З.Ю. Изучение истории развития ребенка
Изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет,икохором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования, называется лонгитюдиональным исследованием. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В. Штерн, А.Н. Гвоздев), которую необходимо отличать от стратегии срезов — процедуры исследования развития какой-либо психической функции посредством сравнения показателей этой функции в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. Первоначально названная стратегия была разработана американским ученым А. Гезеллом. В рамках этого подхода ученым была создана шкала психического развития детей раннего возраста. Категория развития, в каком бы возрасте не находится ребенок, предусматривает непременное обращение к его истории, т. е. к тому пути, который он прошел до того момента, когда оказался в поле зрения специалиста. Это направление в психологии получило название исторического, или генетичес-
-*- | У* | |||
'ж | ||||
A jf** | f У | ч | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рис. 1. Варианты трендов психического развития: —♦— возрастающий 1; -■■■- возрастающий 2; - -*• - убывающий
кого, метода, которых, как уже было сказано, придерживались П.П. Блонский и Л.С. Выготский. Исторический подход предполагает, что развитие происходит по определенным законам, и знание этих законов позволяет строить прогнозы. Одна из важнейших задач психодиагностики — возможность предсказания поведения ребенка. Без этого качества методика не может считаться эффективной. Для обозначения тенденций движения или общего направления движения, в том числе развития общего или отдельной психической функции, принят термин «тренд». В книге Й. Шванцара.Б. Балаштик, В. Голуб и др. (1978. С. 21) рассматриваются общие схемы трендов теоретически возможного развития. Необходимое условие грамотного прогноза — измерение изучаемой характеристики не менее трех раз с определенными интервалами времени. В действительности, в частности студенты в своих дипломных исследованиях, обычно прибегают к прогнозу только по двум точкам соответственно результатам констатирующего и контрольного эксперимента (обычно после проведения курса коррекции), предполагая линейный характер изменений. На рис. 1 можно видеть, в чем заключается воз-
5 3ак. 4164
ГЛАВА 4
можность ошибки при офаниченном количестве измерений. Если измерения произведены только в точках 1 и 9 по оси абсцисс и мы предполагаем линейный характер изменения во времени, может создаться впечатление об увеличении измеряемого показателя. Вместе с тем оно может нарастать более круто (штрих-пунктирная линия) или, наоборот, снижаться (пунктирная линия). Существуют разнообразные виды динамики процессов, например экспоненциальной, логарифмической и т. д. Динамика может иметь еще более сложный характер и, следовательно, для ее оценки требуется еще большее количество измерений.
Чем меньше возраст ребенка, тем менее специфичны причины, предрасполагающие к тем или иным нарушениям развития. Поэтому и профилактика этих нарушений носит неспецифический характер.
**-.-'» i .-m'l . - .
Контрольные вопросы
1. Дайте определение методу наблюдения, si;- :,'»!.= р-,; J 2. Назовите сферы применения метода наблюдения.
3. В чем заключается суть методов анализа продуктов дея
тельности с целью психодиагностики?
4. Как может быть использован контент-анализ в работе ло
гопеда?
5. Дайте определения анкетному методу обследования.
6. Приведите примеры видов анкет. f
7. Какие анкеты могут быть применены в логопедии?
8. Назовите основные виды опросников.
9. Какую основную роль выполняют проективные техники
в процессе обследования?
10. Приведите примеры использования социометрии в лого
педии.
11. Раскройте понятия «валидность», «надежность», «репре
зентативность» .
12. В чем заключаются типичные ошибки диагностики?
13. В чем суть процедуры стандартизации?
14. Поясните, в чем заключаются трудности интерпретации.
Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
Список литературы
1. Aemiccoe B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: На
ука, 1982.
2. Апзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.:
Когито-Центр, 2000. 480 с.
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция
оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с.
4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Т. I, II.
М.: Педагогика, 1982.
5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Пе
дагогика, 1975. 431 с.
6. Березин Ф.Б., Мирошникив М.П., Рожанец Р.В. Методика много
стороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. 176 с.
7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин
теллекта личности. Киев: Выща школа, 1978. 142 с.
8. Бурлачук Л. Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоди
агностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с.
9. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбаче
ва и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 3-е изд., сте
реотип. М.: Академия, 2000. 192 с.
10. Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. 79 с.
11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.
320 с.
12. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика,
1991.238 с.
13. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы
их анализа // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция:
Учеб. пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.; Воронеж: Моск.
психол.-социальный ин-т; НПО «МОДЭК», 2001. С. 67-78.
14. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.:
Медицина, 1984. 216 с.
15. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента
ции / Ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с.
16. МеграбянА. Психодиагностика невербального поведения. СПб.:
Речь, 2001.256 с.
17. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав.:
В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психологии и
психодиагностика. 2-е изд. М.: Просвещение, Владос, 1995. 512 с.
ГЛАВА 4____________________________________________________
18. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогическо
го исследования. СПб.: Питер, 2004. 268 с.
19. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-
на. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
20. Основы психодиагностики / Ред. А.Г. Шмелев. Ростов-н/Д.: Фе
никс, 1996. 541 с.
21. |
22. |
Психологическая диагностика / Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. М.; Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т, МОДЕК, 1997. 367 с. Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
23. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О)
/ Пер. с англ. М.: ACT; Вече, 2001. 592 с.
24. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.
СПб.: Питер. 2001. 176 с.
25. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психо
логической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
26. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.
М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. 176 с.
Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987. 63 с. Урбах В.Ю. Биометрические методы (статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине). М.: Наука, 1964. 415 с.
29. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лич
ности: Руководство по репертуарным личностным методикам.
М.: Прогресс, 1987. 236 с.
30. LLJeaHiiapa Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психи
ческого развития. Прага: Авиценум. 1978. 388 с.
31. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
480 с.
32. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок: Учеб. пособие. М.: Изд-
во МГУ, 1987.79 с.
>!ИШ |
I'M ; Г»
Ш |
Глава
* t t Wy' ' ' ' 't :