Подход А.К.Марковой к пониманию «модели специалиста»
Известный психолог А.К. Маркова выделяет следующие основные составляющие модели специалиста:
1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога;
2) профессионально-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач);
3) квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда).
Особенно важно для психологического понимания основных требований к психологу описание самой деятельности психолога, а также — описание деятельности по разным психологическим специальностям (Маркова, 1996. — С. 22).
Также А. К. Маркова выделяет:
1) модель уже действующего (работающего, готового) специалиста и
2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной деятельности будущих специалистов и их ориентации на модель уже готового специалиста).
При описании модели готового специалиста выделяются: модель деятельности специалиста, а также - модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматриваются требования к разным образовательно-возрастным группам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт
Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности.
1. Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т.п.
2. Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.
3. Психология управления (в более современном звучании - организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.
4. Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также - "психология карьеры", где основной акцент сделан на построении "жизненного успеха"). При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п.
5. Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.
Примеры составления аналитических профессиограмм
Пример аналитической профессиограммы«начальника отдела кадров» (см. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. С.55). | |||||
Операционно-технологическая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Проф. функции | Профессиональные задачи | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач | Цели действий | Психологическая характеристика действий | Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание |
прием на работу | Изучить документы поступающего на работу | Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные | Оценить | Когнитивные (составляющие) | Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное); восприятие зрительное; память долговременная и оперативная; внимание устойчивое |
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу | Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение | Познать | Коммуникативные (побуждающие к действию) Когнитивные (общение) | Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная | |
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу | Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка | Спрогнозировать | Когнитивные (обобщение) | Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное); внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость | |
Познакомить поступающего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии | Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности) | Информировать | Коммуникативные (побуждение к действию) | Общение: речь; восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия |
· Тематика рефератов и методические рекомендации по их написанию
Примерная тематика рефератов
1. Предпосылки развития системного исследования профессиональной деятельности.
2. Оформление профессиографии как подход к изучению профессиональной деятельности.
3. Профессия. Подходы к классификации профессии. Модуль профессии.
4. Сущность профессиографии и методы профессиографических исследований.
5. Методы и различные схемы профессиографирования.
6. Уровни анализа трудовой деятельности.
7. «Формула профессии». Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.
8. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России.
9. Самая главная (наиважнейшая) проблема профессиографии и психологии труда.
10. Профессиография и разработка методов изучения профессионально важных качеств субъекта труда.
11. Профессиографический подход к формированию качеств личности будущего специалиста.
12. Профессиография - шаг к гармонизации человека и труда.
13. Мои жизненные планы и профессиональная карьера.
14. Проблемы психологическогопрофессиоведения.
Методические указания по написанию и оформлению рефератов
Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы:
1. Выбор темы исследования.
Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2. Планирование исследования.
Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
- выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
- сообщение о предварительных результатах исследования;
- литературное оформление исследовательской проблемы;
- обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3. Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно установленному на дату написания реферата ГОСТу по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:
- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 основных источников и/или важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4. Обработка материала.
При обработке полученного материала автор должен:
- систематизировать его по разделам;
- выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
- определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; - окончательно уточнить структуру реферата.
5. Оформление реферата.
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
- следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
- писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
- соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.
Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле – 20 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Абзацный отступ 1,25 см.
Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:
- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
- научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.
При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.
Критерии оценки реферата:
· Оригинальность текста составляет свыше 75% - 3 балла
· Оригинальность текста составляет 50-74 % - 2 балла
· Оригинальность текста составляет 25-49 % - 1 балл
· Оригинальность текста составляет менее 25% - 0 баллов
· привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. публикации последних лет) – 2 балла
· реферат опирается на учебную литературу и/ или устаревшие издания – 1 балл
· Отражение в плане ключевых аспектов темы – 2 балла;
· Фрагментарное отражение ключевых аспектов темы – 1 балл;
· Полное соответствие содержания теме и плану реферата – 2 балла;
· Частичное соответствие содержания теме и плану реферата – 1 балла;
· сопоставление различных точек зрения по одному вопросу (проблеме) – 1 балла;
· Все представленные выводы обоснованы – 2 балла;
· Аргументирована часть выводов – 1 балл.
· Верно оформлены ссылки на используемую литературу – 1 балл
· Соблюдены правила орфографической, пунктуационной, стилистической культуры – 1 балл;
· Соблюдены требования к объёму реферата – 1 балл.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. История психологического исследования профессиональной деятельности.
2. Школа научной организации труда (Ф. Тейлор и др.).
3. Отечественная психотехника и возникновение психологии труда.
4. Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий».
5. Подходы к пониманию «модели специалиста» (А.К.Маркова, Н.С.Пряжников).
6. Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности.
