Анализ продуктов деятельности
Среди неинвазивных (без вмешательства в изучаемые явления) методов диагностики особое место занимает количественный и качественный ангализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. В круг этих источников входят письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства.
Чтобы при изучении документов можно было ограничить субъективизм самого исследователя, выявить достоверную информацию и добиться максимальной точности ее регистрира-ции, был разработан специальный метод, получивший назва-
Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
ние контент-анализа (от англ. content — содержание и греч. avaXt>ci^ — разложение, расчленение) — метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях.
В психологической диагностике контент-анализ чаще всего используется в качестве дополнительного метода или процедуры обработки данных, полученных при других методах исследования. С его помощью анализируют речевые сообщения испытуемого, сопровождающие диагностическое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Контент-анализ применяется при обработке данных, полученных с помощью проективных методик (завершение предложения, ТАТ, методика Г. Роршаха), интервью, бесед и другой речевой продукции испытуемого. В методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, нейротизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (переживания по поводу своей речи, логофобия. неуверенность в общении с определенными людьми и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Считается, что такой анализ позволяет выявить неосознаваемые испытуемым мотивы, тенденции, переживания.
Продукты деятельности человека не сводятся, разумеется, исключительно к текстам, хотя для логопеда они представляют преимущественный интерес. Это могут быть результаты различных видов художественной, трудовой, учебной деятельности. Одной из значимых и весьма информативных характеристик человека, проявляющихся в продуктах его деятельности, является индивидуальный стиль, который зачастую позволяет установить автора произведения, например музыки или картины. Стиль деятельности ученика важен для осуществления индивидуального подхода к нему в процессе коррекции, позволяющего оптимизировать этот процесс.
Следует еще раз подчеркнуть, что только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, интервью при изучении психики обследуемого может дать удовлетворяющий результат.
I
ГЛАВА 4
При решении задач логопедии анализ продуктов деятельности может выступать, по крайней мере, в двух вариантах.. Во-первых, в отношении самой речи, зафиксированной документально в виде записи акустического сигнала на том или ином носителе (магнитной ленте, лазерном диске) или графической записи в виде текстов письменной речи. К этим записям как продуктам речевой деятельности затем применяется ». контент-анализ. В целях психологической диагностики контент-анализ чаще всего используется в качестве дополнительного метода или процедуры обработки данных, полученных при других методах исследования. С его помощью анализируют речевые сообщения испытуемого, сопровождающие диагностическое обследование, особенно при индивидуальной процедуре: Контент-анализ применяется при обработке данных, полученных с помощью проективных методик (завершение предложения, ТАТ, методика Г. Роршаха), интервью, бесед и другой речевой продукции испытуемого. В методиках, направленных на диагностику личностных особенностей (тревожности, нейротизма и др.), проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (переживаний по поводу своей речи, логофобий, неуверенности в общении с определенными людьми и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Считается, что такой анализ позволяет выявить неосознаваемые испытуемым мотивы, тенденции, переживания. В другом случае предметом психологического анализа становятся материальные продукты той или иной деятельности ребенка. В качестве примера анализа продуктов деятельности могут быть рассмотрены рисуночные проективные методики, для которых предусмотрена порой достаточно сложная процедура интерпретации разнообразных деталей — формы, размера, композиции и т. д. Наиболее доступны для наблюдения предметы деятельности ребенка — его личные вещи, в том числе одежда, игрушки. То, как он с ними обращается, может способствовать пониманию его психического состояния и соответственно постановке психологического диагноза. Напри-
_____________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
мер, однообразие действий, наличие персевераций, отсутствие потребности в общении могут свидетельствовать о его аутизации и послужить основанием для дальнейшего, направленного, более углубленного обследования.
'"4' : J'V. |