Донаучный, эмпирический этап
•<« r-f.i;*vrTi;
С незапамятных времен люди используют различные приемы для оценки психических качеств человека. Умение разбираться в людях ценилось всеми народами с древнейших времен, а богатый жизненный опыт, связанный с этим умением, хранился в виде многочисленных пословиц и поговорок.
На протяжении всей истории человечества необходимо было отбирать людей для осуществления тех или иных видов деятельности, для чего им предлагали испытания верности, ума, стойкости и других качеств. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне выпускников школы писцов подвергали ис-
пытаниям, успешное преодоление которых позволяло им занять ответственные государственные должности. В испытание входила проверка знаний четырех арифметических действий, умение измерять поля, делить имущество, владеть искусством пения, игры на музыкальных инструментах, а также умение разбираться в тканях, металлах и растениях (Дандамаев М.А., 1983).
Чтобы стать жрецом в Древнем Египте, претендент должен был пройти сложные испытания. Во время предварительного собеседования он рассказывал историю своей жизни и показывал свои знания; при этом оценивалась его внешность и умение вести беседу. Затем он подвергался испытаниям на умение трудиться, слушать и молчать, выдерживать огонь, воду, преодолевать страх в мрачных подземельях в полном одиночестве. Под угрозой смерти он должен был решить, готов ли он выдержать длительный и трудный путь учения или ему лучше отказаться от него.
Знаменитый Пифагор, пройдя все испытания и получив соответствующее образование в Египте, основал в Греции школу, где практиковал сходный способ приема учеников. Он отдавал предпочтение испытанию интеллектуальных способностей с помощью решения математических задач. Если желающий учиться не справлялся с задачей, он проходил повторное испытание, которое заключалось в том, что ученики его жестоко осмеивали, грубо унижали достоинство. Если ему удавалось защитить себя в этой ситуации, удачно отвечая на нападки, его принимали в школу. Умение смеяться Пифагор считал очень важным человеческим качеством. Современные исследования подтверждают связь между состоянием интеллекта и способностью к юмору. Не только вступление в школу Пифагора требовало испытаний, но и само обучение являлось таким испытанием. Его ученики должны были первые пять лет молчать и только слушать учителя, не видя его, чтобы научиться сосредоточиваться, и только последние пять лет они могли говорить с учителем лицом к лицу. Похоже, 3. Фрейд тоже прошел школу Пифагора, так как использовал прием разговора с пациентом, стоя у него за спиной.
ГЛАВА 1
Однако можно ли считать научно обоснованными методы подобных «проверок»? Очевидно, нет. Современные психологические методы диагностики (распознавания) возникли в результате достаточно длительного и кропотливого пути становления психологии как науки.
';-. ••■ ЧУ.'
НАУЧНЫЙ ЭТАП
РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Становлению психодиагностики как науки предшествовала психиатрическая и в определенной мере педагогическая практика, но ключевым событием стало возникновение экспериментальной психологии.
Первоначально в психиатрии психодиагностическое обследование больных состояло из простых вопросов, касающихся возраста, места жительства, даты рождения, цен на обыденные то- | вары, описания предметов из повседневной жизни, простых математических операций и т. п. Очевидно, что в большей мере оно было направлено на определение умственных способностей человека. Дж. Петерсон (1925) считал, что такие задачи ставились с целью диагностики уже в школе Аристотеля. Во всяком случае, их употребляли задолго до включения в тесты интеллекта.
В XIX в. бурно развиваются все науки, в том числе и физиология. Активно развивающаяся механика и физика, массовое увлечение различного рода измерениями позволили создать психофизиологические лаборатории, где изучались функции организма: ощущения, восприятие, время реакции на различные раздражители. Они проводились на животных и по возможности на человеке, что позволило поставить вопрос об объективации изучения психических процессов. Пионером в этой области стал немецкий исследователь В. Вундт (1832-1920). Начав свой научный путь физиологом, он пришел к идеям о возможности экспериментального изучения психики че-
Краткая история психодиагностики
ловека, которые изложил в книге «К теории чувственного восприятия», окончательно опубликованной в 1862 г. Одновременно сходные представления изложил в своей книге «Элементы психофизики» в 1860г. Густав Теодор Фехнер( 1801-1887). В. Вунд заложил основы двух направлений экспериментальной психологии, различающихся методами исследования. Для простейших психофизических процессов — лабораторный, объективный, с применением строгих измерений; для оценки обучаемости, связанной с языком, — метод интроспекции, т. е.
