Стандартизированные самоотчеты
Типы стандартизованных самоотчетов: шкальные техники, идеографические техники, тесты-опросники, открытые
опросники.
Несмотря на то что в одну группу объединены как номоте-тические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу: информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.
Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например исследование самооценки С.Я. Рубинштейн. Методы шкалирования — понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются
ГЛАВА 4 |
методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во-первых, прямые методы, такие, как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во-вторых, непрямые методы, например фехне-ровский метод шкалирования едва заметных различий.
Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта.
Недостоверность самоотчетов может быть по ряду причин: г • если у респондента может не быть четкого представления * i о том, о чем его спрашивают;
Ш |
• если на респондента влияет фактор социальной желатель
ности, т. е. респондент пытается представить себя в вы
годнейшем свете, отвечает, ориентируясь на общеприня
тые нормы. Во избежание влияния такого фактора в оп
росники вводятся шкалы лжи;
• если респондент не способен оценить те черты, о которых
его спрашивают;
• если респондент отвечает случайным образом. Чтобы из
бежать случайных ответов, вводят дублирующие друг дру
га вопросы (очень близкие синонимы).
'' Опросник й широком смысле — любой набор вопросов, касающихся какой-либо темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках ответы не квалифицируются как «правильные» или «неправильные». Они должны отражать отношение человека к тем или иным явлениям, меру его"согласия или несогласия с предлагаемыми высказываниями.
Опросники — это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого —
Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
дать письменные или устные ответы, сообщить информацию
0 себе, отразить отношение, сформулировать мнения.
По своей сути опросники предполагают осуществление испытуемым субъективного самоотчета. От анкет, которые будут детально рассмотрены нами в дальнейшем, личностные опросники отличаются следующим:
• направленностью на изучение психологических особенно-
1 стей;
' • стандартизацией процедур применения и интерпретации; ! • опорой на содержание определенной научной концепции,
теории;
• наличием норм выполнения или соответствующих крите
риев развития, по отношению к которым осуществляется
\ стандартизация индивидуальных результатов;
• проверкой степени валидности и надежности.
Примерами таких тестов-опросников являются Миннесотский
многоаспектный личностный перечень (MMPI), разработанный С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. и до сих нор широко используемый в клинической психодиагностике; Патохарактеро-логический диагностический опросник (ПДО), предложенный А. Е. Личко в 1970 г. для определения психопатического развития личности и акцентуаций характера; методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16-факторный опросник) и т. д.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да», «нет»; «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинство закрытых вопросов — простота процедуры регистрации и обработки
ГЛАВА 4_________________________________________________
данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.
Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Особую трудность в обеспечении качественной диагностики при проведении опросов составляет задача избавления от искажений результатов в силу субъективных особенностей испытуемого, которые могут проявляться в неправильном понимании вопросов и в предвзятых (установочных) ответах. Установки при ответах испытуемых тяготеют к двум полюсам: стремлении показать себя в наилучшем виде и. наоборот, в наихудшем. Существенную роль при использовании опросников играет также так называемый психометрический парадокс. Он заключается в ПО
___________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
том, что из статистических соображений желательно, чтобы половина испытуемых отвечала на вопрос «да», а другая — «нет». В этом случае вопрос обладает наибольшей дифференцирующей силой. Ведь если все будут отвечать одинаково, то смысла в вопросе не будет. С другой стороны, оказывается, что именно на такие вопросы отдельные испытуемые дают наиболее неустойчивые ответы, т. е. на самом деле они плохо идентифицируют субъектов, а значит, плохо их различают. Вместе с тем очевидно, что ответы на вопросы позволяют получить весьма ценную информацию о человеке в силу того, что слово обладает выраженным качеством обобщения имеющегося у человека опыта. Именно поэтому опросники неприменимы к маленьким детям (по крайней мере, дошкольного возраста).
Опросники состояний и настроений предназначены для выявления временных, преходящих состояний (в то время как личностные — для выявления стабильных качеств психики). Их отличает то, что в формулировке вопросов и в инструкции подчеркивается необходимость оценивать свои психические качества именно в текущее, настоящее время.
Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми, закрытыми и с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты ответов: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.
Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначен-
ГЛАВА 4
ные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
В логопедии опросники могут оказать неоценимую услугу в связи с возможностью получать существенную информацию о ребенке и особенно о подростке и взрослом, минуя устную речь. Кроме того, опросник позволяет одновременно обследовать группу испытуемых, а значит, получать статистически значимый объем информации за достаточно короткое время. Многие современные опросники отвечают самым строгим психометрическим требованиям. В качестве примеров специальных диагностических опросников, применяемых в логопедии, можно привести шкалу Р. Эриксона для оценки речевой тревоги (или коммуникативных возможностей) и методику для дифференциальной диагностики заикания и клаттеринга Д. Дали. Первая предназначена преимущественно для оценки качественных показателей, но допускает и качественный анализ переживаний субъекта с нарушенной речью. Вторая опирается на качественные различия двух видов нарушения темпоритмических характеристик речи.
