Л4.3.6. Проективные методики .

Термин «проективные» (от лат. projectio — выбрасы­вание вперед) был введен Л. Франком в 1939 г. Основной при­знак проективных методик — использование неоднозначных, -неопределенных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен интерпретировать, дополнять, развивать,

конструировать.

Принято выделять по способу проявления проекции несколь-.

ко типов методик:

• конститутивные — предполагающие придание испытуемым
определенного смысла (структуры) материалу, наделение его
каким-либо содержанием (тесты Г. Роршаха, С. Розенцвейга);

• конструктивные — создания целого из отдельных частей и
разрозненных деталей («Тест мира» М. Левенфельда — «кон­
структор» из 232 миниатюрных домов, деревьев, людей);

• интерпретативные — предусматривающие истолкование со­
бытий, ситуаций, изображений (Тематический апперцепционный
тест — ТАТ — Г. Мюррея и К. Морган 1935 г.);

• катартические — самовыражения в условиях эмоциональ­
но напряженного творчества (психодрама Дж. Морено 1946 г.,
тест кукол А. Вальтмана 1951 г.).

• экспрессивные — рисование на заданную или свободную
тему (тест «Дом — дерево — человек»);

• импрессивные—требующие предпочтения одних стимулов (как
наиболее желательных) другим (тест выбора цвета М. Люшера);

• аддитивные-—дополнение, завершение предложения, рас­
сказа, истории (Методика завершения предложения).

Впервые процесс проекции в ситуации со стимулами, допус­кающими их различную интерпретацию, описал Г. Мюррей. Он

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru ГЛАВА 4

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru рассматривал проекцию как естественную тенденцию лю­дей действовать под влиянием своих потребностей, интере­сов, всего психического содержания.

В практической деятельности проективные методики позво­ляют решать преимущественно следующие задачи:

• налаживание контакта с испытуемым, особенно с ребен­
ком;

• получение общей ориентировочной картины его личност­
ных, индивидуально-психологических особенностей;

• получение информации о проявлениях личности, плохо
или вовсе неконтролируемых сознанием.

Одним из достоинств проективных методов в логопедичес­кой практике является по большей части их невербальный ха­рактер, что позволяет получить ориентировочную информацию о ребенке, минуя речь при тяжелых ее поражениях. Вместе с тем определенную ценность представляют и проективные методы, требующие вербального ответа, например тест оценки фрустра-ционной толерантности С. Розенцвейга или тест незаконченных предложений. В определенной мере они позволяют одновремен­но получать сведения не только о психических характеристиках, на которые они направлены, но и о речи испытуемого. Напри­мер, цветовой тест М. Люшера позволяет оперативно получать сведения о динамике психического состояния ребенка в разных жизненных ситуациях — в спокойной обстановке, до или после выступления и т. д.

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом от­личий, благодаря которым существенно отличаются от стан­дартизованных методов, а именно:

• стимульным материалом;

• поставленной перед респондентом задачей;

• обработкой и интерпретацией результатов.

Отличительная особенность стимульного материала проек­тивных методик — его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым услови­ем реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия

______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

со стимульным материалом происходит его структурирование,
в ходе которого обследуемый проецирует особенности своего
внутреннего мира — потребности, конфликты, тревогу и т. д.
Относительно неструктурированная задача, которая до­
пускает неограниченное разнообразие возможных ответов,
— одна из основных особенностей проективных методик. Те­
стирование с их помощью — замаскированное тестирование,
так как респондент не может догадаться, что именно в его
ответе является предметом интерпретации экспериментато­
ра. Проективные методики меньше подвержены фальсифика­
ции, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
Существует проблема стандартизации проективных методик.
Некоторые методики не содержат математического аппарата
для объективной обработки полученных результатов, не име­
ют норм, н

4.3.7. Социометрический метод '

Метод социометрии (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) применяется для диагностики межлич­ностных взаимоотношений в малых контактных группах, су­ществующих не менее шести месяцев. Он позволяет выявить:

• особенности систем неформальных отношений в группе;

• степень психологической совместимости конкретных людей;

• внутригрупповые статусы группы в целом;

• качество психологической атмосферы группы в целом.

В настоящее время социометрия активно используется пси­хологами, социологами, педагогами, конфликтологами, соци­альными работниками.

На основе социоматрицы строится социограмма, представ­ляющая собой наглядное графическое представление отноше­ний респондентов друг к другу при ответах на социометричес­кие критерии.

Данный метод занимает особое место при оценке статуса ребенка с нарушением речи, поскольку речь выполняет важ-

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru ГЛАВА 4

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru нейшую и первичную для полноценного развития ребенка ком­муникативную функцию, которая обеспечивает его взаимодей­ствие с окружающими людьми. Вместе с тем качество речи и отношение к ней ребенка в значительной мере социально обус­ловлены. Так называемый страх речи, по существу, является стра­хом перед партнером общения, который с точки зрения ребенка может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта. Основными социальными группами, влияющими на речевое поведение ребен­ка, являются семья (если она есть), детское учреждение, в кото­ром он воспитывается, и группа, в которой осуществляется кор­рекция речи. Если логопеда интересует качество речевой среды в этих группах, то психолога — характер отношений членов гругь пы и место, занимаемое обследуемым ребенком в каждой из них. Например, разный статус ребенка в семье и в логопедической группе может затруднять или, наоборот, способствовать пере­носу навыков нормативной речи в жизнь. В отношении детей школьного возраста и старше применяется классическая социо­метрическая методика, в отношении дошкольников более при­емлема объективная методика картирования. Результаты соци­ометрии полезны не только специалистам (психологу и педаго­гу), но и могут быть использованы для консультирования родителей, воспитателей и учителей ребенка.

