Тема: Профессиогафия как средство организации психологического изучения профессии

1. Соответствие терминов и определений

Термин Определение
1. Профессиография А. Описа­тельно-технологическая характеристика различных видов профес­сиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач
2. Квалификационная характеристика В. Описание, разработанное и утвержденное Министерством труда и социального развития РФ по отно­шению к каждой профессии
3. Профессиограмма С. Процесс изучения, психологичес­кая характеристика и проектирование профессии
4. Психограмма D. Выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК)
Е. Научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качест­вам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника

2. Соответствие названий принципов профессиографирования и их содержания

Принцип Содержание
1. Целенаправленности А. Учет внутрипрофессиональных различий, а также объединение в группы сход­ных по каким-либо параметрам профессий
2. Перспективности и реальности В. Учет возможных ва­риаций индивидуального стиля деятельности и возможности ком­пенсации одних индивидуально-личностных свойств другими
3. Личностного подхода С. Учет тенденций развития профессии в культурно-исторической перспективе
D. Психологическое изучение профес­сии должно проводиться для решения исследо­вательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы

3. Содержание уровней системного анализа профессий по Е.М.Ивановой

Уровень анализа Содержание
1. Нормативно-параметрический А. Сама структура и взаимоотношение раз­личных нормативно заданных составляющих труда: трудовой про­цесс и условия труда, интегрированные в операционально-техно­логическую структуру труда
2. Морфологический В. Характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характери­стики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объек­тивные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успеш­ность труда)
3. Функциональный С. Интегрированные нормативно-парамет­рические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в це­лом)
D. Функциональные со­стояния, типичные для трудовой деятельности, активационные ресурсы работников в их динамике


4. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес

1) диагностическая

2) ориентировочно-диагностическая

3) методическая

4) информационная

5. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда

1) информационная

2) диагностическая

3) ориентировочно-диагностическая

4) методическая

6. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы

1) методическая

2) конструктивная

3) информационная

4) диагностическая

7. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала

1) диагностическая

2) конструктивная

3) информационная

4) методическая

8. Вид психограммы по В.Штерну и ее содержание

Вид психограммы Содержание
1. Полная А. Психологическое обследование личности касается лишь важных для обсуждения проблемы сторон
2. Частичная В. Разовое психологическое обследование личности
3. Срезовая С. Психологическое обследование личности несколько раз во времени
4. Продольная D. Психологическое исследование обощенных нормативных показателей профессии и психологической структуры профессиональной деятельности
Е. Психологическое изучение составляется по обширной программе


9. Автор, включающий в структуру психограммы следующие разделы: общая характеристика труда; требования к психическим процессам; требования к эмоционально-волевой сфере; типичные психологические состояния в процессе труда; ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации); противопоказания и ограничения

1) А.К.Маркова

2) Е.М.Иванова

3) Э.Ф.Зеер

4) С.Г.Геллерштейн

10. Общее название методов профессиографии, включающее: анкеты, опросы, включенное наблюдение

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

11. Общее название методов профессиографии, включающее: беседы,наблюдение, эксперимен:

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

12. Общее название методов профессиографии, включающее: измерение артериального давления, антропометрических и технических данных, регистрация ЭКГ

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

13. Методы профессиографирования и их назначение по Е.М.Ивановой

Методы Назначение
1. Организационные А. Осмысление полученных результатов и выявление закономерностей трудового процесса
2. Интерпретационные В. Качественный и количественный анализ полученных в результате исследования данных
3. Алгоритмическое описание трудовой деятельности С. Выявление и описание вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами
D. Планирование и построение исследования трудовой деятельности

14. Количественными методами обработки эмпирических данных являются:

1) анализ ошибок

2) статистический анализ

3) экспертная оценка

4) сравнительный анализ эмпирических данных

5) графический анализ

15. Качественными методами обработки эмпирических данных являются:

