Тест тревожности Спилбергера-Ханина

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности(свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Инструкция к тесту ситуативной тревожности.

Обследуемому предлагается — «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию».

2. Проводится тестирование с использованием бланка опросника (Таблица1).

Таблица 1

Бланк опросника ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)

  «СИТУАЦИЯ» Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
Я СПОКОЕН
МНЕ НИЧТО НЕ УГРОЖАЕТ
Я НАХОЖУСЬ В НАПРЯЖЕНИИ
Я ИСПЫТЫВАЮ СОЖАЛЕНИЕ
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СВОБОДНО
Я РАССТРОЕН
МЕНЯ ВОЛНУЮТ ВОЗМОЖНЫЕ НЕУДАЧИ
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОТДОХНУВШИМ
Я ВСТРЕВОЖЕН
Я ИСПЫТЫВАЮ ЧУВСТВО ВНУТРЕННЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Я УВЕРЕН В СЕБЕ
Я НЕРВНИЧАЮ
Я НЕ НАХОЖУ СЕБЕ МЕСТА
Я ВЗВИНЧЕН
Я НЕ ЧУВСТВУЮ СКОВАННОСТИ
Я ДОВОЛЕН
Я ОЗАБОЧЕН
Я СЛИШКОМ ВОЗБУЖДЕН И МНЕ НЕ ПО СЕБЕ
МНЕ РАДОСТНО
МНЕ ПРИЯТНО

3. Показатель ситуативной (реактивной) тревожности подсчитывается по формуле:

Тест тревожности Спилбергера-Ханина - student2.ru , где

Тест тревожности Спилбергера-Ханина - student2.ru - сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18

Тест тревожности Спилбергера-Ханина - student2.ru - сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20

Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более — тревожность высокая.

Очень высокая тревожность (> 46) прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, ареактивное, с низким уровнем мотиваций. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Метод незаконченных предложений (Подмазин С.И.)

Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.

Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений.

Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.

Инструкция.«На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее».

Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки.

Инструкция для 2–го этапа.Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале:

+1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;

0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.

–1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь.

Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.

Примеры: «Школьное начальство... меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя... как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1).

Лист незаконченных предложений

1. Я учусь так...

2. Школьное начальство...

3. Моя мама...

4. Когда меня нет, мои друзья...

5. Когда мне начинает не везти...

6. Большинство известных мне людей...

7. Я думаю, что в будущем...

8. Я хотел бы учиться...

9. Наша школа...

10. По сравнению с большинством семей моя семья...

11. Что касается нашего класса...

12. Я достаточно способен...

13. От незнакомых людей...

14. Мне кажется, что в будущем я...

15. В учебе я вижу...

16. В школе я...

17. Моя семья обращается со мной, как с...

18. Когда я высказываю свое мнение...

19. Мне кажется, что я...

20. Люди чаще всего живут...

21. Я думаю, что планировать будущее...

22. Что касается уроков, то я...

23. Наши учителя...

24. Я хотел бы, чтобы мой отец...

25. Я думаю, что мои ровесники...

26. Я мог бы быть очень счастливым...

27. Почти все люди стремятся...

28. Думать о будущем...

29. Я могу учиться...

30. Большинство учителей...

31. Считаю, что большинство матерей...

32. В классе я чувствую себя...

33. Моим скрытым желанием является...

34. Мне кажется, что люди в основном...

35. Мне кажется, что лет через пять...

36. Домашние задания я...

37. Когда я иду в школу...

38. Моя мать и я...

39. Что касается моих товарищей в классе...

40. Больше всего я боюсь...

41. Люди видят смысл в...

42. В будущем я займусь...

43. Большинство учебных предметов...

44. Я думаю, что учителя...

45. Думаю, что мой отец...

46. Мне не нравится, когда ребята...

47. Больше всего я люблю...

48. В основном люди относятся друг к другу...

49. Часто мне кажется, что в будущем...

