Тесты для текущего контроля и самоконтроля
Примерные тематические варианты тестов для промежуточного контроля
1. Соответствие терминов и определений
Термин | Определение | ||
1. | Трудовой пост | А. | Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, дающее человеку возможность удовлетворять свои насущные потребности |
2. | Рабочее место | В. | Ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества |
3. | Профессия | С. | Трудовой пост заданный и ограниченный совокупностью специфических условий; реальное пространство трудовой деятельности субъекта |
D. | Деятельность и область проявления личности, позволяющая реализовать свой творческий потенциал и создающая условия для развития этого потенциала |
2. Соответствие терминов и определений
Термин | Определение | ||
1. | Специальность | А. | Уровень профессионального мастерства |
2. | Квалификация | В. | Любая квалифицированная работа и профессия, характеризующаяся уровнем квалификации и уровнем руководства |
3. | Должность | С. | Единица анализа профессии, типовой элемент |
D. | Конкретизация профессии |
3. Соответствие понятий и определений
Понятие | Определение | ||
1. | Цель труда | А. | Набор взаимосвязанных признаков, свойств, вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих уму в труде |
2. | Предмет труда | В. | Объективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствие с его целью |
3. | Средства труда | С. | Заданные извне или построенные самим субъектом труда представления об ожидаемых результатах деятельности |
D. | Любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствие с целями и обстоятельствами их труда |
4. Соответствие понятий и определений
Понятие | Определение | ||
1. | Трудовые функции | А. | Любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствие с целями и обстоятельствами их труда |
2. | Обязанности | В. | Индивидуальные качества субъекта деятельности |
3. | Производственная среда | С. | Предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия |
D. | Отображение трудовых функций в нормативных документах |
5. Соответствие понятий и определений
Понятие | Определение | ||
1. | ПВК | А. | Свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности |
2. | Способности | В. | Комплекс многочисленных способностей, каждая из которых выступает как ключевая дя достижения успеха в определенной сфере деятельности |
3. | Интеллект | С. | Различная степень выраженности познавательных способностей |
D. | Индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения |
6. Вещественные средства, орудия труда это:
1) персональный компьютер
2) отвертка
3) жесты
4) тонометр
5) интонации речи
7. Внутренние функциональные средства труда это:
1) поза
2) телескоп
3) этические нормы
4) мысленный план действий
5) компьютерная программа
8. Внешние функциональные средства труда это:
1) мысленный образ объекта
2) выражение лица
3) контрольно-кассовая машина
4) опорно-двигательный аппарат гимнаста
5) отбойный молоток
9. Группа профессий и соответствующие ей объекты труда:
1) музыкальное произведение
2) законы теории относительности
3) пациенты
4) кассовый терминал
5) сельскохозяйственные культуры
A. «человек-природа»
B. «человек-техника»
C. «человек-человек»
D. «человек-знак»
E. «человек-художественный образ»
10. Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми
1) по сфере деятельности и объекту труда
2) по целям деятельности
3) по средствам труда
4) по условиям труда
5) по степени регламентированности труда
11. Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: гностические, преобразующие, изыскательские
1) по сфере деятельности и объекту труда
2) по целям деятельности
3) по средствам труда
4) по условиям труда
5) по степени регламентированности труда
12. Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: профессии ручного труда; профессии, использующие автоматические системы
1) по сфере деятельности и объекту труда
2) по целям деятельности
3) по средствам труда
4) по условиям труда
5) по степени регламентированности труда
13. Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: близкий к комфортному микроклимат; работа на открытом воздухе; необычные и экстремальные условия труда; условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей
1) по сфере деятельности и объекту труда
2) по целям деятельности
3) по средствам труда
4) по условиям труда
5) по степени регламентированности труда
14. Признак классификации, по которому выделяют следующие виды профессий: автоматический труд; полуавтоматический труд; шаблонный исполнительный труд; самостоятельный труд; свободный творческий труд
1) по сфере деятельности и объекту труда
2) по целям деятельности
3) по средствам труда
4) по условиям труда
5) по степени регламентированности труда
15. Социально-контактная часть производственной среды включает:
1) правила внутреннего распорядка
2) устав учреждения
3) средства внутреннего оформления производственного помещения
4) социометрический статус человека в организации
5) внутренний социально-психологический статус
16. Информационная часть производственной среды включает:
1) общее самочувствие работника
2) устав учреждения
3) средства внутреннего оформления производственного помещения
4) правила внутреннего распорядка
5) уровень защищенности человека от различного рода посягательств
17. Соответствие терминов и определений
Термин | Определение | ||
1. | Профессиография | А. | Описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач |
