Л4.3.6. Проективные методики .
Термин «проективные» (от лат. projectio — выбрасывание вперед) был введен Л. Франком в 1939 г. Основной признак проективных методик — использование неоднозначных, -неопределенных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен интерпретировать, дополнять, развивать,
конструировать.
Принято выделять по способу проявления проекции несколь-.
ко типов методик:
• конститутивные — предполагающие придание испытуемым
определенного смысла (структуры) материалу, наделение его
каким-либо содержанием (тесты Г. Роршаха, С. Розенцвейга);
• конструктивные — создания целого из отдельных частей и
разрозненных деталей («Тест мира» М. Левенфельда — «кон
структор» из 232 миниатюрных домов, деревьев, людей);
• интерпретативные — предусматривающие истолкование со
бытий, ситуаций, изображений (Тематический апперцепционный
тест — ТАТ — Г. Мюррея и К. Морган 1935 г.);
• катартические — самовыражения в условиях эмоциональ
но напряженного творчества (психодрама Дж. Морено 1946 г.,
тест кукол А. Вальтмана 1951 г.).
• экспрессивные — рисование на заданную или свободную
тему (тест «Дом — дерево — человек»);
• импрессивные—требующие предпочтения одних стимулов (как
наиболее желательных) другим (тест выбора цвета М. Люшера);
• аддитивные-—дополнение, завершение предложения, рас
сказа, истории (Методика завершения предложения).
Впервые процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, описал Г. Мюррей. Он
ГЛАВА 4
рассматривал проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всего психического содержания.
В практической деятельности проективные методики позволяют решать преимущественно следующие задачи:
• налаживание контакта с испытуемым, особенно с ребен
ком;
• получение общей ориентировочной картины его личност
ных, индивидуально-психологических особенностей;
• получение информации о проявлениях личности, плохо
или вовсе неконтролируемых сознанием.
Одним из достоинств проективных методов в логопедической практике является по большей части их невербальный характер, что позволяет получить ориентировочную информацию о ребенке, минуя речь при тяжелых ее поражениях. Вместе с тем определенную ценность представляют и проективные методы, требующие вербального ответа, например тест оценки фрустра-ционной толерантности С. Розенцвейга или тест незаконченных предложений. В определенной мере они позволяют одновременно получать сведения не только о психических характеристиках, на которые они направлены, но и о речи испытуемого. Например, цветовой тест М. Люшера позволяет оперативно получать сведения о динамике психического состояния ребенка в разных жизненных ситуациях — в спокойной обстановке, до или после выступления и т. д.
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом отличий, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
• стимульным материалом;
• поставленной перед респондентом задачей;
• обработкой и интерпретацией результатов.
Отличительная особенность стимульного материала проективных методик — его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия
______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
со стимульным материалом происходит его структурирование,
в ходе которого обследуемый проецирует особенности своего
внутреннего мира — потребности, конфликты, тревогу и т. д.
Относительно неструктурированная задача, которая до
пускает неограниченное разнообразие возможных ответов,
— одна из основных особенностей проективных методик. Те
стирование с их помощью — замаскированное тестирование,
так как респондент не может догадаться, что именно в его
ответе является предметом интерпретации экспериментато
ра. Проективные методики меньше подвержены фальсифика
ции, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
Существует проблема стандартизации проективных методик.
Некоторые методики не содержат математического аппарата
для объективной обработки полученных результатов, не име
ют норм, н
4.3.7. Социометрический метод '
Метод социометрии (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев. Он позволяет выявить:
• особенности систем неформальных отношений в группе;
• степень психологической совместимости конкретных людей;
• внутригрупповые статусы группы в целом;
• качество психологической атмосферы группы в целом.
В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.
На основе социоматрицы строится социограмма, представляющая собой наглядное графическое представление отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.
Данный метод занимает особое место при оценке статуса ребенка с нарушением речи, поскольку речь выполняет важ-
ГЛАВА 4
нейшую и первичную для полноценного развития ребенка коммуникативную функцию, которая обеспечивает его взаимодействие с окружающими людьми. Вместе с тем качество речи и отношение к ней ребенка в значительной мере социально обусловлены. Так называемый страх речи, по существу, является страхом перед партнером общения, который с точки зрения ребенка может отвергнуть его из-за имеющегося дефекта. Основными социальными группами, влияющими на речевое поведение ребенка, являются семья (если она есть), детское учреждение, в котором он воспитывается, и группа, в которой осуществляется коррекция речи. Если логопеда интересует качество речевой среды в этих группах, то психолога — характер отношений членов гругь пы и место, занимаемое обследуемым ребенком в каждой из них. Например, разный статус ребенка в семье и в логопедической группе может затруднять или, наоборот, способствовать переносу навыков нормативной речи в жизнь. В отношении детей школьного возраста и старше применяется классическая социометрическая методика, в отношении дошкольников более приемлема объективная методика картирования. Результаты социометрии полезны не только специалистам (психологу и педагогу), но и могут быть использованы для консультирования родителей, воспитателей и учителей ребенка.
