Схема профессиограммы (Зеер Э.Ф.)

Социальная и профессиологическая характеристика профессии

1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.

2. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.

3. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний, выше среднего в регионе).

4. Краткая характеристика квалификационных и должностных обязанностей.

5. Необходимое образование.

6. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и др. видов продвижения, карьеры.

7. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей, руководства подчиненными и т.д.).

8. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.

9. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.

10. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и др. обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности).

Психограмма

А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность и др.).

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.

4. Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам.

1. Психомоторика:

- рабочая поза, статические и динамические нагрузки;

- рабочие действия: гностические, исполнительские и др.;

- требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;

- особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

- чувствительность различных сенсорных модальностей;

- профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке илидефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положенияи т.д.;

- особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

3. Профессиональные особенности познавательных процессов:

- влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;

- требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению;

- преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

- особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность,

- ответственность, самоконтроль;

- преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость);

- особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

- внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.

В. Требования эмоционально-волевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.

2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.

3. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

1. Монотония и утомление.

2. Требования к стрессоустойчивости.

3. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.)

4. Другие состояния, свойственные данной профессии.

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств личности

1. Социально-профессиональная ответственность.

2. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).

3. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством);

4. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для выполнения деятельности на нормативно заданном уровне.

5. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, толерантность, внимательность и др.)

Е. Противопоказания и ограничения

1.Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.

2.Характеристика профнепригодности.

3.Половозрастные ограничения.

4.Профессиональные вредности и льготы.

5.Профессиональные деформации личности

Задание № 6.

«Профессиограмма» (заполнение аналитической таблицы).

Цель: научиться глубже понимать специфику профессии психолога.

Задание:заполнить выделенные столбцы по образцу.

Обсуждение:высказать свое мнение, обосновать его и аргументировать.

Метод системного анализа деятельности профессионала - аналитическая профессиограмма - обеспечивает построение психологической структуры деятельности профессионала через анализ системы нормативно-организующих признаков, обеспечивающих исполнение операционально-технологических действий или задач субъекта труда. Эти же признаки являются основанием для обозначения целей его деятельности, психологических действий, которые должны им реализовываться в деятельности, и актуализируемых при этом психических и психофизиологических процессов, протекание которых обеспечивается специфическими профессионально важными качествами (Иванова Е. М.).

Профессиональная деятельность психолога носит разноплановый, многоцелевой характер. В гипотетической модели психолога выделяются основные цели исполнения действий, которые могут быть достигнуты при осуществлении таких психологических действий, как перцептивные, диагностические, интерактивные, когнитивные, коммуникативные, волевые, и актуализации процессов рефлексии и эмпатии. Такая профессиограмма может являться основой организации исследования уровня сформированности профессионала или готовности человека к конкретной деятельности, т.к. она включает и основные характеристики трудового процесса (объекта труда), и основные признаки субъекта труда, раскрывающие его профессиональные возможности, отражающие профессионально важные качества, атакже мотивационно-эмоциональное состояние.

Все студенты получают бланки профессиограммы психолога, заполняют выделенные столбцы по образцу. Затем организуется обмен мнениями.


