования. Большинство методов психодиагностики требует точного воспроизведения словесной инструкции. Значение могут иметь даже незначительные ошибки, нечеткость произнесения, запинки при чтении инструкции испытуемым, предотвратить которые помогает предварительное знакомство с их текстом.
Еще одним важным предварительным условием качественного проведения обследования является подготовка стимуль-ных материалов. В индивидуальном обследовании, особенно при проведении тестов действия, такая подготовка включает размещение необходимых материалов, чтобы свести к минимуму их поиски или неловкое обращение с ними. Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места тестирования так, чтобы они были доступны психологу, но и не отвлекали внимания обследуемого. При использовании аппаратуры часто возникает необходимость в ее периодическом контроле и калибровке. При групповом обследовании все тестовые бланки, листки для ответов, специальные карандаши и другие материалы заранее должны быть тщательно проверены, пересчитаны и приведены в порядок.
ГЛАВА 6
Подробное знакомство с конкретной процедурой диагностики — еще одна важная его предпосылка. Для индивидуального обследования особенно существенно предварительное обучение проведению определенного теста. При групповом тестировании, и особенно в массовых обследованиях, такая подготовка может включать предварительный инструктаж других педагогов (кураторов), с тем чтобы каждый хорошо представлял свои функции. Обычно кураторы зачитывают инструкции, следят за временем выполнения и руководят группой в условиях тестирования. Они выдают и собирают тестовые материалы, следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают в разрешенных инструкцией пределах на их вопросы, не допускают с их стороны обмана.
Необходимо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных подробностях. Создатель психодиагностического метода и его издатель несут ответственность за то, чтобы процедура обследования полно и достаточно ясно была описана в руководстве по его использованию. Следует регистрировать любые нестандартные условия исследования, какими бы второстепенными они ни казались. При интерпретации результатов важно учитывать условия исследования. При подробном обследовании личности методом индивидуального тестирования опытный экспериментатор иногда отступает от стандартной процедуры проведения теста, чтобы выявить дополнительные данные. Поступив таким образом, он теряет право интерпретировать ответы испытуемого в соответствии с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания используются только для качественного исследования; и ответы испытуемых необходимо рассматривать точно так же, как любые другие неформальные наблюдения за их поведением или данные интервью.
Условия взаимопонимания. В психометрии термин «взаимопонимание» означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к обследованию, установить с ним контакт и обеспечить, чтобы он выполнял стандартные тестовые инструкции. В тестах способностей инструкции требуют от испытуемого полного сосредоточения на предъяв-
I
______ Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
ляемых задачах и напряжения всех сил для того, чтобы хорошо их решить; в личностных опросниках они требуют искренних и честных ответов на вопросы, касающиеся повседневной жизни и обычного поведения; в некоторых проективных методиках они требуют полного отчета об ассоциациях, вызываемых тестовыми стимулами, не подвергая их содержание цензуре или редактированию. Другие типы тестов могут требовать иных подходов. Но во всех случаях экспериментатор старается побудить испытуемого следовать инструкциям как можно добросовестнее.
Подготовка психологов помимо приемов, непосредственно относящихся к проведению теста, предусматривает обучение приемам по налаживанию взаимопонимания с обследуемым. При установлении контактов, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие условий — существенный фактор получения сравнимых результатов. Если ребенку дают желанную награду за правильно решенную тестовую задачу, его выполнение нельзя сравнивать непосредственно с нормой или с результатами других детей, которых побуждаем к решению лишь обычным словесным подбадриванием или похвалой. Любое отклонение от стандартных условий мотивации в конкретном тесте следует отмечать и принимать во внимание при интерпретации его выполнения.
Хотя при индивидуальном обследовании взаимопонимание может быть более полным, чем при групповом, но и в этом случае стоит предпринять определенные шаги, чтобы создать у испытуемых положительную мотивацию и ослабить их напряжение. Специфические приемы для установления контактов меняются в зависимости от характера теста и зависят от возраста и других особенностей испытуемых. При тестировании дошкольников следует учитывать такие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкую отвлекаемость и негативизм. Дружеская, веселая и мягкая манера поведения экспериментатора помогает ребенку успокоиться. Пугливому, застенчивому малышу требуется больше времени для предварительного знакомства с тем, что его окружает. Поэтому лучше, если экс-
ГЛАВА 6____________________________________________________
чинно-следственных отношений. После уточнения и упорядочивания результатов исследования наступает завершающая процедура — написание заключения и постановка психологического диагноза.
