З.Ю. Изучение истории развития ребенка

Изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет,икохором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования, называется лонгитюдиональным исследованием. Начало развитию данной исследовательской стратегии положи­ли различные дневники наблюдений за развитием ребенка в се­мье (В. Штерн, А.Н. Гвоздев), которую необходимо отличать от стратегии срезов — процедуры исследования развития ка­кой-либо психической функции посредством сравнения показа­телей этой функции в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. Пер­воначально названная стратегия была разработана американс­ким ученым А. Гезеллом. В рамках этого подхода ученым была создана шкала психического развития детей раннего возраста. Категория развития, в каком бы возрасте не находится ре­бенок, предусматривает непременное обращение к его исто­рии, т. е. к тому пути, который он прошел до того момента, когда оказался в поле зрения специалиста. Это направление в психологии получило название исторического, или генетичес-


         
         
         
  -*-   У*  
       
         
A jf**   f У   ч
         
         
         
         

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рис. 1. Варианты трендов психического развития: —♦— возрастающий 1; -■■■- возрастающий 2; - -*• - убывающий

кого, метода, которых, как уже было сказано, придерживались П.П. Блонский и Л.С. Выготский. Исторический подход пред­полагает, что развитие происходит по определенным законам, и знание этих законов позволяет строить прогнозы. Одна из важ­нейших задач психодиагностики — возможность предсказания поведения ребенка. Без этого качества методика не может счи­таться эффективной. Для обозначения тенденций движения или общего направления движения, в том числе развития общего или отдельной психической функции, принят термин «тренд». В книге Й. Шванцара.Б. Балаштик, В. Голуб и др. (1978. С. 21) рассмат­риваются общие схемы трендов теоретически возможного раз­вития. Необходимое условие грамотного прогноза — измерение изучаемой характеристики не менее трех раз с определенными интервалами времени. В действительности, в частности студен­ты в своих дипломных исследованиях, обычно прибегают к про­гнозу только по двум точкам соответственно результатам кон­статирующего и контрольного эксперимента (обычно после про­ведения курса коррекции), предполагая линейный характер изменений. На рис. 1 можно видеть, в чем заключается воз-

5 3ак. 4164

З.Ю. Изучение истории развития ребенка - student2.ru З.Ю. Изучение истории развития ребенка - student2.ru ГЛАВА 4

З.Ю. Изучение истории развития ребенка - student2.ru можность ошибки при офаниченном количестве измерений. Если измерения произведены только в точках 1 и 9 по оси абсцисс и мы предполагаем линейный характер изменения во времени, может создаться впечатление об увеличении измеряемого пока­зателя. Вместе с тем оно может нарастать более круто (штрих-пунктирная линия) или, наоборот, снижаться (пунктирная ли­ния). Существуют разнообразные виды динамики процессов, например экспоненциальной, логарифмической и т. д. Динами­ка может иметь еще более сложный характер и, следовательно, для ее оценки требуется еще большее количество измерений.

Чем меньше возраст ребенка, тем менее специфичны при­чины, предрасполагающие к тем или иным нарушениям раз­вития. Поэтому и профилактика этих нарушений носит не­специфический характер.

**-.-'» i .-m'l . - .

Контрольные вопросы

1. Дайте определение методу наблюдения, si;- :,'»!.= р-,; J 2. Назовите сферы применения метода наблюдения.

3. В чем заключается суть методов анализа продуктов дея­
тельности с целью психодиагностики?

4. Как может быть использован контент-анализ в работе ло­
гопеда?

5. Дайте определения анкетному методу обследования.

6. Приведите примеры видов анкет. f

7. Какие анкеты могут быть применены в логопедии?

8. Назовите основные виды опросников.

9. Какую основную роль выполняют проективные техники
в процессе обследования?

10. Приведите примеры использования социометрии в лого­
педии.

11. Раскройте понятия «валидность», «надежность», «репре­
зентативность» .

12. В чем заключаются типичные ошибки диагностики?

13. В чем суть процедуры стандартизации?

14. Поясните, в чем заключаются трудности интерпретации.

Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

З.Ю. Изучение истории развития ребенка - student2.ru Список литературы

1. Aemiccoe B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: На­
ука, 1982.

2. Апзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.:

Когито-Центр, 2000. 480 с.

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция
оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Т. I, II.
М.: Педагогика, 1982.

5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Пе­
дагогика, 1975. 431 с.

6. Березин Ф.Б., Мирошникив М.П., Рожанец Р.В. Методика много­
стороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. 176 с.

7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин­
теллекта личности. Киев: Выща школа, 1978. 142 с.

8. Бурлачук Л. Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоди­
агностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с.

9. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбаче­
ва и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 3-е изд., сте­
реотип. М.: Академия, 2000. 192 с.

10. Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. 79 с.

11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.

320 с.

12. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика,

1991.238 с.

13. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы
их анализа // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция:
Учеб. пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.; Воронеж: Моск.
психол.-социальный ин-т; НПО «МОДЭК», 2001. С. 67-78.

14. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.:
Медицина, 1984. 216 с.

15. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента­
ции / Ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с.

16. МеграбянА. Психодиагностика невербального поведения. СПб.:
Речь, 2001.256 с.

17. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав.:
В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психологии и
психодиагностика. 2-е изд. М.: Просвещение, Владос, 1995. 512 с.

З.Ю. Изучение истории развития ребенка - student2.ru ГЛАВА 4____________________________________________________

18. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогическо­
го исследования. СПб.: Питер, 2004. 268 с.

19. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-
на. СПб.: Речь, 2000. 440 с.

20. Основы психодиагностики / Ред. А.Г. Шмелев. Ростов-н/Д.: Фе­
никс, 1996. 541 с.

21.
22.

Психологическая диагностика / Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисо­ва. М.; Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т, МОДЕК, 1997. 367 с. Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

23. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О)
/ Пер. с англ. М.: ACT; Вече, 2001. 592 с.

24. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.
СПб.: Питер. 2001. 176 с.

25. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психо­
логической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.

26. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.
М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. 176 с.

Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Пси­ходиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987. 63 с. Урбах В.Ю. Биометрические методы (статистическая обработ­ка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медици­не). М.: Наука, 1964. 415 с.

29. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лич­
ности: Руководство по репертуарным личностным методикам.
М.: Прогресс, 1987. 236 с.

30. LLJeaHiiapa Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психи­
ческого развития. Прага: Авиценум. 1978. 388 с.

31. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
480 с.

32. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок: Учеб. пособие. М.: Изд-
во МГУ, 1987.79 с.


>!ИШ

I'M ; Г»

Ш

Глава

* t t Wy' ' ' ' 't :

Наши рекомендации