Схема профессиограммы (Зеер Э.Ф.)
Социальная и профессиологическая характеристика профессии
1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
2. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.
3. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний, выше среднего в регионе).
4. Краткая характеристика квалификационных и должностных обязанностей.
5. Необходимое образование.
6. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и др. видов продвижения, карьеры.
7. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей, руководства подчиненными и т.д.).
8. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.
9. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
10. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и др. обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности).
Психограмма
А. Общая характеристика труда
1. Фотография рабочего дня.
2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность и др.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам.
1. Психомоторика:
- рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
- рабочие действия: гностические, исполнительские и др.;
- требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
- особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
- чувствительность различных сенсорных модальностей;
- профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке илидефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положенияи т.д.;
- особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
- влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
- требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению;
- преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
- особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность,
- ответственность, самоконтроль;
- преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость);
- особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
- внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.
В. Требования эмоционально-волевой сфере
1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
3. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда
1. Монотония и утомление.
2. Требования к стрессоустойчивости.
3. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.)
4. Другие состояния, свойственные данной профессии.
Д. Ансамбли профессионально значимых качеств личности
1. Социально-профессиональная ответственность.
2. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
3. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством);
4. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для выполнения деятельности на нормативно заданном уровне.
5. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, толерантность, внимательность и др.)
Е. Противопоказания и ограничения
1.Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
2.Характеристика профнепригодности.
3.Половозрастные ограничения.
4.Профессиональные вредности и льготы.
5.Профессиональные деформации личности
Задание № 6.
«Профессиограмма» (заполнение аналитической таблицы).
Цель: научиться глубже понимать специфику профессии психолога.
Задание:заполнить выделенные столбцы по образцу.
Обсуждение:высказать свое мнение, обосновать его и аргументировать.
Метод системного анализа деятельности профессионала - аналитическая профессиограмма - обеспечивает построение психологической структуры деятельности профессионала через анализ системы нормативно-организующих признаков, обеспечивающих исполнение операционально-технологических действий или задач субъекта труда. Эти же признаки являются основанием для обозначения целей его деятельности, психологических действий, которые должны им реализовываться в деятельности, и актуализируемых при этом психических и психофизиологических процессов, протекание которых обеспечивается специфическими профессионально важными качествами (Иванова Е. М.).
Профессиональная деятельность психолога носит разноплановый, многоцелевой характер. В гипотетической модели психолога выделяются основные цели исполнения действий, которые могут быть достигнуты при осуществлении таких психологических действий, как перцептивные, диагностические, интерактивные, когнитивные, коммуникативные, волевые, и актуализации процессов рефлексии и эмпатии. Такая профессиограмма может являться основой организации исследования уровня сформированности профессионала или готовности человека к конкретной деятельности, т.к. она включает и основные характеристики трудового процесса (объекта труда), и основные признаки субъекта труда, раскрывающие его профессиональные возможности, отражающие профессионально важные качества, атакже мотивационно-эмоциональное состояние.
Все студенты получают бланки профессиограммы психолога, заполняют выделенные столбцы по образцу. Затем организуется обмен мнениями.
Операционно-технологическая структура профессии | Психологическая структура деятельности | ||||
Профессиональные функции и задачи | Операционно-технологические действия | Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональныхдействий | Цели действий | Психологическая характеристикадействий | Психические процессы и профессионально важные качества, обеспечивающие их протекание |
Научно- исследовательские (общая психология, социальная, возрастная, введение в профессию, методологические проблемы психологии, логика, математика, информатика и др.) | Участие в работе научной группы, планирование и организация исследований, работа с литературой, разработка и совершенствование количественных методов | Общетеоретическая подготовка, квалификационные нормативы учебно- и научно-исследовательских работ, планы учебной и исследовательской работы кафедры, лаборатории, методические рекомендации, компьютерная грамотность | Познать, применять, использовать, изучать (исследовать), анализировать | Когнитивные | Мышление репродуктивное и продуктивное, словесно-логическое, речь, восприятие, устойчивость и концентрация произвольного внимания, долговременная произвольная память, настойчивость, умение планировать свою работу, само- организация, эмоционально-волевая регуляция, профессиональное честолюбие, аккуратность и последовательность в работе |