_______ Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
может оказаться важной прогностической частью всего построения обследования и отбора диагностических методик. Как правило, сбор психологического анамнеза проводится со слов родителей в форме структурированного интервью.
, 6.2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ г ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
■■>'■ -&■■
В обследовании детей данного возраста используются, как правило, нестандартизированные методики. Обычно это игровые методики со знакомыми ребенку предметами — кубиками, пирамидками, картинками и т. д. Оно проводится в свободной форме, и в нем значительное внимание уделяется методу наблюдения. Специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах и учитывать индивидуальные условия развития ребенка (например, посещал ли он какое-либо детское учреждение или находился дома).
Для детей раннего дошкольного возраста, относящихся к группе «детей риска», в анамнезе которых имеются признаки предрасположенности к появлению речевых нарушений, необходимо значимыми являются методы, позволяющие определить развитие неречевых функций. Именно отставание в психомоторном развитии, отсутствие способности выполнять инструкцию, несформированность знаний сенсорных эталонов в соответствии с возрастом ребенка являются признаками нарушенного развития. При отсутствии речи особенно важно обратить внимание на особенности слухового и зрительного восприятия, оценить память, произвольное внимание и психомоторную активность малыша.
Основой обследования ребенка раннего дошкольного возраста является сбор информации о нем. Детальный анамнез
- 6.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В отличие от младших дошкольников при обследовании детей старшего дошкольного возраста в большей мере можно опираться на их сознательное участие в исследовании, рассчитывать на способность лучше понимать инструкцию, дольше сохранять интерес к предлагаемой деятельности. Здесь допустимы формализованные методики, хотя и в ограниченном объеме. Следует также учитывать сознательную ориентацию шестилетних детей на получение поощрения со стороны взрослого. При обследовании дошкольников значительную роль по-прежнему сохраняет наблюдение за поведением ребенка. Следует обращать внимание на следующее:
• хорошо ли он понимает инструкцию и насколько охотно
ее выполняет;
• в какой мере самостоятельно выполняет ребенок задания
или нуждается в контроле со стороны взрослого;
• насколько он активен и умеет организовывать свое пове
дение, особенно будучи предоставлен самому себе;
• насколько разнообразен репертуар его действий при ре
шении задач и в какой мере он склонен к исправлению допус
каемых ошибок.
Следует обращать внимание на индивидуальный стиль поведения ребенка (активность, любознательность, инертность, нерешительность), способность к совместным действиям, заинтересованность в успехе, готовность принимать помощь.
6 Зак. 4164
ГЛАВА 6
Кроме перечисленных характеристик, следует обращать внимание на признаки тревожности или депрессии, возможные невротические формы поведения, живость и адекватность эмоциональных реакций, волевые качества.
В случае отказа от выполнения задания следует в мягкой форме попытаться понять причины, побудившие ребенка к такому решению.
При составлении заключения следует охарактеризовать развитие его контактности, эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сферы, особенности поведения во время обследования. В случаях выявления нарушения психического развития необходимо дать характеристику психологической структуры нарушения и рекомендации по коррекции или компенсации наблюдаемых дефектов с целью оптимизации дальнейшего психического развития.
Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть краткими, так как возможности выполнения заданий ребенком ограничены. Начинать обследование с целью установления контакта и взаимопонимания с ребенком желательно со свободной беседы, иногда с использованием игрушек или проективных методик (например, рисования на свободную тему). Следует оказывать эмоциональную поддержку ребенку, отчетливо демонстрировать ему свое доброжелательное отношение.
При переходе к содержательной части обследования ребенку можно задавать вопросы трех видов:
1) прямые, непосредственно касающиеся исследуемого пред
мета, например: «Тебе нравится наводить порядок в сво
ем детском уголке?»;
2) косвенные, снижающие опасность внушения, например:
«Как ты поступишь, если игрушки останутся неубранны
ми, а тебе захочется спать?»;
3) проективные, характеризующие неопределенную ситуа
цию, например: «Мальчик (девочка) на кого-то рассердил
ся и разбросал свои игрушки. Как ты думаешь, что будет
дальше?»
