Анализ продуктов деятельности

Среди неинвазивных (без вмешательства в изучаемые явления) методов диагностики особое место занимает количе­ственный и качественный ангализ документальных и материаль­ных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. В круг этих источников входят письма, автобио­графии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, твор­ческие результаты в разных видах искусства.

Чтобы при изучении документов можно было ограничить субъективизм самого исследователя, выявить достоверную ин­формацию и добиться максимальной точности ее регистрира-ции, был разработан специальный метод, получивший назва-

Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

Анализ продуктов деятельности - student2.ru ние контент-анализа (от англ. content — содержание и греч. avaXt>ci^ — разложение, расчленение) — метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях.

В психологической диагностике контент-анализ чаще всего используется в качестве дополнительного метода или процеду­ры обработки данных, полученных при других методах иссле­дования. С его помощью анализируют речевые сообщения ис­пытуемого, сопровождающие диагностическое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Контент-анализ при­меняется при обработке данных, полученных с помощью про­ективных методик (завершение предложения, ТАТ, методика Г. Роршаха), интервью, бесед и другой речевой продукции ис­пытуемого. В методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, нейротизма и др.) проводится контент-анализ грам­матических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (переживания по по­воду своей речи, логофобия. неуверенность в общении с опреде­ленными людьми и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Счи­тается, что такой анализ позволяет выявить неосознаваемые ис­пытуемым мотивы, тенденции, переживания.

Продукты деятельности человека не сводятся, разумеется, исключительно к текстам, хотя для логопеда они представля­ют преимущественный интерес. Это могут быть результаты различных видов художественной, трудовой, учебной деятель­ности. Одной из значимых и весьма информативных характе­ристик человека, проявляющихся в продуктах его деятельно­сти, является индивидуальный стиль, который зачастую по­зволяет установить автора произведения, например музыки или картины. Стиль деятельности ученика важен для осуществле­ния индивидуального подхода к нему в процессе коррекции, позволяющего оптимизировать этот процесс.

Следует еще раз подчеркнуть, что только сочетание фор­мализованных методов диагностики с наблюдениями, бесе­дами, интервью при изучении психики обследуемого может дать удовлетворяющий результат.

I

Анализ продуктов деятельности - student2.ru Анализ продуктов деятельности - student2.ru Анализ продуктов деятельности - student2.ru ГЛАВА 4

Анализ продуктов деятельности - student2.ru При решении задач логопедии анализ продуктов деятель­ности может выступать, по крайней мере, в двух вариантах.. Во-первых, в отношении самой речи, зафиксированной доку­ментально в виде записи акустического сигнала на том или ином носителе (магнитной ленте, лазерном диске) или графи­ческой записи в виде текстов письменной речи. К этим запи­сям как продуктам речевой деятельности затем применяется ». контент-анализ. В целях психологической диагностики кон­тент-анализ чаще всего используется в качестве дополнитель­ного метода или процедуры обработки данных, полученных при других методах исследования. С его помощью анализи­руют речевые сообщения испытуемого, сопровождающие ди­агностическое обследование, особенно при индивидуальной процедуре: Контент-анализ применяется при обработке дан­ных, полученных с помощью проективных методик (заверше­ние предложения, ТАТ, методика Г. Роршаха), интервью, бе­сед и другой речевой продукции испытуемого. В методиках, направленных на диагностику личностных особенностей (тре­вожности, нейротизма и др.), проводится контент-анализ грам­матических и стилистических конструкций речи испытуемо­го: количество «тематических» высказываний (переживаний по поводу своей речи, логофобий, неуверенности в общении с определенными людьми и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Считается, что такой анализ позволяет выявить неосоз­наваемые испытуемым мотивы, тенденции, переживания. В другом случае предметом психологического анализа становят­ся материальные продукты той или иной деятельности ребен­ка. В качестве примера анализа продуктов деятельности мо­гут быть рассмотрены рисуночные проективные методики, для которых предусмотрена порой достаточно сложная процеду­ра интерпретации разнообразных деталей — формы, разме­ра, композиции и т. д. Наиболее доступны для наблюдения предметы деятельности ребенка — его личные вещи, в том числе одежда, игрушки. То, как он с ними обращается, может способствовать пониманию его психического состояния и со­ответственно постановке психологического диагноза. Напри-




_____________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

мер, однообразие действий, наличие персевераций, отсут­ствие потребности в общении могут свидетельствовать о его аутизации и послужить основанием для дальнейшего, направленного, более углубленного обследования.

'"4' : J'V.

Наши рекомендации