Анкетирование. Интервьюирование
■ ;t;-roj Анкета (от фр. enquete — список вопросов) — методическое средство для получения первичной социологической социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование представляет собой процедуру проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами, а затем производится их анализ.
В специальной психологии анкетный опрос чаще всего позволяет решать две задачи скринингового обследования интересующей нас популяции (заикающихся, детей с задержкой речевого развития и т. д.) и анкетирования родителей с целью получения дополнительной информации о ребенке, включая семейную обстановку. Скрининг представляет собой отсеивание, психодиагнотическую процедуру предварительного ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе. Такая процедура может быть полезной для первоначальной ориентации в характере имеющихся у данной группы детей (например, мальчиков шести лет какого-либо района города) речевых расстройств, для планирования дальнейших более детальных исследований, организации профилактики или помощи этим детям. Анкетирование родителей в ряде случаев может быть основным источником информации о ребенке. Многие методики психодиагностики детей дошкольного возраста рассчитаны на выполнение их родителями, так как дети еще не могут предоставить качественную взвешенную вербальную информацию о себе.
ГЛАВА 4
Анкеты, не будучи строгим инструментом исследования, вместе с тем обладают высокой гибкостью и могут составляться для решения разнообразных задач, которые возникают в практической деятельности. Например, может быть составлена анкета для родителей, когда требуется уточнить их отношение к конкретным проблемам их детей или тактике коррекци-онного воздействия. Анкета в некоторой степени компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому она предназначена. При этом надо помнить об ориентировочном характере получаемой с помощью анкеты информации.
Интервьюирований (от англ. interview — беседовать) — живое непосредственное общение с ребенком, в результате которого складывается целостная картина состояния его психики, история развития, жизни, выясняются сведения об условиях и образе жизни ребенка. Этот метод требует тщательного расспроса самого ребенка и его родственников.
Клиническое интервью используется в психиатрии, психоанализе и медицинской психологии для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, т. е. носит не только диагностический, но и коррекционный характер. Интервью относится к наиболее свободным формам беседы и позволяет выявить поведенческие реакции ребенка во всем их индивидуальном своеобразии. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа ребенка (факты, мнения, чувства, словарь, ассоциации, идеи), но и его манерой держать себя во время беседы (поза, интонация, запинки, мимика, жесты и др.).
В логопедии интервьюирование позволяет осуществлять синтез диагностической информации в рамках комплексного целостного подхода к ребенку с учетом структуры дефекта. Особое значение оно имеет при проведении дифференциальной диагностики. Например, при сходной актуальной картине отставания психического и речевого развития при опоре на анамнестические сведения и результаты наблюдения может быть установлено либо снижение интеллекта, либо задержка развития. По сравнению с анкетой интервью является более надеж-
_____________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
ным источником информации, так как в условиях непосредственного контакта с респондентом позволяет уточнять неясные вам ответы, варьировать вопросы, наблюдать его поведение во время ответов.