Психодиагностические модели в логопсихологии
>'f :'•..;{.... i.i'Л".
. Ki?! ''
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
(СИНДРОМОРИЕНТИРОВАННАЯ) МОДЕЛЬ
Начало материалистического понимания психических явлений заложили работы И.М. Сеченова (1829-1905) и И.П. Павлова (1849-1936). Они же сформулировали теоретические и заложили экспериментальные основы такого подхода, согласно которым психика есть проявление высокоорганизованной материи, мозга человека, и, значит, может быть исследована как любое материальное явление с помощью эксперимента. И. М. Сеченову принадлежит заслуга в новом (по сравнению с Р. Декартом) понимании рефлекторной деятельности мозга как универсального механизма взаимодействия организма с внешней средой. Важнейшими положениями развиваемых им представлений являются единство, или нераздельность, психики и внешней среды, активность взаимодействия со средой. И.М. Сеченов выделил и экспериментально обосновал два проявления этой активности. Он впервые стал рассмафивать мышцу не толь-
ГЛАВА 5
ко как исполнительный орган, но и как двигательный анализатор и открыл тормозныи центр, локализованный в таламическои области мозга, раздражение которого задерживает двигательную активность. Это открытие давало ответ на волновавший современников автора вопрос о свободе воли (произвольности поведения человека), подводя материальную базу под ее понимание как способности сдерживать себя, совершать одно из возможных действий, тормозя при этом другие.
И.П. Павлов обогатил науку открытием условных рефлексов, что вносило понимание, как живые существа, обладающие развитой нервной системой, обучаются индивидуальным адаптивным формам поведения в меняющейся среде обитания. Не менее важным следствием работ И.П. Павлова и его сотрудников стало то, что условный рефлекс позволил установить объективные законы высшей нервной деятельности. С помощью метода условных рефлексов удалось расширить представления о значении центрального торможения, открытого И.М. Сеченовым, в организации работы мозга, в обеспечении дифференцированной, сложнокоординированной деятельности. И.П. Павлов сформулировал представление о первой и второй сигнальных системах в работе мозга человека.
Значительный вклад И.П. Павлов и его ученики внесли в понимание системного характера мозговой деятельности, прежде всего, динамической стереотипии, которая имеет отношение к физиологическим основам речи. Динамическая стереотипия свойственна коре головного мозга и реализуется в виде длительно текущего нервного процесса. Речь, как известно, также представляет собой длительно текущий процесс, обеспеченны! соответствующими мозговыми механизмами и исполнительны^ ми органами. Наиболее простым является ритмический стерес тип. На его основе возможно выработать так называемую моза^ ику, т. е. более сложную систему, состоящую из элементов раз ной степени дифференцированности. Формирование реч! происходит в такой же последовательности — от простых рит-j мических структур («та-та», «па-па», «ма-ма» и т. д.) ко все бс лее сложным. После выработки и закрепления упражнениям»
I
Психодиагностические модели в логопсихологии
динамический стереотип приобретает черты устойчивости и автоматизации, т. е. признаки навыка. Одним из важных свойств выработанного стереотипа является пусковое действие первого раздражителя. В отношении речи эта закономерность проявляется, например, в процессе припоминания, когда подсказка первого слога помогает воспроизвести все слово. Речевой процесс обнаруживает и другие признаки системности в виде динамической стереотипии.
Это направление получило дальнейшее развитие в рамках физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии (физиологической психологии). Наиболее значимое для логопедии направление научных исследований — нейропсихология — было создано А.Р. Лурия (1902-1977) и сегодня интенсивно развивается его учениками и последователями Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович и др. Нейропсихология имеет ряд существенных особенностей, отличающих ее от аналогичных концепций. К ним относятся опора на общепсихологические идеи Л.С. Выготского и его школы, к которым относятся представления о культурно-историческом происхождении, опосредованности, системности и иерархичности строения психики человека и, прежде всего, наиболее специфичных для него высших психических функций. Как пишет Е.Д. Хомская (2003. С. 115), «единицей анализа психики и ее нарушений, согласно взглядам А.Р. Лурия и его учеников, являются именно высшие психические функции — сложные виды психической деятельности, системные по своему строению, прижизненно сформированные, опосредованные знаками-символами (прежде всего речью) и произвольно регулируемые».
В качестве мозговой основы высших психических функций, имеющих сложное системное строение, рассматриваются дифференцированные по составу и способам функционирования системные же структуры мозга. В этих представлениях получила развитие концепция динамической локализации функций в
мозге человека.
Представления о системной динамической локализации высших психических функций лежат в основе одного из централь-
ГЛАВА 5 _______________
ных понятий нейропсихологии — синдрома, т. е. совокупности симптомов, в основе которых фактор, их вызвавший. Это понятие наиболее близко понятию «структура дефекта», введенному Л.С. Выготским.
Психолого-пеагогическая диагностика строится от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии и соотношений между речевой и неречевой симптоматикой к определению структуры речевого дефекта.
Раскрывая содержание структуры дефекта, Л.С. Выготский постулировал, что любой дефект представляет собой сложный симптомокомплекс, основу которого составляет первичный симптом, вытекающий из биологического обусловленного дефекта. Вторичными проявлениями являются психологические новообразования, обусловленные наличием этого симптома. Он подчеркивал неразрывную связь психологических и биологических проявлений расстройства, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Через переживания личность страдающего человека включается в процесс выздоровления. Конкретный механизм этого включения — внутренняя картина дефекта (болезни, согласно концепции А.Р. Лурия).
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяются первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, составляя с ними сложную систему. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного коррекцион-ного воздействия.
Структура дефекта при речевых расстройствах включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. В речевых нарушениях различного происхождения механизмы речевого расстройства столь разнообразны и неоднозначны (по степени выраженности, времени и локализации мозгового поражения),
Психодиагностические модели в логопсихологии
что в каждом отдельном случае необходимо применять различные методы оценки и виды психологической помощи. Например, картина психических нарушений на фоне внутриутробного поражения плода характеризуется различными задержками развития (моторного, интеллектуального, эмоционального) в зависимости от степени и локализации этого поражения.
Отсутствие однозначных связей состояния речи и других психических функций в силу сложности психической системы вызывает повышенные требования к подбору психодиагностических методик и проведению обследования. Оно должно носить гибкий характер, в том числе в отношении диагностической гипотезы. Получаемые данные служат не априорному (до-опытному) подтверждению, а уточнению и при необходимости своевременной ее коррекции. Опасность диагностической ошибки таится в сложившихся стереотипных представлениях о связи речи и двигательных функций, речи и когнитивных процессов. Например, А.Р. Лурия описывает больного, который, несмотря на имевшуюся у него афазию, сумел завершить научную монографию. Очень осторожными должны быть суждения о «типичных» для того или иного речевого расстройства чертах личности. Более правильным является представление о том, что разные личности по-разному переживают свои страдания, в том числе и связанные с нарушением или потерей речи.
Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, цель которой — оценка преимущественно неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта.
Синдромальный анализ нашел широкое практическое применение прежде всего в афазиологии. Он сближает нейропсихологию с принятой в настоящее время в нашей стране синд-ромо-ориентированной международной классификацией болезней (МКБ-10).
а В качестве своеобразного посредника между структурами Мозга и психическими функциями, согласно нейропсихоло-
Психодиагностические модели в логопсихолОпШ |
ГЛАВА 5
гической концепции, выступают физиологические процессы, приоритет изучения которых принадлежит отечественной науке в лице И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей. При своем осуществлении любая высшая психическая функция опирается на три блока мозга, выделенных А.Р. Лурия: энергетический блок (связанный с работой активирующих стволовых структур мозга, открытых Мэгуном и Моруцци (1965)), блок приема и переработки информации, блок программирования и контроля. Исходя изданного теоретического подхода предложена и широко используется в практике классификация нарушений высших психических функций, основанная на выделении синдромов, обусловленных поражением различных зон мозга.