самонаблюдения.
Не менее важным, чем непосредственные результаты исследований, для развития экспериментальной психологии стало появление целого поколения специалистов, прошедших школу
В. Вундта.
От изучения внутренних психических процессов здоровых взрослых людей с помощью интроспекции экспериментальная психология постепенно пришла к исследованию душевнобольных и детей.
Важнейший раздел практической психологии — психологическая диагностика, которая имеет много общего с исследовательскими методами психологии, но и свою специфику.
Вступив на путь измерения, психологи столкнулись с необходимостью сначала разрабатывать основы психометрии по аналогии, например, с биометрией в биологии, социометрией в социологии и т. д. Первые публикации работ Ф. Гальтона (1822-1911) и Дж. Кеттелла (1860-1944) вызвали живой интерес к методу тестов ученых разных стран мира. Одни ученые стали ярыми приверженцами нового метода, другие — его противниками.
Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX в. оформилась «индивидуальная психология», целью которой было изучение особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии былиисследования учеников В. Вундта — Э. Крепели-
ГЛАВА 1
Краткая история психодиагностики
на, Дж. Кеттелла, а также других ученых — А. Бине, А.Лазурс-кого. В XIX в. произошел коренной перелом в психиатрии в сторону гуманного обращения с умственно отсталыми и душевнобольными людьми. Возникла необходимость в единых критериях для выявления и классификации этих больных, в частности для разделения душевнобольных и умственно отсталых.
Важный вклад в развитие психодиагностики внес французский психолог А. Бине, который настаивал на том, чтобы детей, испытывающих затруднение при обучении в обычной школе, прежде чем отчислять, обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в специальные классы. Тщательная и кропотливая работа завершилась изданием набора тестов для отбора детей в школы умственно отсталых. Этот набор до сих пор используется во всем мире в переработанном виде под названием шкала Термен—Перилл (или Стенфордская шкала). Во Франции в конце 60-х годов ее переработал Р. Заззо и его сотрудники.
К началу 30-х годов тесты для определения интеллекта широко использовались во многих странах. К концу XIX в. практическая потребность изучения преобладающих способностей привела к формулированию научной проблемы исследования индивидуальных различий. Существенную роль в решении этой проблемы и в возникновении психодиагностики как отрасли прикладной психологии сыграл английский биолог Ф. Галь-тон, который в своей книге «Изучение способностей человека и их развития» (1883) предложил исследовать общие умственные способности с помощью психометрических опытов. Он осознал, что изучать наследственность человека невозможно без знания характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только обладая этими сведениями, он мог определить, например, точную степень сходства между родителями и их детьми, братьями и сестрами (родными и двоюродными) или близнецами. С этой целью Ф. Гальтон проводил обширные и систематические антропометрические обследования учащихся множества учебных заведений.
Ф. Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применявшихся в его лаборатории. Многие из них используют
до сих пор, сохраняя в своем названии имя автора, например: линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток Гальтона для определения предела восприятия высоты звука, ф. Гальтон, опираясь на учение философа Дж. Локка, полагал, что с помощью тестов сенсорного различения можно оценивать интеллект человека. Он утверждал, что чем лучше органы чувств различают действительность, тем большее поле создают для интеллекта и рассудка. Подтверждение своим мыслям он находил, например, в том, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод и боль.
Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшиеся для самых различных целей. Также его заслуга состоит в разработке методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. Одним из наиболее талантливых учеников Ф. Гальтона, успешно разрабатывавшим методы математической статистики, был Карл Пирсон (1857-1936).
Итак, был сделан первый шаг к научной психологии после длительного периода, когда преобладал интуитивный подбор проверочных заданий и испытаний. В области экспериментальной психологии роль Ф. Гальтона можно сравнить с ролью Г. Галилея в физике.
Личность представлялась психологам наиболее трудной для диагностики. Накопленный опыт измерения интеллекта, выработка критериев объективации психических явлений позволили подойти к изучению и этой святая святых психики человека. Для измерения личностных характеристик начали применять тесты действий, или ситуационные тесты, в которых испытуемый получал задания, цель которых часто оставалась ему неизвестной. Вместе с тем до настоящего времени принципиальной трудностью при оценке личности является достижение объективности при интерпретации реакции испытуемого.