Операционно-технологическая структура профессии Психологическая структура деятельности
Профессио­нальные функции и задачи Операционно-тех­нологиче­ские дей­ствия Норматив­но-ориенти­рующие при­знаки испол­нения профес­сиональныхдействий Цели дейст­вий Психо­логиче­ская харак­тери­стикадействий Психические про­цессы и профессио­нально важные качества, обеспе­чивающие их протекание
Научно- исследовательские (общая психология, социальная, возрастная, введение в профессию, методологические проблемы психологии, логика, математика, информатика и др.)     Участие в работе научной группы, планирование и организация исследований, работа с литературой, разработка и совершенствование количественных методов     Общетеоретическая подготовка, квалификационные нормативы учебно- и научно-исследовательских работ, планы учебной и исследовательской работы кафедры, лаборатории, методические рекомендации, компьютерная грамотность   Познать, применять, использовать, изучать (исследовать), анализировать   Когнитивные   Мышление репродуктивное и продуктивное, словесно-логическое, речь, восприятие, устойчивость и концентрация произвольного внимания, долговременная произвольная память, настойчивость, умение планировать свою работу, само- организация, эмоционально-волевая регуляция, профессиональное честолюбие, аккуратность и последовательность в работе
Экспертно-диагностические (основы психодиагностики, математические методы, психологический практикум, спецпрактикумы) Сбор феноменологических данных, выдвижение теоретических конструктов и гипотез, выбор методов и методик, проведение обследования, постановка диагноза, выдача обратной связи, рекомендаций, прогнозов Психометрические стандарты, профессионально-этические нормативы, методические рекомендации, общетеоретическая подготовка, возрастные и групповые нормативы, компьютерная грамотность   Когнитивные, перцептивные, коммуникативные, аналитические   Мышление формально-логическое, продуктивное, объем и произвольность внимания, оперативная па- мять, эмпатия, беспристрастность, уважение к личности, тщательность и добросовестность, вежливость, интуиция, аккуратность и последовательность
Экспериментальные (экспериментальная психология, матем. методы, логика, курсовые) Планирование эксперимента, определение переменных, выдвижение и проверка гипотез, очищение условий, протоколирование, обработка данных, интерпретация результатов, написание отчета     Планировать, выдвигать идеи и гипотезы, организовывать, проверять, протоколировать, обрабатывать, обсчитывать, обсуждать и обобщать Когнитивные, творческие Мышление продуктивное, оперативная память, концентрация, устойчивость и распределение внимания, воображение, целеустремленность, оптимизм, находчивость, тщательность, методичность, работоспособность, инициативность, интеллектуальная смелость, критичность
Психопрофилактические (семейная психология, технология социальной работы, клиническая психология, этнопсихология, психология девиантного поведения. психофизиология и др.)   Психофизиологические, психогигиенические, медицинские, юридические, социально-экономические нормативы, методические рекомендации Организовывать, рекомендовать, советовать, учитывать, разрабатывать Когнитивные, интерактивные, коммуникативные, организаторские Мышление продуктивное и репродуктивное, воображение, внимание, вер- бальное общение, тактичность, организованность, гуманизм, отзывчивость, компетентность, уверенность в себе, доброжелательность, умение заботиться о посторонних
Психотерапевтические (основы психотерапии, психология семейных отношений, клиническая психология, начала психиатрии) Установление терапевтического альянса, анализ запроса, работа с проблемами, анализ причин, осуществление терапевтической интервенции, оценка эффективности Профессионально этические требования, концептуальная и технологическая подготовка, профессионально-личностное самоопределение Слушать, учитывать, понимать, использовать владеть   Мышление словесно-логическое и наглядно-образное, версионное, метафорическая речь, внимание, восприятие, воображение, эмпатия, рефлексия, безоценочность, сенситивность, конгруэнтность, лабильность, позитивная Я-концепция, способность к самоисследованию, вера в человека, профидентичность
Психокоррекционные, реабилитационные (технология социальной работы, детская психологическая служба, клиническая психология, психология конфликтов, психология зрелого возраста и др.)   Профессионально-этические требования, методические рекомендации   Организовывать, проводить, участвовать, разрабатывать, учитывать, оценивать Интерактивные, организаторские, коммуникативные, перцептивные, аналитические, сенсомоторные Мышление наглядно-действенное, продуктивное, речь, воображение, координация, спонтанность, эмоционально-волевая регуляция, эмпатия, гуманизм, отзывчивость, ответственность, доброжелательность, сенситивность, жизнерадостность, желание и умение заботиться о посторонних, терпеливость
Консультативные основы консультирования, индивидуальное и семейное консультирование, организационное консультирование, детская псих. служба, психология конфликта и др.) Диагностирование, установление контакта, анализ запроса, работа с проблемами, организация психологической интервенции, оказание эмоциональной поддержки Профессионально- этические требования, специальная теоретическая и практическая подготовка, профессиональные и социально-экономические нормативы (в управленческом консультировании)   Интерактивные, перцептивные, аналитические, рефлексивные   Мышление продуктивное словесно-логическое и наглядно-действенное, оперативная па- мять, избирательное внимание, диалогичность речи, воображение, социальное восприятие, эмпатия, рефлексия, конгруэнтность, позитивная Я-концепция, безоценочность, эмоциональная устойчивость, сенситивность, терпимость, здравый смысл
Лекционно-просветительские, активного обучения (педагогика, педагогическая психология, методика преподавания психологии, методика СПТ, тренинги, психология общения, логика, этика) Проведение различных видов учебных занятий, чтение лекций, выбор средств и методов обучения, подготовка занятий, их анализ, проведение бесед, социально-психологических тренингов, ролевых игр   Знать, объяснять, обсуждать, отвечать, изучать, применять, разрабатывать, планировать, моделировать, анализировать, фасилитировать Интерактивные, коммуникативные, когнитивные Мышление репродуктивное и продуктивное, речь, произвольное внимание, восприятие, оперативная память, трудолюбие, эмоционально-волевая регуляция, самостоятельность, работоспособность, энтузиазм, добросовестность, эмоциональная лабильность, самоорганизация, способность обучать других, склонность к разнообразию
Профориентационные и профконсультационные психология труда, практическая психология в организации, основы психодиагностики, основы консультирования) Диагностика, беседа, чтение лекций, проектирование профессиональной деятельности, разработка профессиограмм, проведение профотбора Юридические, медицинские, квалификационные, эргономические, социально-экономические, технико-технологические, микроклиматические и социально-психологические нормативы, должностные инструкции, техника безопасности, перспективные планы развития организаций, региональные положения, информация службы занятости Оценивать, познать, спрогнозировать, моделировать и проектировать, информировать, активизировать Когнитивные (сопоставление, обобщение), коммуникативные (побуждение к общению и действию)  

Задание № 7.

Изучите профессиограммы специалистов, служащих и рабочих по справочнику Романовой Е.С. «99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы» и заполните таблицу, конкретизируя структурные элементы процесса труда (табл.1-4).

Таблица 1

Наши рекомендации