50. Когда я вспоминаю об учебе...

51. Когда я вспоминаю нашу школу...

52. Мой отец и я...

53. Когда летом я вспоминаю наш класс...

54. Я думаю, что обо мне...

55. Люди часто...

56. Целью своей жизни я считаю...

Ключ к методу незаконченных предложений

Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, –1, +1, +1, +1, –1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.

Интерпретация.В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:

весьма положительная — больше 3;

положительная — от 1 до 3;

нейтральная — от 0 до 1;

отрицательная — от –3 до –1

крайне отрицательная — меньше –3.

Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.

В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т.п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.

Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например:

Наташа П., ученица 8–го класса

Сфера и балл:

Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4.

Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем.

Продолжим анализ того же примера:

«Когда меня нет, мои друзья... не вспоминают обо мне» (–1).

«Когда я высказываю свое мнение, ... меня никто не слушает» (–1).

«Что касается нашего класса, ... то он не очень хороший» (–1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений. Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ «Я»:

«Мне кажется, что я... необщительна и неинтересна» (–1).

«Больше всего я боюсь... остаться брошенной всеми и любимым человеком»

(–1).

«Я думаю, что обо мне... часто говорят нехорошее» (–1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности.

Блок «Я» дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа «Я». «Большинство людей... способны на обман» (–1).

«Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя»(–1).

«Больше всего я люблю тех людей, ... которые любят и понимают меня»(–1).

Подросток «вымещает» на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало.

Сферы проявления обобщенных смысловых установок

Учеба Школа Семья Сверстники Я Люди Будущее
№ предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл № предл Балл
             
             
             
             
             
             
             
             
                                       

Рисуночный тест сильвера

Задание на воображение (форма А)

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными, предметами). Когда Вы будете готовы, нарисуйте то, что Вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом Вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит, и что может произойти через некоторое время.

Тест тревожности Спилбергера-Ханина - student2.ru

Тест тревожности Спилбергера-Ханина - student2.ru

Бланк для выполнения «задания на воображение» рисуночного теста Сильвер

 

(место для рисования)

Напишите историю:____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пожалуйста, впишите ответы:

Фамилия, имя __________________________________________Пол___________Возраст___________

Место жительства _______________________________________________________________________

Дата тестирования_________________

Я сейчас себя чувствую (подчеркните нужное), счастливым, нормально, разозленным, испуганным, грустным.

Проекционная шкала для оценки эмоционального содержания в задании на воображение

1 балл Темы с выраженным отрицательным содержанием, например, одинокие персонажи, изображенные печальными, одинокими, беспомощными, пытающимися покончить жизнь самоубийством, мертвыми или находящимися в смертельной опасности. Деструктивное взаимодействие между фигурами, связанное с убийством или угрозой для жизни.
2 балла Умеренно отрицательные темы, например, одинокие персонажи, изображенные испуганными, злящимися, неудовлетворенными, нападающими, что-то разрушающими или несчастными. Взаимоотношения между персонажами или предметами напряженные, враждебные, неприятные.
3 балла Нейтральные темы, например, амбивалентные, включающие как положительный, так и отрицательный смысл. Неэмоциональные, на отрицательные, ни положительные. Темы с противоречивым или неясным смыслом.
4 балла Умеренно положительные темы, например, одиночные персонажи ли предметы, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые. Взаимоотношения дружественные или приятные.
5 баллов Темы с выраженным положительным содержанием, например, одиночные персонажи ли предметы, изображенные как успешные или достигающие своих целей. Отношения заботы и любви.

Шкала оценки образа Я

1 балл Болезненные фантазии: испытуемый идентифицирует себя с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем.
2 балла Неприятные фантазии: испытуемый идентифицирует себя с испуганным, фрустрированным или несчастным персонажем.
3 балла Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицирует себя с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ я не просматривается или неясен (например, если испытуемый идентифицирует себя с рассказчиком).
4 балла Приятные фантазии: испытуемый идентифицирует себя со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.
5 баллов Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицирует себя с сильным персонажем или с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, или с тем, кого любят. Если испытуемый идентифицирует себя более чем с одним персонажем, следует оценить их оба.