Помимо теории в рамках нейропсихологии А.Р. Лурия была предложена батарея методов нейропсихологической диагностики, которая сохраняет свое значение до настоящего времени. Она ориентирована на качественный анализ результатов исследования с дальнейшей их интерпретацией с позиций системной организации высших психических функций. К настоящему времени создан детский вариант методики [Семенович А.В., 2002] и предпринимаются попытки создания методики, позволяющей осуществлять также количественную оценку результатов [Хомская Е.Д., 2003].
Следует отметить, что наибольшее применение нейропси-хологический подход в логопедии нашел, как уже отмечалось, в афазиологии, т. е. при наличии локальных поражений мозга. Вместе с тем высказывается мнение, что в перспективе этот подход может быть распространен и на функциональные расстройства, так как очевидно, что любая психическая функция реализуется в виде физиологических процессов, происходящих в определенных структурах мозга.
Возможности прикладного использования знаний о физиологических (мозговых) основах психических процессов, в том числе в логопедии, будут увеличиваться по мере того, как нам будет открывать свои тайны эта, по словам И.П. Павлова, «система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая» (1951).
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ
(ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ) s
f МОДЕЛЬ ;
Рассматриваемая здесь концепция, как и нейропси-хологическая, возникла первоначально под влиянием практических задач медицины. Но если нейропсихология ориентирована на изучение связи психических функций с мозговыми структурами и ее основным понятием является синдром, то концепция внутренней картины болезни или дефекта (в данном случае речевого) ориентирована на изучение общих (целостных) адаптационных психических механизмов в условиях нарушения нормального хода жизни, а ее основным понятием, как во всех психотерапевтически ориентированных подходах, является личность.
Следует отметить, что расстройства речи — объект не только логопедии, но и нескольких самостоятельных медицинских дисциплин: невропатологии, психиатрии и оториноларингологии, что требует единства их действий.
клоническими. Выраженная ;есть Селиверсто- |
на ccw^ivi p^ i»,^....... ^-т нарушений самих по себе, по мнению |
Важным представляется то, что, не используя данное поня
тие, В.И. Селиверстов сформулировал очень близкое понима
ние механизмов личностного реагирования на речевой дефект
на примере заикания. Согласно его представлениям феномен
фиксированное™ заикающихся на своем дефекте проявляет
ся следующим образом. В результате возникновения фикса
ции у заикающегося перестраиваются все психические процес
сы. Имеется отчетливая тенденция к увеличению степени и
сложности фиксации по мере хронизации речевого дефекта.
У дошкольников степень фиксации возрастает при наличии
второго речевого дефекта, чего не наблюдается в старшем
возрасте. Более выражена фиксация при наличии тонических
судорог по сравнению с клоническими. Выраженная фикса
ция на своем речевом дефекте, а не стаж и тяжесть мотор-
---.". ----------------------------- ,„ r,^ npfrp nfl мнению В.И.
ных
ГЛАВА 5
ва. является ведущим фактором, снижающим эффективность логопедический помощи.
В имеющейся литературе по специальной психологии с очевидностью наблюдается отражение трехчленной структуры внутренней картины дефекта (ВКД) (когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого) и условий ее формирования (личности, среды и дефекта).
В наибольшей степени целостная личностная реакция на речевой дефект проявляется в тех случаях, когда в клинической картине отчетливо представлен функциональный компонент; прежде всего это касается заикания, функциональных нарушений голоса, а также некоторых других расстройств речи. Имеются многочисленные данные о роли психических факторов (эмоций, общего психического напряжения, психических травм, нарушенных интерперсональных отношений) в возникновении функциональных дисфоний и их протекании.
Очевидно, что анализ сложных отношений, возникающих между психикой в целом и речевым нарушением в структуре речевого дефекта, возможен только при ориентации на соответствующую теорию. Такой теорией и является концепция внутренней картины болезни (ВКБ), направленная на описание психологии больного человека.