Экспертно-диагностические (основы психодиагностики, математические методы, психологический практикум, спецпрактикумы) | Сбор феноменологических данных, выдвижение теоретических конструктов и гипотез, выбор методов и методик, проведение обследования, постановка диагноза, выдача обратной связи, рекомендаций, прогнозов | Психометрические стандарты, профессионально-этические нормативы, методические рекомендации, общетеоретическая подготовка, возрастные и групповые нормативы, компьютерная грамотность | Когнитивные, перцептивные, коммуникативные, аналитические | Мышление формально-логическое, продуктивное, объем и произвольность внимания, оперативная па- мять, эмпатия, беспристрастность, уважение к личности, тщательность и добросовестность, вежливость, интуиция, аккуратность и последовательность | |
Экспериментальные (экспериментальная психология, матем. методы, логика, курсовые) | Планирование эксперимента, определение переменных, выдвижение и проверка гипотез, очищение условий, протоколирование, обработка данных, интерпретация результатов, написание отчета | Планировать, выдвигать идеи и гипотезы, организовывать, проверять, протоколировать, обрабатывать, обсчитывать, обсуждать и обобщать | Когнитивные, творческие | Мышление продуктивное, оперативная память, концентрация, устойчивость и распределение внимания, воображение, целеустремленность, оптимизм, находчивость, тщательность, методичность, работоспособность, инициативность, интеллектуальная смелость, критичность | |
Психопрофилактические (семейная психология, технология социальной работы, клиническая психология, этнопсихология, психология девиантного поведения. психофизиология и др.) | Психофизиологические, психогигиенические, медицинские, юридические, социально-экономические нормативы, методические рекомендации | Организовывать, рекомендовать, советовать, учитывать, разрабатывать | Когнитивные, интерактивные, коммуникативные, организаторские | Мышление продуктивное и репродуктивное, воображение, внимание, вер- бальное общение, тактичность, организованность, гуманизм, отзывчивость, компетентность, уверенность в себе, доброжелательность, умение заботиться о посторонних | |
Психотерапевтические (основы психотерапии, психология семейных отношений, клиническая психология, начала психиатрии) | Установление терапевтического альянса, анализ запроса, работа с проблемами, анализ причин, осуществление терапевтической интервенции, оценка эффективности | Профессионально этические требования, концептуальная и технологическая подготовка, профессионально-личностное самоопределение | Слушать, учитывать, понимать, использовать владеть | Мышление словесно-логическое и наглядно-образное, версионное, метафорическая речь, внимание, восприятие, воображение, эмпатия, рефлексия, безоценочность, сенситивность, конгруэнтность, лабильность, позитивная Я-концепция, способность к самоисследованию, вера в человека, профидентичность | |
Психокоррекционные, реабилитационные (технология социальной работы, детская психологическая служба, клиническая психология, психология конфликтов, психология зрелого возраста и др.) | Профессионально-этические требования, методические рекомендации | Организовывать, проводить, участвовать, разрабатывать, учитывать, оценивать | Интерактивные, организаторские, коммуникативные, перцептивные, аналитические, сенсомоторные | Мышление наглядно-действенное, продуктивное, речь, воображение, координация, спонтанность, эмоционально-волевая регуляция, эмпатия, гуманизм, отзывчивость, ответственность, доброжелательность, сенситивность, жизнерадостность, желание и умение заботиться о посторонних, терпеливость | |
Консультативные основы консультирования, индивидуальное и семейное консультирование, организационное консультирование, детская псих. служба, психология конфликта и др.) | Диагностирование, установление контакта, анализ запроса, работа с проблемами, организация психологической интервенции, оказание эмоциональной поддержки | Профессионально- этические требования, специальная теоретическая и практическая подготовка, профессиональные и социально-экономические нормативы (в управленческом консультировании) | Интерактивные, перцептивные, аналитические, рефлексивные | Мышление продуктивное словесно-логическое и наглядно-действенное, оперативная па- мять, избирательное внимание, диалогичность речи, воображение, социальное восприятие, эмпатия, рефлексия, конгруэнтность, позитивная Я-концепция, безоценочность, эмоциональная устойчивость, сенситивность, терпимость, здравый смысл | |
Лекционно-просветительские, активного обучения (педагогика, педагогическая психология, методика преподавания психологии, методика СПТ, тренинги, психология общения, логика, этика) | Проведение различных видов учебных занятий, чтение лекций, выбор средств и методов обучения, подготовка занятий, их анализ, проведение бесед, социально-психологических тренингов, ролевых игр | Знать, объяснять, обсуждать, отвечать, изучать, применять, разрабатывать, планировать, моделировать, анализировать, фасилитировать | Интерактивные, коммуникативные, когнитивные | Мышление репродуктивное и продуктивное, речь, произвольное внимание, восприятие, оперативная память, трудолюбие, эмоционально-волевая регуляция, самостоятельность, работоспособность, энтузиазм, добросовестность, эмоциональная лабильность, самоорганизация, способность обучать других, склонность к разнообразию | |
Профориентационные и профконсультационные психология труда, практическая психология в организации, основы психодиагностики, основы консультирования) | Диагностика, беседа, чтение лекций, проектирование профессиональной деятельности, разработка профессиограмм, проведение профотбора | Юридические, медицинские, квалификационные, эргономические, социально-экономические, технико-технологические, микроклиматические и социально-психологические нормативы, должностные инструкции, техника безопасности, перспективные планы развития организаций, региональные положения, информация службы занятости | Оценивать, познать, спрогнозировать, моделировать и проектировать, информировать, активизировать | Когнитивные (сопоставление, обобщение), коммуникативные (побуждение к общению и действию) |
Задание № 7.
Изучите профессиограммы специалистов, служащих и рабочих по справочнику Романовой Е.С. «99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы» и заполните таблицу, конкретизируя структурные элементы процесса труда (табл.1-4).
Таблица 1