7. Основные компоненты профессиональной компетентности по А.К.Марковой и Э.Ф. Зееру.
8. Профессионально значимые требования к работнику. Профессионально важные качества (ПВК).
9. Уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС).
10. Основные принципы компетентностного подхода.
11. Классификация видов профессии по Е.А.Климову. Классы профессий.
12. Структура и виды профессиограмм.Профессиокарты и полные профессиограммы.
13. Частные и комплексные профессиограммы (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.).
14. Специальные и универсальные профессиограммы.
15. Типы профессиограмм по Е.М. Ивановой.
16. Структура и пример психограммы.
17. Примеры требования к сенсорной и интеллектуальной сфере.
18. Примеры требований на личностном уровне.
19. Факторы, создающие (могущие создавать) психологический и физиологический дискомфорт.
20. Особые требования профессии к личности и организму работающих.
21. Особенности и пример трудограммы.
22.Этапы разработки профессиограмм.
23. Технологии проведения экспертных оценок.
24. Подбор инструментария для измерения выделенных качеств и формулировки вывода об успешности/ неуспешности специалиста.
25. Схема сбора данных об изучаемой работе и описания ее организационных принципов и материальной базы.
26. Цели разработки и направления использования профессиограмм.
27. Профессиональный отбор и адаптация работника.
28. Прогнозирование профессионального маршрута работника.
29. Виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).
30. Методологические принципы разработки профессиограмм.
31. Требования к построению профессиограммы.
32. примерная схема проспектированнойпрофессиограммы.
33. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограммы.
34. Модульный подход к построению профессиограмм.
35. Требования к уровню подготовки и квалификации специалиста по разработке профессиограмм.
36. Проблемы при разработке и использовании профессиограмм.
37. Профессионально-важные качества психолога.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
В рамках проведения курса на лекционных занятиях демонстрируются электронные презентации по темам:
Тема 1. История психологического исследования профессиональной деятельности.
Тема 2.Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий».
Тема 3.Профессиограмма как описание профессии. Классификация видов профессии (по Е.А.Климову).
Тема 4.Психограмма. Структура и анализ психограммы.
Тема 5. Этапы разработки профессиограмм.
Тема 6. Цели разработки и направления использования профессиограмм.
Тема 7. Методологические принципы разработки профессиограмм.
Требования к рейтинг-контролю
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения различных видов работ предусмотренных учебной дисциплиной. Основными формами текущего контроля знаний являются:
- обсуждение вынесенных в планах практических занятий вопросов, тем, контрольных вопросов, выполнение практических заданий, решение задач, подготовка рефератов по различной тематике курса;
- участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины и оценка качества проведенной работы.
Модульная работа проводится дважды за семестр в виде комплексной работы, которая включает в себя тестовые задания, практико-ориентированные задания и задачи. Максимально количество баллов, в которое может быть оценена модульная работа – 10 баллов. Максимальное количество баллов за текущую работу в семестре – 60 баллов. Промежуточная аттестация (экзамен) осуществляется в виде комплексных заданий, предлагаемые для подготовки по программе данного курса, которые включают решение ряда практических заданий. Максимальное количество баллов на экзамене – 40 баллов.
Распределение максимальных баллов по видам работы:
№ п/п | Вид отчетности | Баллы |
1. | Работа в семестре: | |
Модуль №1 | ||
Текущие виды работы (участие в семинарах, самостоятельное выполнение практических заданий, подготовка рефератов и др.) | ||
Модульная работа №1 | ||
Модуль №1 | ||
Текущие виды работы (участие в семинарах, самостоятельное выполнение практических заданий, подготовка рефератов и др.) | ||
Модульная работа №2 | ||
2. | Экзамен |
VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (или модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (по необходимости)
· педагогические технологии:
- традиционная академическая лекция;
- лекция визуализация;
- метод малых групп;
- деловые игры;
- тестирование;
- решение практических задач, упражнений;
- проработка методов, приемов и техник в рамках профессиографирования.
· информационные технологии:
использование мультимедийных технологий в рамках проведения лекционных и практических занятий.
· программное обеспечение:
- AST-TestPlayer
- Microsoft office 2007
· информационные справочные системы:
http://www.edu.ru/Федеральный портал «Российское образование»
www.rsl.ru Российская государственная библиотека
http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека
http://window.edu.ru/Единое окно доступа к образовательным ресурсам
IX. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Лекционная аудитория, оснащенная мультимедийной техникой.
Х. Сведения об обновлении рабочей программы дисциплины
№п.п. | Обновленный раздел рабочей программы дисциплины (или модуля) | Описание внесенных изменений | Дата и протокол заседания кафедры, утвердившего изменения |
1. | |||
2. |