В 1929 г. немецкий врач А. Гольдшейдер предложил картину болезни называть аутопластической для обозначения субъективной стороны заболевания или ее психического компонента. Русский терапевт А.Р. Лурия в 1939 г.. опираясь на идеи, высказанные А. Гольдшейдером, сформулировал свою концепцию внутренней картины болезни и определил ее как «все то. что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений. <...> его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах. <...> -~- весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [Лурия А.Р.. 1973]. Концепция получила развитие в работах А.В. Квасенко и Ю.Г. Зубарева (1980), А.Е. Личко и Н.Я. Иванова (1980). 140
Психодиагностические модели в логопсихологии
В.А. Ташлыкова (1984, 1990), В.В. Николаевой (1987), Л.И. Вассермана (1990), В.Ю. Коржовой (1994) и многих других. В отношении речевых расстройств, как уже было отмечено, ее разрабатывали А.Б. Хавин (1974), В.А. Калягин (1994, 1996), Л.С. Цветкова и ее сотрудники (2001).
Изучение психологии больных людей показало, что принятие своей болезни (дефекта) человеком проходит через четыре уровня осознания:
• чувствительный, в который входит весь комплекс болез
ненных ощущений, физическое состояние недомогания и состо
яние дискомфорта:
• эмоциональный, когда человек начинает переживать по по
воду своих физических ощущений, думать о том, какое впечат
ление производит он на окружающих в своем «болезненном»
обличье, и прочие мысли, спровоцированные ситуацией;
• интеллектуальный, который включает потребность в ре-
ально-й оценке тяжести своего дефекта и прогноза лечения и
реализуется в чтении литературы по проблеме заболевания, кон
сультациях у специалистов и всевозможном получении инфор
мации о своей проблеме;
• мотивационный, который определяет отношение к заболе
ванию и принятие решения определенного типа поведения по
преодолению своего дефекта и социализации в обществе.
Важно, что все речевые навыки представляют собой слож-нокоординированную деятельность, для которой характерна повышенная чувствительность к психическому состоянию субъекта и, прежде всего, к уровню его тревоги. Одним из фундаментальных разделов современной науки является учение о стрессе, разработанное Г. Селье и его последователями. Это учение позволило объяснить происхождение многих расстройств развитием дистресса или перенапряжением адаптивных механизмов организма. Среди этих механизмов важнейшую роль играет тревога, которая при неблагоприятном варианте развития событий может приводить к различным функциональным нарушениям организма. Убедительно доказано, что наиболее чувствительны к действию тревоги слож-
ГЛАВА 5
I
Психодиагностические модели в логопсихологии
ные виды деятельности, в том числе речь [Стреляу Я., 1982]. Таким образом, тревога может служить причиной функциональных нарушений речи и усугублять проявления других речевых расстройств. Именно такой механизм лежит в основе феномена фиксации на речевом дефекте, описанном В.И. Селиверстовым (1994).
К факторам, определяющим ВКД, относят сам дефект, личность страдающего человека и окружающую его социальную среду. Под воздействием этих факторов у человека формируется отношение к себе, к речевому дефекту, к окружающим, изменяется самооценка, появляются различные комплексы, тревоги, психосоматические нарушения.
Развернутость психической реакции на свой дефект зависит не только от самого дефекта, окружающей среды, но и от зрелости его личности. Даже поверхностное наблюдение показывает, что поведение ребенка в ответ на возникающие трудности (болезнь, речевой дефект) отличается от поведения здорового. Изменяется его активность, настроение, возникает подавленность, раздражительность, появляется тревожность. Может пропасть интерес к привычным занятиям, играм, особенно остро переживает ребенок ограничения, вызываемые этими трудностями. Дети перестают подчиняться старшим, капризничают, совершают неожиданные поступки. Зависимость реакции на имеющиеся проблемы от возраста отмечают многие авторы (Ковалев В.В., 1972; Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976; Квасен-ко А.В., Зубарев Ю.Т., 1989; Личко А.Е., 1980; Цивилько М.А. и др., 1981; Исаев Д.Н., 2000).