1) описание своих впечатлений от выполняемой работы

2) сравнительный анализ эмпирических данных

3) статистический анализ

4) анализ ошибок

5) экспертная оценка

Тема: Трудовая мотивация

1. Авторы содержательных теорий мотивации

1) А. Маслоу

2) Л. Портер, Э. Лоулер

3) В. Вруум

4) Ф. Герцберг

5) К. Альдельфер

2. Авторы процессуальных теорий мотивации

1) Д. Аткинсон, Д. Мак Клелланд

2) Дж. Адамс

3) Б.Ф. Скиннер

4) В. Вруум

5) А Маслоу

3. Количество групп потребностей по теории А. Маслоу

1) три

2) две

3) пять

4) восемь

4. Потребности высшего уровня, которые стремиться реализовать работник в соответствие с теорией Д. Мак Клелланда

1) физиологические

2) во власти

3) в безопасности

4) в успехе

5) в принадлежности

5. Автор теории мотивации, в соответствие с которой выделят «мотиваторы» и «гигиенические факторы»

1) Л. Портер, Э. Лоулер

2) Ф. Герцберг

3) К. Альдельфер

4) В. Вруум

5) А. Маслоу

6. Соответствие теорий мотивации и авторов

Название теории Автор
1. Теория справедливости A. В. Вруум
2. Теория ожиданий B. А.Маслоу
3. Теория постановки целей C. Дж. Адамс
4. Теория подкреплений D. Б.Ф. Скиннер
  Е. Л. Портер, Э. Лоулер

7 . Соответствие терминов и определений

Термин Определение
1. Потребность А. Субъективный образ предмета потребно­сти, побуждающий человека к трудовой деятельности как форме активности, реализующей потребность
2. Мотив труда В. Процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определенных резуль­татов
3. Мотивация труда С. Состояние нужды человека в чем-то необ­ходимом для его жизнедеятельности, источник активного пове­дения человека
4. Стимулы труда D. Внешний объект, событие, отношение, вещь, которые потенциально могут приобрести статус предмета потребности че­ловека
Е. Особое отношение субъекта к потребности и ее пред­мету в системе других потребностей

8. Соответствие терминов и определений

Термин Определение
1. Удовлетворенность трудом А. Возможность для работника систематически удовлетворять свои главные потребности, связан­ные с трудовой деятельностью
2. Удовлетворенность профессиональной деятельностью В. Выражается в напряженности, фру­страциях, регрессиях, негативизмах, компенсации, защитных реакциях, апатии, быстрой утомляемости
3. Неудовлетворенность трудом С. Определяется целями профессиональной ориентации само­определяющихся клиентов
D. Со­отношение уровня притязаний, характера мотивов и реаль­ного успеха профессиональной деятельности

9. Внешними мотивационными факторами по А.И.Зеличенко и А.Г.Шмелеву являются:

1) условия труда

2) собственные мотивационные факторы профессии

3) факторы притяжения-отталкивания

4) факторы инерции

5) возможности для реализации внепрофессиональных целей

10. Внутренними мотивационными факторами по А.И.Зеличенко и А.Г.Шмелеву являются:

1) условия труда

2) факторы давления

3) факторы инерции

4) собственные мотивационные факторы профессии

5) факторы притяжения-отталкивания

11. Ученый, по мнению которого удовлетворенность трудом определяется следующими показателями: общие условия,физические условия труда, содержание труда, отношения между людьми в труде, организационные рамки труда

1) М.Аргайл

2) В.А.Толочек

3) К.Замфир

4) А.К.Маркова

5) А.В.Карпов

12. Ученый, по мнению которого удовлетворенность трудом определяется следующими показателями: заработная плата, отношения с сотрудниками, отношения с руководством, возможности продвижения по службе и др.

1) А.В.Карпов

2) М.Аргайл

3) А.К.Маркова

4) К.Замфир

5) В.А.Толочек

Наши рекомендации