Приложение 1

Психологическая акция

«Я выбираю жизнь!»

Цель: профилактика суицидального риска.

Задачи:

· позитивизация эмоционального состояния участников акции.

· повышение компетентности родителей и педагогов в области профилактики суицидального поведения.

· повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.

Категории участников: школа, родители, приглашенные специалисты.

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, карандаши, обои или ватман, цветные стикеры, двухсторонний скотч, ножницы, гуашевые краски, емкости для краски (одноразовые тарелочки), широкие кисти (по количеству цветов).

План проведения

В фойе первого этажа по всему периметру стен прикреплены белой стороной обои (либо ватман). В нескольких местах под обоями стоят столы, на которых расположены емкости с яркой гуашевой краской и салфетками. У столов дежурят медиаторы. На центральной стене висит девиз – «Мы голосуем за жизнь!» Каждый приходящий в школу приглашается к столам с краской. Медиаторы берут его за руку, ладонь покрывают (с помощью широкой кисти) тем цветом, который человек выбирает, и предлагают оставить свой отпечаток на обоях, проголосовать «За Жизнь!». Ладонь можно вытереть салфеткой.

В школьных коридорах (на разных этажах) организуется выставка «Жизнь замечательных людей». Выставленный материал включает в себя: фотография человека (не только известных, великих и авторитетных для детей людей, но и замечательных родителей, учителей, выпускников школы и т.п.) и наиболее интересные факты его жизни (кратко, формат А-4).

В фойе второго этажа (либо там, где находятся средние классы) располагается «Дерево жизни». Это нарисованное на ватмане большое дерево без листочков, либо довольно крупная ветка, укрепленная в горшке как дерево. Около дерева дежурят медиаторы. У них есть стикеры в виде листочков и фломастеры. Медиаторы предлагают всем, кто проходит мимо написать на стикере, почему я выбираю жизнь и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни».

В фойе третьего этажа (там, где учатся старшие классы) выставка фотографий старшеклассников «Я выбираю жизнь». Под каждой фотографией можно прикрепить чистый лист, чтобы проходящие мимо могли написать свои мысли на тему, заданную фотографией. На выставке дежурят несколько медиаторов.

В конце учебного дня по всей начальной школе проводятся классные часы на тему: «Путешествие в Жизнь». Классные руководители рассказывают о том, что же такое жизнь, какие она имеет смыслы (на различных позитивных примерах). Затем ребятам предлагается с помощью бумаги и карандашей совершить путешествие в свою жизнь: нарисовать линию своей жизни и отметить на ней настоящие и будущие достижения, нарисовать рядом с линией то и тех, ради кого мы живем, для чего мы живем и т.п.

По всей средней школе пройдут классные часы на тему: «Один день жизни» (в формате ток-шоу). Желающие рассказывают об одном дне своей жизни, когда хотелось все бросить и уйти, не хотелось жить, все было плохо. Класс задает уточняющие вопросы и предлагает варианты выхода из подобной ситуации (как можно больше) и ищет ресурсы (кто мог бы помочь, поддержать, остановить).

По всей старшей школе проходят классные часы на тему «ОтражениЯ» (формат ток-шоу). Классные руководители показывают социальные ролики о суициде, а затем организуют ток-шоу по данной теме.

В ток-шоу участвуют приглашенные специалисты, сотрудники СППС, родители.

Для педагогов в актовом зале проводится семинар по профилактике суицидального риска (с просмотром роликов).

Каждый ученик школы в этот день получает памятку для родителей «О здоровой и радостной жизни», составленную заранее и относит ее домой. Для желающих родителей организован консультационный пункт, который работает в течение всей акции.

Наши рекомендации