2. | Квалификационная характеристика | В. | Описание, разработанное и утвержденное Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой профессии |
3. | Профессиограмма | С. | Процесс изучения, психологическая характеристика и проектирование профессии |
4. | Психограмма | D. | Выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК) |
Е. | Научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника |
18. Соответствие названий принципов профессиографирования и их содержания
Принцип | Содержание | ||
1. | Целенаправленности | А. | Учет внутрипрофессиональных различий, а также объединение в группы сходных по каким-либо параметрам профессий |
2. | Перспективности и реальности | В. | Учет возможных вариаций индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими |
3. | Личностного подхода | С. | Учет тенденций развития профессии в культурно-исторической перспективе |
D. | Психологическое изучение профессии должно проводиться для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы |
19. Содержание уровней системного анализа профессий по Е.М.Ивановой
Уровень анализа | Содержание | ||
1. | Нормативно-параметрический | А. | Сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда |
2. | Морфологический | В. | Характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда) |
3. | Функциональный | С. | Интегрированные нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом) |
D. | Функциональные состояния, типичные для трудовой деятельности, активационные ресурсы работников в их динамике |
20. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес
1) диагностическая
2) ориентировочно-диагностическая
3) методическая
4) информационная
21. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда
1) информационная
2) диагностическая
3) ориентировочно-диагностическая
4) методическая
22. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы
1) методическая
2) конструктивная
3) информационная
4) диагностическая
23. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала
1) диагностическая
2) конструктивная
3) информационная
4) методическая
24. Вид психограммы по В.Штерну и ее содержание
Вид психограммы | Содержание | ||
1. | Полная | А. | Психологическое обследование личности касается лишь важных для обсуждения проблемы сторон |
2. | Частичная | В. | Разовое психологическое обследование личности |
3. | Срезовая | С. | Психологическое обследование личности несколько раз во времени |
4. | Продольная | D. | Психологическое исследование обощенных нормативных показателей профессии и психологической структуры профессиональной деятельности |
Е. | Психологическое изучение составляется по обширной программе |
25. Автор, включающий в структуру психограммы следующие разделы: общая характеристика труда; требования к психическим процессам; требования к эмоционально-волевой сфере; типичные психологические состояния в процессе труда; ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации); противопоказания и ограничения
1) А.К.Маркова
2) Е.М.Иванова
3) Э.Ф.Зеер
4) С.Г.Геллерштейн
26. Общее название методов профессиографии, включающее: анкеты, опросы, включенное наблюдение
1) физиологические
2) социологические
3) психологические
4) описание технологических процессов
27. Общее название методов профессиографии, включающее: беседы,наблюдение, эксперимен:
1) физиологические
2) социологические
3) психологические
4) описание технологических процессов
28. Общее название методов профессиографии, включающее: измерение артериального давления, антропометрических и технических данных, регистрация ЭКГ
1) физиологические
2) социологические
3) психологические
4) описание технологических процессов
29. Методы профессиографирования и их назначение по Е.М.Ивановой
Методы | Назначение | ||
1. | Организационные | А. | Осмысление полученных результатов и выявление закономерностей трудового процесса |
2. | Интерпретационные | В. | Качественный и количественный анализ полученных в результате исследования данных |
3. | Алгоритмическое описание трудовой деятельности | С. | Выявление и описание вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами |
D. | Планирование и построение исследования трудовой деятельности |
30. Количественными методами обработки эмпирических данных являются:
1) анализ ошибок
2) статистический анализ
3) экспертная оценка
4) сравнительный анализ эмпирических данных
5) графический анализ
31. Качественными методами обработки эмпирических данных являются:
1) описание своих впечатлений от выполняемой работы
2) сравнительный анализ эмпирических данных
3) статистический анализ
4) анализ ошибок
5) экспертная оценка
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основной целью самостоятельной работы магистров является подготовка к практическим занятиям и экзамену по дисциплине, а также, совершенствование практических навыков освоения данного курса.
Самостоятельную работу магистров можно разделить на несколько видов. Это подготовка к текущим домашним заданиям, самостоятельное чтение рекомендованной литературы по специальности, защита рефератов, разработка и презентация проектов.
Уровень сформированности компетенции оценивается в соответствии с программой курса, распределением часов по видам и формам работ. Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы.
Общие рекомендации: изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы дисциплины, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделяется структуре и содержанию курса.