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
При расспросе ребенка следует задавать конкретные вопросы, близкие по содержанию к его жизни. Полезно обращаться к фантазии ребенка, умению вообразить ситуацию. Кроме уже упомянутого рисования можно прибегнуть к изображению интересующей вас ситуации с помощью игрушек, в том числе прибегая к идентификации ребенка с тем или иным сказочным персонажем. При разнообразии приемов его проведения нужно постоянно придерживаться намеченного плана
обследования.
Желательно регистрировать результаты обследования либо во время его проведения, либо тотчас после его окончания, чтобы избежать возможных искажений. Для этого приемлемы краткие записи, в том числе по какой-либо удобной для вас заранее подготовленной схеме. Эти записи не должны отвлекать вас от проведения психодиагностики.
Весьма полезным, особенно при первом обследовании, когда необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке, является использование батарей методик или, как иногда их называют, стандартизированного комплекса психодиагностических методик. Под такими комплексами, ориентированными на детей определенного возраста, понимается минимальный набор по числу включаемых в него методик, необходимый и достаточный для получения разносторонней информации обо всех психических свойствах ребенка, для определения уровня его психологического развития в целом и по отдельным характеристикам. Стандартность батареи методик позволяет определять выраженность этих свойств данного ребенка по сравнению с другими детьми и динамику в процессе его собственного развития.
Для детей с речевыми нарушениями особое значение имеют знание степени задержки познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления), так как во многом от этого зависит успешность логопедической работы и правильный выбор педагогических приемов воздействия. Уровень несформи-рованности школьных навыков и показатель школьной готовности дает информацию, определяющую выбор индивидуаль-
ГЛАВА 6
•' Я |
ного образовательного маршрута или типа образовательного учреждения для ребенка с речевыми нарушениями.
'> iir::;rr-f/.f ■■:''/
.'Т :■■!■.■ Ъа
■*.*ми б4. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
"!;*;:; младших школьников
Для детей 7-10 лет ведущей становится учебная деятельность. От нее зависит успешность дальнейшего развития ребенка. Под влиянием учебной деятельности происходит перестройка всех познавательных процессов, необходимых для их включения в новые виды деятельности и межличностные отношения. Все познавательные процессы ребенка начинают приобретать произвольность, продуктивность и устойчивость. Непроизвольное внимание постепенно замещается произвольным. Объем, устойчивость и концентрация произвольного внимания детей к 4-му классу школы приближаются к аналогичным характеристикам взрослого человека, а переключаемость даже превышает показатели взрослых. Это проявляется в том, что они могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Незрелость внимания проявляется обычно в отвлекаемости от основной деятельности, переключении на посторонние предметы.
В школьные годы продолжается развитие памяти. В период от 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации. Чем старше ребенок, тем более выраженным становится преобладание механической памяти по сравнению с запоминанием осмысленного материала. Возможно, это связано с тем, что школьная практика способствует в большей мере тренировке именно этого вида памяти.
В младшем школьном возрасте за первые три-четыре года учения ребенок постепенно переходит от наглядно-действенного и элементарного образного мышления к освоению высшей
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
формы словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Важную роль в развитии детского интеллекта на этом возрастном этапе играет совершенствование и активное использование речи и содружественное, взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления.
Одновременно с интеллектуальным развитием происходит становление личности. При сохранении почти непререкаемого авторитета взрослых, постоянной ориентации на внешнюю оценку своих действий младший школьник усваивает дифференцированную самооценку. Она может быть адекватной, завышенной и заниженной.
В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для формирования мотивации достижения успеха. К подростковому возрасту ребенок начинает осознавать, что его возможности зависят от прилагаемых им усилий. Таким образом закладывается основа волевых черт его личности. Немаловажным в этот период является формирование трудолюбия и самостоятельности. По мере приближения к подростковому возрасту все большее время ребенок уделяет взаимоотношениям со сверстниками, общение начинает иметь приоритетное значение по сравнению с другими видами деятельности. Содержание общения приобретает новые качества за счет расширения его тематики, игра постепенно отступает на второй план, замещаясь деловым общением со взрослыми. Авторитет учителя все больше подвергается испытанию, перестает быть абсолютным.