Особенно популярным у клиницистов стали проективные методики исследования личности. Эти тесты предоставляют испытуемому наибольшую свободу реакций в ответ на предельно нео-
ГЛАВА 1
пределенное задание. Взрослые и дети охотно сами по своему усмотрению «додумывают» задание, вкладывая в них смысл, который им подсказывает их жизненный опыт. Это явление в психологии получило название апперцепции. С тестами действия, или ситуационными тестами, проективные методики объединяет то обстоятельство, что испытуемый не может угадать их цель, а значит, лишен возможности намеренно создать желаемое впечатление. Тест свободных ассоциаций представляет собой один из наиболее ранних типов проективных методик. К этой же категории можно отнести тест на завершение предложений. В проективных тестах широко используют рисование, расстановку игрушек, импровизацию драматических сцен и интерпретацию картинок или чернильных пятен. Согласно оценке ведущего мирового специалиста по психодиагностике А. Анастази только немногие проективные методики соответствуют современным психометрическим требованиям.
С точки зрения собственной технологии любая психодиагностическая методика должна отвечать определенным, достаточно строгим требованиям, в частности надежности и валидности, без чего их применение считается недопустимым. Практическая действенность диагностических средств зависит от их теоретической обоснованности. Теория определяет не только строение методики (стимульный материал, способ проведения обследования), но и способ объяснения полученных результатов. Именно этим вопросам будет посвящен следующий раздел пособия (глава 2).
•1.3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
В ОБЛАСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Отечественная психология, выросшая на почве традиций медицины и физиологии, придерживалась материалистической трактовки психических явлений в отличие от воззрений В. Вундта и многих западных ученых. Наиболее значимый вклад 12
Краткая история психодиагностики
в ее развитие внесли физиологи И.М. Сеченов (1829-1905) и И.П. Павлов (1849-1936).
Отечественную психологическую школу отличало стремление к выявлению мозговых механизмов психической деятельности, а также социальных условий ее формирования и функционирования.
Г.И. Россолимо (1860-1928), невропатолог и психиатр, в 1909 г. в Московском университете создал методику количественной оценки уровня развития общих способностей, которая, будучи передовой для своего времени, получила признание в России и за ее пределами под названием «Психологические профили». Она включала 11 субтестов, каждый из которых представлял собой 10 более или менее однородных заданий, правильное выполнение каждого из них оценивалось в один балл. Субтесты были объединены в пять групп, позволявших характеризовать восприимчивость, внимание, запоминание, волю, ассоциативные процессы. Единообразие шкал позволяло создавать графический профиль, где наглядно можно видеть относительную степень развития измеряемых характеристик. Были получены нормы для лиц мужского и женского пола в диапазоне от 7 до 18 лет с интервалом в один год. Валидиза-ция методики осуществлялась с помощью показателей школьной успеваемости, а также оценок, даваемых испытуемым педагогами и родителями. С ее помощью были обследованы больные с различными нервными и психическими заболеваниями, в том числе с моторной афазией. Среди учащихся школы с помощью методики были выделены различные группы слабоуспевающих учеников.
Кроме решения задач дифференциальной диагностики, методика позволяла проводить оценку динамики «психологического профиля» под влиянием различных факторов. В настоящее время она не применяется, но представляет важный этап в становлении психологической диагностики, без которого не были бы созданы современные методики.
Значительный вклад в разработку методов психодиагностики внес психиатр Ф. Е. Рыбаков (1868-1920), который пред-
ГЛАВА 1
Краткая история психодиагностики
ложил тест специальных способностей, предназначенный для определения уровня развития пространственного воображения. Он представляет собой наборы изображений геометрических фигур (всего 45), из которых можно сложить квадрат. Время выполнения задания ограничено. Первичная оценка заключается в подсчете количества правильно выполненных заданий. В настоящее время существует несколько зарубежных вариантов теста, модифицированного разными авторами. Они находят преимущественное применение при диагностике технических способностей, в психологии труда. Рыбакову также принадлежит заслуга издания в 1910 г. «Атласа изучения личности методами экспериментальной психологии», предназначенного для решения педагогических и медико-диагностических задач.
