Стандартизированные самоотчеты

Типы стандартизованных самоотчетов: шкальные тех­ники, идеографические техники, тесты-опросники, открытые

опросники.

Несмотря на то что в одну группу объединены как номоте-тические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу: информацию о личности эк­спериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например исследование самооценки С.Я. Рубинштейн. Методы шкалиро­вания — понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых мо­гут выступать физические или социальные процессы. Для осу­ществления процесса субъективного шкалирования существу­ет ряд методов, характеризующихся определенными правила­ми, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются

                 
    Стандартизированные самоотчеты - student2.ru
      Стандартизированные самоотчеты - student2.ru
  Стандартизированные самоотчеты - student2.ru       Стандартизированные самоотчеты - student2.ru
 
 
 
    Стандартизированные самоотчеты - student2.ru
 

ГЛАВА 4

методы средней ошибки, минимальных измерений, постоян­ных раздражителей. К новым психологическим методам от­носятся, во-первых, прямые методы, такие, как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ран­жирование, во-вторых, непрямые методы, например фехне-ровский метод шкалирования едва заметных различий.

Идеографические техники отличаются от вышеперечислен­ных методов тем, что параметры, которые оцениваются (кон­структоры, оси, измерения), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта.

Недостоверность самоотчетов может быть по ряду причин: г • если у респондента может не быть четкого представления * i о том, о чем его спрашивают;

Ш

• если на респондента влияет фактор социальной желатель­
ности, т. е. респондент пытается представить себя в вы­
годнейшем свете, отвечает, ориентируясь на общеприня­
тые нормы. Во избежание влияния такого фактора в оп­
росники вводятся шкалы лжи;

• если респондент не способен оценить те черты, о которых
его спрашивают;

• если респондент отвечает случайным образом. Чтобы из­
бежать случайных ответов, вводят дублирующие друг дру­
га вопросы (очень близкие синонимы).

'' Опросник й широком смысле — любой набор вопросов, каса­ющихся какой-либо темы или группы связанных тем, разрабо­танных для того, чтобы на них отвечал респондент. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники лично­стные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках ответы не квалифицируются как «правильные» или «неправильные». Они должны отражать отношение человека к тем или иным явлениям, меру его"согла­сия или несогласия с предлагаемыми высказываниями.

Опросники — это методики, задания которых представле­ны в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого —

Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru дать письменные или устные ответы, сообщить информацию

0 себе, отразить отношение, сформулировать мнения.

По своей сути опросники предполагают осуществление ис­пытуемым субъективного самоотчета. От анкет, которые бу­дут детально рассмотрены нами в дальнейшем, личностные опросники отличаются следующим:

• направленностью на изучение психологических особенно-

1 стей;

' • стандартизацией процедур применения и интерпретации; ! • опорой на содержание определенной научной концепции,

теории;

• наличием норм выполнения или соответствующих крите­
риев развития, по отношению к которым осуществляется

\ стандартизация индивидуальных результатов;

• проверкой степени валидности и надежности.
Примерами таких тестов-опросников являются Миннесотский

многоаспектный личностный перечень (MMPI), разработанный С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. и до сих нор широко ис­пользуемый в клинической психодиагностике; Патохарактеро-логический диагностический опросник (ПДО), предложенный А. Е. Личко в 1970 г. для определения психопатического разви­тия личности и акцентуаций характера; методика многофак­торного исследования личности Р. Кеттелла (16-факторный оп­росник) и т. д.

Личностные опросники можно рассматривать как стандар­тизированные самоотчеты, которые по форме бывают группо­выми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланко­выми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросни­ки) и со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например, «да», «нет»; «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинство закрытых вопросов — простота процедуры регистрации и обработки

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru ГЛАВА 4_________________________________________________

данных, четкая формализация оценивания, что важно при мас­совом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «ог­рубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают зат­руднения, когда необходимо принять категоричное решение. Открытые опросники предусматривают свободные отве­ты без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки до­стигается путем отнесения произвольных ответов к стандар­тным категориям. Открытые опросники наряду с достоин­ствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и опреде­ленные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть пред­ставлена также в виде шкалы измерений. В этом случае пред­полагается оценка тех или иных утверждений по выраженнос­ти в них качества, представленного шкалой в виде отрезка пря­мой (например, двухполюсная шкала: трудный — легкий, хороший — плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пя­тью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники могут быть подраз­делены на опросники черт личности, опросники типологичес­кие, опросники мотивов, опросники интересов, опросники цен­ностей, опросники установок.