Наблюдение -
Наблюдение — это целенаправленное восприятие психической жизни человека, осуществляемое без активного взаимодействия с ним и имеющее целью выявление инвариантных признаков.
Этот метод самый доступный, поскольку инструментом диагностики в этом случае является сам исследователь, а от наблюдаемого требуется только находится в поле зрения наблюдателя. Метод объективного наблюдения — стратегия исследо-
_______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
вания с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательства в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
Метод самонаблюдения — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
Для изучения психологических особенностей детей метод наблюдения особенно ценен, так как в отношении них возможности экспериментального изучения имеют значительные ограничения по сравнению со взрослыми.
Наибольшее развитие метод наблюдения получил в рамках бихевиоральной (поведенческой) психологии, в частности такого ее раздела, как этология.
Для облегчения наблюдения при решении конкретных психолого-педагогических задач существуют схемы, предлагаемые различными авторами в специальных пособиях, позволяющие облегчить их решение практическому специалисту. Например, схема наблюдения поведения ребенка для определения его темперамента. Согласно этой схеме необходимо определить, как ведет себя ребенок в некоторых стандартных ситуациях (обучения, отдыха, развлечения и т. д.), отнеся его к одной из четырех рубрик.
В педагогических и психологических исследованиях применяются разнообразные видьгдаблюдения. По степени вовлеченности исследователя в события — включенным и сторонним, подхарактеру взаимодействия с объектом — скрытым и открытым (явным), в зависимости от объекта — внешним и интро-
^ 113
ГЛАВА 4
спективным, относительно времени исследования — однократным, периодическим и лонгитюдным, по характеру восприятия — сплошным и выборочным, по способу регистрации данных — констатирующим и оценивающим, по степени стандартизованности процедур — свободным (поисковым) и структурированным (стандартизированным).
Все они могут быть использованы как порознь, так и в комплексе, дополняя друг друга.
Сделать наблюдение наиболее эффективным помогают следующие правила:
• проводить многократные систематические наблюдения
т данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит
, отделить случайные совпадения от устойчивых закономер-а ных связей;
• не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и
£< проверять альтернативные предположения относительно
той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом; I • не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в кон-
*:.■ тексте общей ситуации;
»« • стараться быть беспристрастным;
• оценивать одного обследуемого должны несколько наблю-
-! дателей (не меньше чем два человека), и окончательная
; оценка должна образовываться из их наблюдений, при ■ этом суждения каждого должны быть независимыми.
Значимость метода наблюдения в открытости самой разнообразной информации, в возможности не упустить чего-то важного. Именно для реализации самых ценных его свойств следует прислушаться к совету Р. Фишера и У. Юри, которые считают, что более полезно в процессе диагностики иметь много вариантов. А для достижения изобилия вариантов они советуют избегать четырех наиболее типичных серьезных просчетов: преждевременного суждения (предвзятости); поиска единственного ответа (догматизма); убежденности в невозможности «увеличить пирог»; мнения, что «решение их проблемы — их проблема».
______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним
Вместе с тем чрезмерное структурирование и формализация может лишить этот метод главного его достоинства — гибкости, широты охвата информации, чувствительности к
новизне.
Метод наблюдения используется в диагностике лиц с речевыми нарушениями, как правило, во время первичного консультирования и в момент обследования для получения психологом дополнительной информации о поведении клиента в деятельности — о его адекватности, адаптивности, критичности, поисковой активности. Именно с помощью наблюдения во время логопедических занятий и в период, когда ребенок предоставлен самому себе, можно получить важную, порой недоступную другим методам исследования психологическую информацию. Поведение ребенка в этих условиях непринужденное, естественное и существенно отличается от поведения в условиях диагностического обследования. Наблюдение за ребенком вне логопедических занятий чрезвычайно важно для определения того, насколько он использует в реальной жизни привитые ему навыки правильной речи и адаптивного поведения. Наблюдение может выявить несоответствие между тем, что говорит ребенок, и его реальным поведением. Например, один ребенок может при ответе на вопросы (в процессе интервью, анкетирования или письменного опроса) преувеличивать свои переживания по поводу имеющегося у него речевого дефекта, в то время как при общении с окружающими проявляет выраженную речевую активность без малейших признаков робости и смущения. Другой ребенок (что характерно для дошкольников) полностью отрицает волнение во время речи, но в то же время при выступлении перед группой смущается, краснеет, его ладони потеют.
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт
ГЛАВА 4
на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическую.
Аналитическая интроспекция — интроспективный метод, разработанный в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
Систематическая интроспекция — интроспективный метод, разработанный в Вюрцбургской школе, которая не ограничивала интероспекцию отчетом о наследственных раздражителях, а соединила ее с последующим воспроизведением того, что прежде испытывал субъект при решении интеллектуальных задач.
Феноменологическое самонаблюдение — интроспективный
метод, разработанный в гештальтпсихологии. Характеризует
ся ориентацией на непредвзятое описание психических фено
менов в их непосредственности и целостности наивным испы
туемым. Этот метод, находящий свои истоки в методе внутрен
него восприятия, разработанном Ф. Брентано, продуктивно
применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в
рамках гуманистической психологии. ,щ