'At Ч |
/4.3.8. Экспертный метод
Наряду с совершенствованием технической стороны психодиагностики сохраняют свое значение и различные эмпирические методики, к которым относится метод экспертных оценок. Он заключается в опоре на опыт работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных. Эксперт (от лат. expertus—опытный, искушенный) — компетентное лицо, имеющее социальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задача — выражение своего мнения о качестве
______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. При сравнении результатов психологической диагностики, осуществляемой компьютером и опытным специалистом, последний зачастую проигрывает в формальном обосновании устанавливаемого диагноза, но выигрывает в его качестве. По существу экспертными остаются многие методы психолого-педагогического изучения ребенка, так как сложность и многообразие требующих оценки психических качеств ребенка неизбежно заставляет обращаться именно к экспертной оценке, которая сводится к единообразной форме шкалирования. При этом происходят потери данных, полученных с помощью более точных методов, но в качестве компенсации достигается возможность построить целостную картину сопоставимых между собой характеристик ребенка. Школьная оценка по существу также является экспертной.
В психологическом исследовании экспертное оценивание может рассматриваться в качестве самостоятельного метода познания и в виде существенного компонента процедур наблюдения, опроса, эксперимента, анализа продуктов деятельности. Словом, везде, где имеет место нестандартизированный переход от признаков к выводам.
Обработку и передачу экспертной информации в общем случае производит так называемая мониторинговая группа, которая формулирует исследовательскую задачу, разрабатывает оценочные параметры и производит математическую обработку. В психодиагностическом исследовании все эти задачи выполняет психолог или тот, кто проводит диагностику. Необходимо еще раз подчеркнуть субъективность метода, т. е. значительную зависимость результатов такого оценивания не только от объекта исследования, но и от характеристики тех лиц, которые эти исследования выполняют. Но субъективность метода вовсе не предполагает его неэффективности.
Решение об использовании экспертного метода принимается в каждом конкретном случае отдельно. Одним из критериев его эффективности является подтверждение или опровержение диагностический гипотезы. В тех случаях, когда формулирова-
ГЛАВА 4
ние гипотезы затруднено, метод дает возможность «нащупать» направление решения.
Работа экспертов может происходить в условиях большей или меньшей стандартизации. Выражение их суждений в зависимости от особенностей исследования планируется в форме свободного интервью или анкетирования с полузакрытыми (или открытыми) вопросами или как стандартизированное интервью.
В логопедии, как и в других областях педагогической деятельности, экспертная оценка используется достаточно широко, например в виде периодической оценки речи детей на так называемых контрольных занятиях. В этом случае обычно используется интегральная оценка качества речи по степени: норма, незначительное нарушение, умеренное нарушение и т. д. В некоторых случаях используется оценка динамики: без улучшения, улучшение, умеренное улучшение, значительное улучшение и т. д. Кроме того, оценке могут подвергаться отдельные характеристики речи: связность, разборчивость, качество речевого дыхания, тембр голоса, насыщенность запинками и др. При всей, казалось бы, нестрогости и даже субъективности экспертов к их услугам прибегают даже при необходимости принимать чрезвычайно ответственные технические, хозяйственные и политические решения. Следует поэтому подчеркнуть, что в качестве экспертов должны выступать опытные авторитетные профессионалы. Подводя итоги описанию разнообразных методов психологической диагностики, следует отметить, что лучший из всех тот, который в каждой конкретной ситуации позволяет поставить наиболее точный психологический диагноз.
Эксперимент
Общепринято, что любое знание становится научным с началом применения для его получения экспериментального метода (от лат. experimentит — проба, опыт). И.П. Павлов придавал эксперименту решающее значение в развитии науки, подчеркивая, что даже в руках специалиста средних способностей
Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
хороший метод позволит получить ценные сведения, а без метода и гений не справится с поставленной задачей.
Эксперимент — исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента: естественный, участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.
Лабораторный эксперимент — методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Требование чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.
Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, разработанная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основные методы — наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариант естественного эксперимента — психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что те или иные психические процессы изучаются при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько
ГЛАВА 4
Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
И1У.Л0. | |
:;{<]((): | |
«s; 10 | 6 5 |
у | |
НС | |
FtV | |
ymt |
наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития. Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Обучающий эксперимент стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг.