Классификация личностных опросников
Название | Определяемые параметры | ||||
1. Многофакторные личностные опросники | |||||
Опросник Кеттела (16-PF) | |||||
Опросник MMPI | |||||
Опросник FPI | |||||
Характерологический опросник Леонгарда | |||||
2. Опросники мотивационных особенностей | |||||
Опросник Реана | |||||
Тест на педантичность | |||||
Опросники психического благополучия | |||||
3. Опросники психического благополучия | |||||
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге | |||||
Методика экспресс-диагностики невроза Хека и Хесса | |||||
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера | |||||
4. Опросники самоотношения | |||||
Методика самооценки личности Будасси | |||||
Опросник Стефансона | |||||
5. Опросники темперамента | |||||
Личностный опросник Айзенка | |||||
Опросник Стреляу | |||||
6. Опросники ценностей | |||||
Тест Рокича «Ценностные ориентации» | |||||
Тест «Эмоциональное выгорание» | |||||
Шкала оценки значимости эмоций Б.И. Додонова | |||||
7. Тесты на активность поведения | |||||
Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций» | |||||
8. Тесты способностей | |||||
Тест структуры интеллекта Амтхауэра | |||||
Тест Гилфорда | |||||
Тест Равена | |||||
Качественные методы
Одним из наиболее часто применяемых качественных методов является интервью.
Особенности интервью:
ü _____________________________________________________
ü _____________________________________________________
ü ______________________________________________________
_____________________________________________________
Виды интервью | Особенности |
Биографическое | ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Поведенческое | ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Ситуационное | ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Проективное | ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ ____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ ü _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный _________________________________:
_________________
_________________
_________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Существуют методы, содержащие признаки как качественных, так и количественных методов – бизнес-кейс – _____________________________
_______________________________________________________________
На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке персонала стремятся создать комплексные системы оценки персонала предприятия. Огромное значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста, руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи требует от него:
ü _____________________________________________________
ü _____________________________________________________
ü _____________________________________________________
_______________________________________________
Приложение 4
ВАРИАНТ ТЕСТА
1. Стадия развития личности и ее содержание
Стадия | Содержание | ||
1. | Стадия «оптации» | A. | Профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ |
2. | Стадия адепта | B. | Интенсивное развитие функций самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность |
3. | Стадия адаптанта | C. | Сознательное и ответственное планирование и выбор профессионального пути |
4. | Стадия интернала | D. | Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения |
Е. | Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне |
2. Высший уровень работы специалиста:
1) мастер
2) интернал
3) наставник
4) авторитет
5) адаптант
3. Уровень профессионализма, так называемое «акме» - вершина профессиональных достижений:
1) допрофессионализм
2) профессионализм
3) суперпрофессионализм
4) псевдопрофессионализм
5) послепрофессионализм
4. Последовательность этапов освоения профессии по А.К.Марковой
1) гармонизация человека с профессией
2) послепрофессионализмэтап свободного владения несколькими профессиями
3) адаптация человека к профессии
4) преобразование, обогащение человеком своей профессии
5) самоактуализация человека в профессии
6) этап творческого самоопределения себя как личности
5. Автор периодизации, в которой выделяют три аспекта развития: биологическое развитие, психическое развитие, духовная биография
1) Д.Сьюпер
2) Б.Ливерхуд
3) Э.Берн
4) А.Адлер
5) Э.Эриксон
6. Автор периодизации, в которой главным критерием развития считается психосоциальная идентичность как интегральное свойство личности
1) Д.Сьюпер
2) Б.Ливерхуд
3) Э.Берн
4) А.Адлер
5) Э.Эриксон
7. Автор периодизации, в соответствие с которой еще в детстве закладываются основы «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолеть
1) Д.Сьюпер
2) Б.Ливерхуд
3) Э.Берн
4) А.Адлер
5) Э.Эриксон
8. Автор периодизации, который считал, что в детстве у ребенка формируется «план жизни», позже формируется «взгляд на жизнь», а к 5-6 годам формируется «жизненный стиль»
1) Д.Сьюпер
2) Б.Ливерхуд
3) Э.Берн
4) А.Адлер
5) Э.Эриксон
9. Соответствие терминов и определений
Стадия | Содержание | ||
1. | Жизненныесценарии | A. | Испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как биологического существа, индивида и личности |
2. | Акмеология | B. | Научная дисциплина, изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости: при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии |
3. | Потребность | C. | Принятие потребительских благ в качестве высших ценностей, принижение духовных ценностей |
D. | Программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни |
V. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) Основная литература:
1. Психология труда [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Манухина [и др.]; под общ.ред. С. Ю. Манухиной. - Электрон.текстовые данные. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 485 с. - (Бакалавр.Академический курс).- ISBN 978-5-534-00730-5.- Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271655. - ЭБС «IPRbooks»
2. Жалагина, Т.А. Введение в психологию труда [Электронный ресурс]: учебное пособие / Жалагина Т. А. - Тверь: ТвГУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.; 12 см.
3. Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Институт психологии, Российская академия наук; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 352 с. - (Фундаментальная психология – практике). - ISBN 978-5-9270-0295-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271655
4. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник и практикум для прикладногобакалавриата / О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро и др. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 546 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4637-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298131
5. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Институт психологии, Российская академия наук; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 712 с.: табл., схем. - ISBN 978-5-9270-0303-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430628 (18.06.2017).
6. Пырьев Е. А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 455 с. : ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7163-4;[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436999
б) Дополнительная литература:
1. Аболина, Е.О. Содержание и методы работы психолога труда - практика: учебное пособие для студентов специальности 030301 - «Психология» очной формы обучения / Е.О. Аболина; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». - Красноярск: СибГТУ, 2012. - 127 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428838
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.
3. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 1. - 616 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0159-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87258
4. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - Вып. 2. - 624 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0182-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87427
5. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - Вып. 3. - 400 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0223-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86286
6. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Институт психологии, Российская академия наук; под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - Вып. 5. - 426 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0273-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271585
7. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - Вып. 6. - 528 с.: ил., схем. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0296-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271640
8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта: человек и общество. - Л., 1967, вып. 2.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
10. Бадалов, В.В. Просто эргономика / В.В. Бадалов. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2012. - 110 с. : схем., ил - Библиог.: с. 97. - ISBN 978-5-7422-3377-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363020
11. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с. - (Magister). - ISBN 978-5-238-01437-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118124
12. Бодров, В.А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 560 с. - (Достижения в психологии). - ISBN 978-5-9270-0160-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87262
13. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - 2-е изд. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 512 с. - (Современное образование). - ISBN 5-9292-0156-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233328
14. Гуцыкова, С.В. Метод экспертных оценок. Теория и практика / С.В. Гуцыкова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 144 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0209-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86272
15. Душков Б.А. и др. Основы инженерной психологии. Учебник для студентов вузов. - М., 2002.
16. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь/Авторы-составители Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А; под ред. Б.А. Душкова. – М.: Академический проект, 2003. – 848 с.
17. Золотарева К.В. Личностные детерминанты нервно-психической устойчивости у представителей стрессогенной профессии / К.В. Золотарева. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 104 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87277
18. Иванова, Е.М. Психологическая системная профессиография / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с. - ISBN 5-9292-0109-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233267
19. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 328 с. - ISBN 5-9292-0151-Х; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86336
20. Инженерная психология: учебное пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации; авт.-сост. Е.А. Фомина, М.М. Арутюнян. - Ставрополь: СКФУ, 2015. - 107 с. - Библиогр.: с. 102.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457977
21. Карпов А.В. Психология труда: учебник для бакалавров. - М.: изд. Юрайт, 2012.
22. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., Воронеж: Изд-во
«Институт практической психологии», 1996.
23. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник для ВУЗов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
24. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. 159 с.
25. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
26. Куприянов М.К. Изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия / М.К. Куприянов. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 101 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86949
27. Мандель, Б.Р. Современная психология управления. Модульный курс. ФГОС-3+: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 348 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5658-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363425
28. Манухина С. Ю. Инженерная психология и эргономика [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Манухина С.Ю. - Электрон.текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2009. - 224 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10675 . - ЭБС «IPRbooks»
29. Манухина, С.Ю. Психология труда: Хрестоматия: учебно-методический комплекс / С.Ю. Манухина. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 275 с. - ISBN 978-5-374-00221-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90711
30. Носкова О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.
31. Обознов, А.А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды) / А.А. Обознов. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 184 с. - ISBN 5-9270-0045-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86435
32. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448с.
33. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 588 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0132-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86980
34. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 391 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 5-9270-0025-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86440
35. Прусова Н.В. Психология труда [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Прусова Н.В., Боронова Г.Х. - Электрон.текстовые данные. - Саратов: Научная книга, 2012. - 159 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6329.- ЭБС «IPRbooks»
36. Пряжников Н.С. Психология труда. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2012.
37. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001.
38. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 844 с. - ISBN 978-5-9292-0165-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86327
39. Психология труда / под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.
40. Психология экстремальных профессий: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Архангельск, 18–19 декабря 2014 г.): сборник статей / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Министерство образования и науки Российской Федерации, Институт педагогики и психологии, Я.А. Корнеева. - Архангельск: САФУ, 2015. - 276 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-261-01034-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436392
41. РомановаЕ.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с: ил.
42. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. - Москва: НИИ школьных технологий, 2008.
43. Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15–16 октября 2015 года) / Институт психологии Российской академии наук, Российское психологическое общество, Тверской государственный университет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и др. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 483 с.: табл. - ISBN 978-5-9270-0315-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430627
44. Стекачева, А.Д. Управление конфликтами и стрессами на предприятии / А.Д. Стекачева. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 155 с. - ISBN 978-5-504-00883-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140857
45. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб: Изд-во Питер, 2010.
46. Толочек, В.А. Cтили деятельности: ресурсный подход / В.А. Толочек; Институт психологии, Российская академия наук. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 366 с.: табл. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-9270-0299-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430630
47. Трусь А.А. Психология управления: практикум: учебное пособие / А.А. Трусь. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 352 с.: табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-985-06-2643-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459676
48. Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шабанова Т.Л. - Электрон.текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 121 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19530 .- ЭБС «IPRbooks»
49. Эргономика: учебное пособие / В.В. Адамчук, Т.П. Варна, В.В. Воротникова и др.; под ред. В.В. Адамчук. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 254 с. - ISBN 5-238-00086-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119534
VI. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
http://koob.ru/ Электронная библиотека
http://www.iprbookshop.ru/Электронно-библиотечная система
http://znanium.com/ Электронно-библиотечная система
http://biblioclub.ru/Электронно-библиотечная система
http://dic.academic.ru/Словари и энциклопедии на Академике
http://www.mchs.gov.ru Сайт МЧС России
http://psychology.net.ru/ Мир психологии
http://www.voppsy.ru/ Журнал «Вопросы психологии»
http://psyjournals.ru/ Журнал «Консультативная психология и психотерапия»
http://www.psyedu.ru/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование»
VII. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