Особую трудность в обеспечении качественной диагностики при проведении опросов составляет задача избавления от иска­жений результатов в силу субъективных особенностей испыту­емого, которые могут проявляться в неправильном понимании вопросов и в предвзятых (установочных) ответах. Установки при ответах испытуемых тяготеют к двум полюсам: стремлении по­казать себя в наилучшем виде и. наоборот, в наихудшем. Суще­ственную роль при использовании опросников играет также так называемый психометрический парадокс. Он заключается в ПО

___________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

том, что из статистических соображений желательно, чтобы половина испытуемых отвечала на вопрос «да», а другая — «нет». В этом случае вопрос обладает наибольшей дифферен­цирующей силой. Ведь если все будут отвечать одинаково, то смысла в вопросе не будет. С другой стороны, оказывает­ся, что именно на такие вопросы отдельные испытуемые дают наиболее неустойчивые ответы, т. е. на самом деле они пло­хо идентифицируют субъектов, а значит, плохо их различа­ют. Вместе с тем очевидно, что ответы на вопросы позволя­ют получить весьма ценную информацию о человеке в силу того, что слово обладает выраженным качеством обобщения имеющегося у человека опыта. Именно поэтому опросники неприменимы к маленьким детям (по крайней мере, дошколь­ного возраста).

Опросники состояний и настроений предназначены для вы­явления временных, преходящих состояний (в то время как лич­ностные — для выявления стабильных качеств психики). Их отличает то, что в формулировке вопросов и в инструкции под­черкивается необходимость оценивать свои психические каче­ства именно в текущее, настоящее время.

Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим осо­бенностям человека (например, для получения данных об исто­рии его жизни). Они предполагают жестко фиксированный поря­док, содержание и форму вопросов, четкое указание формы от­ветов. Отвечать опрашиваемый может наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми, закрытыми и с полузакрытыми вопроса­ми (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбиниру­ют все варианты ответов: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначен-

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru ГЛАВА 4

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru ные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здо­ровья, семейного положения, уровня и характера образова­ния, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают со­брать информацию, необходимую для достоверной интерпре­тации показателей тестов.

В логопедии опросники могут оказать неоценимую услу­гу в связи с возможностью получать существенную инфор­мацию о ребенке и особенно о подростке и взрослом, минуя устную речь. Кроме того, опросник позволяет одновременно обследовать группу испытуемых, а значит, получать стати­стически значимый объем информации за достаточно корот­кое время. Многие современные опросники отвечают самым строгим психометрическим требованиям. В качестве приме­ров специальных диагностических опросников, применяемых в логопедии, можно привести шкалу Р. Эриксона для оценки речевой тревоги (или коммуникативных возможностей) и методику для дифференциальной диагностики заикания и клаттеринга Д. Дали. Первая предназначена преимуществен­но для оценки качественных показателей, но допускает и качественный анализ переживаний субъекта с нарушенной речью. Вторая опирается на качественные различия двух ви­дов нарушения темпоритмических характеристик речи.

Наблюдение -

Наблюдение — это целенаправленное восприятие психической жизни человека, осуществляемое без активного взаимодействия с ним и имеющее целью выявление инвари­антных признаков.

Этот метод самый доступный, поскольку инструментом ди­агностики в этом случае является сам исследователь, а от на­блюдаемого требуется только находится в поле зрения наблю­дателя. Метод объективного наблюдения — стратегия исследо-

_______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

вания с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательства в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

Метод самонаблюдения — стратегия получения эмпиричес­ких психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного ис­следования. За счет сопоставления результатов самонаблюде­ния, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит по­стулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.

Для изучения психологических особенностей детей метод наблюдения особенно ценен, так как в отношении них возмож­ности экспериментального изучения имеют значительные ог­раничения по сравнению со взрослыми.

Наибольшее развитие метод наблюдения получил в рамках бихевиоральной (поведенческой) психологии, в частности та­кого ее раздела, как этология.

Для облегчения наблюдения при решении конкретных пси­холого-педагогических задач существуют схемы, предлагаемые различными авторами в специальных пособиях, позволяющие облегчить их решение практическому специалисту. Например, схема наблюдения поведения ребенка для определения его тем­перамента. Согласно этой схеме необходимо определить, как ведет себя ребенок в некоторых стандартных ситуациях (обу­чения, отдыха, развлечения и т. д.), отнеся его к одной из четы­рех рубрик.