Выделяют 12 типов отношения к соматическому заболеванию (Методика для психологической диагностики типа отношения к болезни, 1987), такие, как гармоничный, для которого характерна трезвая оценка своего состояния, анозогнозический — активное отбрасывание мысли о болезни, тревожный — непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни и др.
Большое влияние на ребенка оказывает ограничение активности, отрыв от семьи, товарищей, изменение режима
жизни, преморбидное (до болезни, расстройства) состояние, темперамент, наличие акцентуаций характера, тех или иных его искажений, незрелость самосознания и личностной самооценки, половая принадлежность. Значимы отношения в семье, тип воспитания, отношение родителей к возникшему расстройству.
Формирование ВКД у детей зависит от ситуации, обусловленной возникшим дефектом; понимание ВКД открывает путь к оценке этой ситуации, переживание которой сопровождается у ребенка надеждами и разочарованиями по поводу возможности исправления дефекта, изменениями планов на будущее. Сама же ситуация представляет собой сплав объективных и субъективных компонентов, т. е. ситуация представляет собой всегда человека, находящегося в определенных обстоятельствах. ВКД в зависимости от содержания может оказывать положительное или отрицательное влияние на протекание и исход расстройства речи. Она влияет на отношения в семье, успеваемость, интерперсональные отношения, может приводить к невротическим наслоениям.
Трудно выявить ВКД у ребенка младшего возраста. Для ее раскрытия могут быть использованы беседы с ребенком и его родителями, наблюдение за его свободным поведением, интервью с педагогами, воспитателями, психологические и социль-но-психологические исследования.
Построение рациональной составляющей ВКД зависит от уровня интеллектуального развития ребенка, включая его осведомленность об устройстве организма и психики, в том числе механизмах речи.
Исследования умственно отсталых детей, в том числе с нарушениями речи, показывают, что у них представление о ВКД существенно отличается от таковой у детей с нормальным интеллектом. Для умственно отсталых детей характерны крайние варианты реакций на свой дефект (гипернозогнозический и эй-форически-анозогнозический), более высокая тревожность, неадекватность оценки своего состояния, сниженный самоконтроль. По низкой дифференцированности ВКД такие дети сбли-
ГЛАВА 5
Психодиагностические модели в логопсихологии
жаются с детьми младшего возраста. Тех и других характеризует примитивный тип психических реакций на имеющееся у них расстройство. Понимание роли лечения в выздоровлении наступает только к 9-14 годам.
Существенную роль в формировании ВКД играет жизненный опыт ребенка. Вместе с тем опыт взрослого не всегда бывает удачным и поэтому также не может быть эталоном для процесса формирования оптимальной ВКД. Также важны источники информации о дефекте, среди которых основные — это родители, средства массовой информации, сверстники, а также помощь взрослых в ее правильном усвоении.
Чем младше ребенок, тем большее значение в его ВКД играет эмоциональная составляющая, которая, в свою очередь, в значительной мере зависит от собственных эмоций и поведения окружающих его взрослых.
Во многих исследованиях показано различие ВКД мальчиков и девочек. Один из универсальных факторов в этом различии — большая тревожность девочек. Отмечается также, что их ВКД носит большую объективность, чем у мальчиков.
Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства зачастую могут усугубить переживания ребенка. К наиболее типичным и тяжелым относится госпитализация, сопровождаемая отрывом от привычной среды и близких.
Отношение родителей к проблеме ребенка в значительной мере определяет рациональную и особенно эмоциональную составляющие ВКД. При этом могут возникать как эффект заражения эмоциями родителей, так и противоположные чувства: страх и чувство вины в ответ на гнев и обвинения.
Очень большое влияние на ребенка оказывает логопед. Его доброжелательное, теплое отношение, понятные разъяснения, забота о том, чтобы оказать ему помощь наилучшим образом, положительно влияют на ВКД, а значит, и на результаты оказываемой помощи. Недооценка детских представлений о своем состоянии, речевом дефекте и действиях логопеда могут привести к формированию неадекватной ВКД и помешать эффективному оказанию помощи.