Наряду с произвольностью познавательных процессов и поведения младший школьник учится владеть своими чувствами. Дети 3-4 классов пытаются сдерживать свои эмоции, отказываются от непосредственных импульсивных поступков, рационально направляют свое поведение.
Все более заметными становятся индивидуальные различия детей по поведению, интеллекту и личностным ценностям. Их поведение меньше зависит от ситуации. В частности, эти различия влияют на возможность применения к детям тех или иных психодиагностических методик и наиболее значимы в отношении психодиагностических методик, требующих вербальной
ГЛАВА 6
самооценки, различных сложных сознательных оценок предлагаемых ему объектов. Вопрос о подборе конкретных методик решается индивидуально.
; :':)•, г.. П' |
.,; V.I! ;St >1 . ч^/>
« #;5. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ;я ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
От младшего школьного возраста подростковый (12-14 лет) отличается тем, что представляет собой первый шаг на пути перехода от детства к взрослости.
В диагностике к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый подход, предусматривающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные способности, вполне допустимо применение тестов, предназначенных для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном специальных научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения, которые мы обсудим далее. Имея в виду, что подростки — это только наполовину взрослые, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые тестирования. Основной из них должна оставаться игровая, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес. Вряд ли подросток станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии. Подчеркнутое стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям младшего школьного возраста. Многие тесты, предназначенные для определе-
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
ния уровня интеллектуального развития, имеют стандартизированные решения задач, в то же время допускают и отклонения от них. По отношению к подросткам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Кроме того, подчеркиваемое одобрение и позитивная оценка со стороны взрослых людей именно нестандартных решений подростка позволяют получать данные, полностью отражающие его уровень интеллектуального развития.
В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в большинстве случаев нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы. Если, например, в инструкцию для подростка мы включим слова типа «старайся отвечать на вопросы беспристрастно, объективно и конкретно», то ребенок не поймет, как ему на самом деле отвечать, так как смысл этих слов ясен далеко не всем детям. Хорошо, если инструкции будут проиллюстрированы примерами из жизни, касающимися поведения известных ребенку людей, родителей, сверстников, учителей, героев книг или фильмов.
Некоторые ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности вполне могут быть использованы тесты и методики для взрослых. Не случайно, например, нижней возрастной границей тестовых норм, существующих в тестах интеллекта, является ранний юношеский возраст, 16-17 лет.
Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях.
Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей рекомендуется в основном использовать те же
ГЛАВА 6
методы, с помощью которых диагностировались аналогичные i процессы младших школьников. Исключение составляют только 1 дополнительные методики, относящиеся, например, к сфере внимания. Вновь представляемые методики частично касаются психодиагностики речи, функционирующей в рамках словесно-логического мышления. Более глубокую и разностороннюю диагностику уровня речевого развития подростков и юношей следует проводить с помощью лингвистических тестов.
Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога
Известно, что психодиагностика особенно тесно связана с дифференциальной психологией, которая изучает естественные границы вариации психических явлений и ее источники. Дифференциальная психология ищет ответы на вопросы, как люди отличаются в отдельных психических свойствах и проявлениях и чем эти различия вызваны. Она использует методы, которые регистрируют данные различия, но не создают их, что существенно для каждого диагностического исследования.
^ 6.6. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
Одной из самих сложных операций в психодиагностике является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между полученными данными и возможной их интерпретацией. Иными словами, определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности (например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатков в перцепции, недостатка интереса, из-за волнения и т. п.). И наоборот, один и тот же механизм может иметь разное диагностическое значение (например, чувство неполноценности у одного человека проявляется неуверенностью в поведении, тихим голосом, пассивностью, у другого — хвастливыми поступками и подобного рода выражениями компенсации).
Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т. е. полученный результат мы сравниваем с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Адекватность непосредственной интерпретации зависит от точной и правильной регистрации отдельных данных и от раскрытия их системных взаимосвязей.