В педагогических и психологических исследованиях приме­няются разнообразные видьгдаблюдения. По степени вовлечен­ности исследователя в события — включенным и сторонним, подхарактеру взаимодействия с объектом — скрытым и откры­тым (явным), в зависимости от объекта — внешним и интро-

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru ^ 113

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru ГЛАВА 4

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru спективным, относительно времени исследования — одно­кратным, периодическим и лонгитюдным, по характеру вос­приятия — сплошным и выборочным, по способу регистра­ции данных — констатирующим и оценивающим, по степени стандартизованности процедур — свободным (поисковым) и структурированным (стандартизированным).

Все они могут быть использованы как порознь, так и в ком­плексе, дополняя друг друга.

Сделать наблюдение наиболее эффективным помогают сле­дующие правила:

• проводить многократные систематические наблюдения
т данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит

, отделить случайные совпадения от устойчивых закономер-а ных связей;

• не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и
£< проверять альтернативные предположения относительно

той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом; I • не отрывать частные условия возникновения наблюдае­мого факта от общей ситуации; рассматривать их в кон-

*:.■ тексте общей ситуации;

»« • стараться быть беспристрастным;

• оценивать одного обследуемого должны несколько наблю-
-! дателей (не меньше чем два человека), и окончательная

; оценка должна образовываться из их наблюдений, при ■ этом суждения каждого должны быть независимыми.

Значимость метода наблюдения в открытости самой разно­образной информации, в возможности не упустить чего-то важ­ного. Именно для реализации самых ценных его свойств следу­ет прислушаться к совету Р. Фишера и У. Юри, которые счита­ют, что более полезно в процессе диагностики иметь много вариантов. А для достижения изобилия вариантов они совету­ют избегать четырех наиболее типичных серьезных просчетов: преждевременного суждения (предвзятости); поиска единствен­ного ответа (догматизма); убежденности в невозможности «уве­личить пирог»; мнения, что «решение их проблемы — их про­блема».

______________ Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним

Вместе с тем чрезмерное структурирование и формализа­ция может лишить этот метод главного его достоинства — гибкости, широты охвата информации, чувствительности к

новизне.

Метод наблюдения используется в диагностике лиц с рече­выми нарушениями, как правило, во время первичного консуль­тирования и в момент обследования для получения психологом дополнительной информации о поведении клиента в деятельно­сти — о его адекватности, адаптивности, критичности, поиско­вой активности. Именно с помощью наблюдения во время лого­педических занятий и в период, когда ребенок предоставлен са­мому себе, можно получить важную, порой недоступную другим методам исследования психологическую информацию. Пове­дение ребенка в этих условиях непринужденное, естественное и существенно отличается от поведения в условиях диагности­ческого обследования. Наблюдение за ребенком вне логопеди­ческих занятий чрезвычайно важно для определения того, на­сколько он использует в реальной жизни привитые ему навыки правильной речи и адаптивного поведения. Наблюдение может выявить несоответствие между тем, что говорит ребенок, и его реальным поведением. Например, один ребенок может при от­вете на вопросы (в процессе интервью, анкетирования или пись­менного опроса) преувеличивать свои переживания по поводу имеющегося у него речевого дефекта, в то время как при обще­нии с окружающими проявляет выраженную речевую актив­ность без малейших признаков робости и смущения. Другой ребенок (что характерно для дошкольников) полностью отри­цает волнение во время речи, но в то же время при выступлении перед группой смущается, краснеет, его ладони потеют.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — ме­тод психологического анализа. Заключается в наблюдении соб­ственных психических процессов без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода инт­роспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru Стандартизированные самоотчеты - student2.ru ГЛАВА 4

Стандартизированные самоотчеты - student2.ru на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и вне­шний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоя­тельных вариантов этого метода можно выделить интроспек­цию аналитическую, систематическую и феноменологическую.

Аналитическая интроспекция — интроспективный метод, разработанный в школе Э. Титченера. Характеризуется стрем­лением полного расчленения чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.

Систематическая интроспекция — интроспективный метод, разработанный в Вюрцбургской школе, которая не ограничива­ла интероспекцию отчетом о наследственных раздражителях, а соединила ее с последующим воспроизведением того, что преж­де испытывал субъект при решении интеллектуальных задач.

Феноменологическое самонаблюдение — интроспективный
метод, разработанный в гештальтпсихологии. Характеризует­
ся ориентацией на непредвзятое описание психических фено­
менов в их непосредственности и целостности наивным испы­
туемым. Этот метод, находящий свои истоки в методе внутрен­
него восприятия, разработанном Ф. Брентано, продуктивно
применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в
рамках гуманистической психологии. ,щ

 

Наши рекомендации