'At Ч

/4.3.8. Экспертный метод

Наряду с совершенствованием технической стороны психодиагностики сохраняют свое значение и различные эмпи­рические методики, к которым относится метод экспертных оце­нок. Он заключается в опоре на опыт работы одного или не­скольких специалистов над поставленной проблемой с регист­рацией и последующей обработкой полученных данных. Эксперт (от лат. expertus—опытный, искушенный) — компетентное лицо, имеющее социальный опыт в конкретной области и участвую­щее в исследовании в качестве источника непосредственной ин­формации. Его задача — выражение своего мнения о качестве

______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. При сравнении резуль­татов психологической диагностики, осуществляемой компь­ютером и опытным специалистом, последний зачастую проиг­рывает в формальном обосновании устанавливаемого диагно­за, но выигрывает в его качестве. По существу экспертными остаются многие методы психолого-педагогического изучения ребенка, так как сложность и многообразие требующих оценки психических качеств ребенка неизбежно заставляет обращать­ся именно к экспертной оценке, которая сводится к единообраз­ной форме шкалирования. При этом происходят потери данных, полученных с помощью более точных методов, но в качестве компенсации достигается возможность построить целостную картину сопоставимых между собой характеристик ребенка. Школьная оценка по существу также является экспертной.

В психологическом исследовании экспертное оценивание может рассматриваться в качестве самостоятельного метода познания и в виде существенного компонента процедур наблю­дения, опроса, эксперимента, анализа продуктов деятельнос­ти. Словом, везде, где имеет место нестандартизированный пе­реход от признаков к выводам.

Обработку и передачу экспертной информации в общем слу­чае производит так называемая мониторинговая группа, кото­рая формулирует исследовательскую задачу, разрабатывает оценочные параметры и производит математическую обработ­ку. В психодиагностическом исследовании все эти задачи вы­полняет психолог или тот, кто проводит диагностику. Необхо­димо еще раз подчеркнуть субъективность метода, т. е. значи­тельную зависимость результатов такого оценивания не только от объекта исследования, но и от характеристики тех лиц, которые эти исследования выполняют. Но субъектив­ность метода вовсе не предполагает его неэффективности.

Решение об использовании экспертного метода принимается в каждом конкретном случае отдельно. Одним из критериев его эффективности является подтверждение или опровержение ди­агностический гипотезы. В тех случаях, когда формулирова-

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru ГЛАВА 4

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru ние гипотезы затруднено, метод дает возможность «нащу­пать» направление решения.

Работа экспертов может происходить в условиях большей или меньшей стандартизации. Выражение их суждений в зависимос­ти от особенностей исследования планируется в форме свобод­ного интервью или анкетирования с полузакрытыми (или откры­тыми) вопросами или как стандартизированное интервью.

В логопедии, как и в других областях педагогической дея­тельности, экспертная оценка используется достаточно широ­ко, например в виде периодической оценки речи детей на так называемых контрольных занятиях. В этом случае обычно ис­пользуется интегральная оценка качества речи по степени: нор­ма, незначительное нарушение, умеренное нарушение и т. д. В некоторых случаях используется оценка динамики: без улучше­ния, улучшение, умеренное улучшение, значительное улучше­ние и т. д. Кроме того, оценке могут подвергаться отдельные характеристики речи: связность, разборчивость, качество рече­вого дыхания, тембр голоса, насыщенность запинками и др. При всей, казалось бы, нестрогости и даже субъективности экспер­тов к их услугам прибегают даже при необходимости прини­мать чрезвычайно ответственные технические, хозяйственные и политические решения. Следует поэтому подчеркнуть, что в качестве экспертов должны выступать опытные авторитетные профессионалы. Подводя итоги описанию разнообразных ме­тодов психологической диагностики, следует отметить, что луч­ший из всех тот, который в каждой конкретной ситуации позво­ляет поставить наиболее точный психологический диагноз.

Эксперимент

Общепринято, что любое знание становится научным с началом применения для его получения экспериментального метода (от лат. experimentит — проба, опыт). И.П. Павлов при­давал эксперименту решающее значение в развитии науки, под­черкивая, что даже в руках специалиста средних способностей

Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru хороший метод позволит получить ценные сведения, а без ме­тода и гений не справится с поставленной задачей.

Эксперимент — исследовательская стратегия, в которой осу­ществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо про­цессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик его протекания. При этом происходит провер­ка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента: есте­ственный, участники которого не знают о своей роли испытуе­мых, и лабораторный, который обычно проводится в специ­ально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

Лабораторный эксперимент — методическая стратегия, на­правленная на моделирование деятельности индивида в специ­альных условиях. Ведущим признаком лабораторного экспе­римента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Требование чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми огра­ничениями: в искусственных лабораторных условиях практи­чески невозможно моделировать реальные жизненные обстоя­тельства, а лишь отдельные их фрагменты.

Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основ­ные методы — наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариант естественного экс­перимента — психолого-педагогический эксперимент, или экс­периментальное обучение, где изучение психических особенно­стей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимен­та, который характеризуется тем, что те или иные психические процессы изучаются при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько

Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru ГЛАВА 4

Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним



               
  Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru
    Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru
 
 
    Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru
      Л4.3.6. Проективные методики . - student2.ru
 

 
 
И1У.Л0.
 
:;{<](():
«s; 10 6 5
у
НС
FtV
 
 
ymt

наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особен­ности их становления. В его рамках испытуемому сначала пред­лагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентирован­ная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс со­провождается констатирующим экспериментом, благодаря ко­торому удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего раз­вития. Обучающий эксперимент используется не только в тео­ретической психологии, но и для диагностики умственного раз­вития, в частности в патопсихологии. Обучающий эксперимент стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг.

Наши рекомендации