Необходимо систематически готовиться к практическим (семинарским) занятиям, изучать рекомендованные к прочтению учебные пособия, монографии, научные статьи и другие материалы. Также при подготовке заданий приветствуется использование любой соответствующей теме научной литературы на родном и иностранном языках, включая различные источники Интернет.
Методический материал, обеспечивает рациональную организацию самостоятельной работы студентов на основе систематизированной информации по темам практических занятий курса.
Для успешного изучения теоретического материала дисциплины магистрам предлагается выполнить практико-ориентированные задания, которые преследуют следующие дидактические цели:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний;
- самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- развитие умений использовать методики и техники самообразовательной деятельности и личностного роста.
Роль этого вида учебной деятельности позволяет сформировать у магистрантов потребность к постоянному самообразованию, развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности.
К каждой практической работе студенты оформляют конспект, в котором указываются:
- тема и цели работы;
- описание отрабатываемых знаний, умений, навыков (методик, техник и т.п.);
- выводы.
При подготовке к практическому занятию необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме занятия и составить список обязательной и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Ведущей дидактической целью практических занятий является систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, разделу, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения, конспектировать прочитанное, высказывать свою точку зрения и т.п.
Оценка производится через механизм совместного обсуждения, сопоставления предложенных вариантов ответов с теоретическими и эмпирическими научными знаниями, относящимися к данной предметной области.
При подведении рейтинга принимаются во внимание работа на практических занятиях (обсуждение теоретических вопросов, выполнение практических заданий и т.д.).
При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.
Магистру рекомендуется следующая схема самостоятельной подготовки к практическому занятию:
1. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу.
2. Ответить на вопросы плана практического занятия.
3. Выполнить домашнее задание.
4. Проработать тестовые задания и/или задачи.
5. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у обучающихся возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах магистран должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Примерные задания для подготовки к практическим занятиям
Задание № 1.
Анализ предмета труда и профессиональных задач
Цель: на основе изучения двух-трех видов профессиональной деятельности установить, как предмет и цель труда определяют требования к субъекту труда.
Необходимый материал: распечатка «Описание методики анализа предмета труда и профессиональных задач»
Рекомендуемая литература:
1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448с.
Задание № 2.
Оценка нервно-психической нагрузки в труде
Цель: провести сравнительную оценку нервно-психической нагрузки различных видов деятельности по ряду показателей.
Необходимый материал: распечатка методики оценки нервно-психической нагрузки в труде
Рекомендуемая литература:
1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448с.
Задание № 3
Исследование отношений личности в труде методом обобщения независимых характеристик
Цель: исследовать представления субъекта труда о значимости индивидуально-психологических свойств, оценить иерархию этих свойств в связи с особенностями профессиональной деятельности.
Необходимый материал: распечатка методики диагностики отношений личности в труде методом обобщения независимых характеристик
Рекомендуемая литература:
1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448с.
Задание № 4
Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили компактный вариант описания профессий, который может быть использован профконсультантами. На основе представленной ими общей схемы описания профессии (схема профессиографирования) разработать комплексную профессиограмму (профессии выбираются преподавателем из представленного списка):
- IT-специалист
- Агроном
- Актёр
- Архитектор
- Бармен
- Биолог
- Ветеринар
- Военнослужащий
- Гид-экскурсовод
- Дипломат
- Инженер
- Менеджер по PR
- Педиатр
- Полицейский
- Продавец
- Следователь
- Социальный работник
- Фотограф
- Эргономист
- Юрист
Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:
1. как называется работа и в чем она заключается (ее существенные характеристики)?
2. какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы? 3. что является предметом труда (над чем работают)?
3. каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?
4. на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?
5. каковы конкретные критерии оценки труда?
6. какая необходима квалификация?
7. при помощи каких средств выполняется работа?
8. в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)?
9. какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?
10. какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?
11. какова интенсивность труда?
12. какова степень опасности и ответственности труда?
13. какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)?
14. какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)?
15. какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).
Задание № 5
Э.Ф. Зеер, изучив профессиографическую литературу и проанализировав различные схемы профессиограмм, разработал обобщенную схему профессиограммы.
При определении содержания профессиограммы учитывались нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.
На основе представленной им обобщенной схемы профессиограммы разработать комплексную профессиограмму (профессии выбираются преподавателем из представленного списка):
- Автомеханик
- Адвокат
- Аниматор
- Банковский работник
- Библиотекарь
- Бухгалтер
- Водитель
- Врач
- Дизайнер
- Журналист
- Логопед
- Парикмахер
- Пожарный
- Программист
- Психолог
- Слесарь
- Учитель
- Хирург
- Ювелир