Новаторской была предложенная психологом А.Ф. Лазур-ским (1874-1917), сотрудником В.М. Бехтерева (1857-1927). методика естественного эксперимента. Она явилась своеобразным компромиссом, как он писал, «между внешним, объективным наблюдением, с одной стороны, и тем лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее время под именем психологического эксперимента -— с другой» [Лазурский А.Ф., 1997. С. 403]. Суть метода заключалась в том, что, изменяя без ведома испытуемого условия, в которых он находится, мы получаем возможность максимально приблизить свободное наблюдение к строгому эксперименту и выявить влияние на его поведение тех или иных интересующих нас факторов. Наблюдая человека в естественной среде, мы, как подчеркивает А.Ф. Лазурский, можем не дождаться появления этих факторов. Но, как отмечал известный нейрофизиолог X. Дельгадо (1971). в эксперименте мы обычно изучаем только части сложной живой системы, а Ф. Энгельс предельно заострял эту ситуацию: «Части лишь у трупа». Поэтому предложение А.Ф. Лазурского сохраняет свою актуальность и до настоящего времени. Определенным продолжением развития его метода можно считать вариант объективной социометрии, получивший название «картирование».
Важным шагом в развитии психодиагностики явилась разработанная советским психиатром Н.И. Озерецким (1893— 1955) шкала оценки моторики, которую он опубликовал в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков». Методика получила международное признание, была не только переведена на многие европейские языки, но и послужила основой для дальнейших разработок в различных странах. По своим характеристикам она сопоставима с методиками измерения интеллекта и личности, ориентированными на их интегральную оценку. Отдельные задания подбираются в них преимущественно для того, чтобы охарактеризовать изучаемую характеристику в ее полноте и целостности. Имеются возрастные нормы в диапазоне от 4 до 16 лет. Тщательно разработана процедура проведения исследования и анализа получаемых данных.
Существенными для создания в дальнейшем методов диагностики были теоретические исследования П,П. Блонского (1884-1941) и Л.С. Выготского (1896-1934), которые с позиций материалистической диалектики разрабатывали представления о социальных условиях становления психики человека. В их терминологии это генетическая, или историческая, психология.
Примером удачного воплощения теоретических разработок Л.С. Выготского, значимых для коррекционной педагогики, является методика, предложенная А.Я. Ивановой в 1973 г. Она предназначена для оценки обучаемости детей в возрасте 5-9 лет. Сти-мульным материалом служат карточки с изображением геометрических фигур разной формы, величины и цвета. От ребенка требуется последовательно вычленить каждый из трех отличительных признаков и сгруппировать карточки по этим признакам. При этом ему оказывается помощь трех степеней детальности: указание различия каких-либо двух конкретных карточек по одному признаку; демонстрация сходства одной из карточек первого уровня с третьей по этому же признаку; объяснение правила раскладки карточек на группы в сочетании с демонстрацией правильного выполнения задания. Помощь эксперимента-
тора продолжается до тех пор, пока испытуемый не справится с заданием. Способы и форма помощи строго регламентированы. Регистрации подвергается способность к логическому переносу в виде понимания и способность объяснить правила действия, а также время выполнения заданий. Производится качественная и количественная оценка результатов.
Контрольные вопросы
1. Что характеризует донаучный этап психодиагностики?
2. Каковы критерии становления психодиагностики как на
уки?
3. На что были направлены первые психодиагностические
методики?
4. Охарактеризуйте самые значимые, с вашей точки зрения,
работы в области психодиагностики.
5. Дайте характеристику отечественной психодиагностичес
кой школы.
Рписок литературы :•!:—■• в
1. Анаапази А., Урбииа С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.688 с.
;: 2. БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 351 с.
3. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М.: Наука, 1983. 245 с. ;
4. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. 264 с.
5. Лазурскш А.Ф. О естественном эксперименте//Избр. тр. по пси-
хол^ М.: Наука. 1997. С. 403-411.
6. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, медицин
ской психотерапии и психологического консультирования /Под
ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.
7. Рыбаков Ф. Е. Атлас для экспериментально-психологического ис
следования личности с подробным описанием и объяснением
таблиц. Составлен применительно к цели педагогического и вра-
чебно-диагностического исследования. М.: Тип. т-ва И.Д. Сы
тина, 1910.46 с.
Краткая история психодиагностики
8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии:
Практ. рук-во. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
9. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических ме
тодов. Т. 1. Братислава, 1988. 202 с.
10. ШульцД., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер.
с англ. СПб.: Евразия, 1998. 528 с.
11. Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд., перераб. М.:
Мысль, 1976.463 с.
12. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: В поисках новой психологии.
СПб: Междунар. фонд истории науки, 1993. 301 с.
13. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Изд-во
Ин-та практич. психол. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 380 с.
14. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические
проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат,
1971.368 с.
f;
■']■;»■'; ..Ji£M 'I-
A3 . ■ |
Глава
а |