Выявления профессионально важных качеств для штатной должности (специальности) и составления ее психограммы («Психографический опросник»)

Методика предназначена для выявления полного перечня профессионально важных качеств (ПВК) для штатной должности и составления ранжированной совокупности основных ПВК (психограммы) с помощью экспертной оценки Использование опроса экспертов при изучении профессий основано на предложении, что человек, хорошо знающий структуру и содержание профессиональной деятельности, в состоянии сообщить также о том, с помощью каких индивидуальных качеств прежде всего достигается успех в работе.

Достоверность получаемых в ходе опроса данных должна обеспечиваться выполнением следующих условий. Во-первых, тщательным отбором экспертов В состав экспертных групп должны входить специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки, хорошо знающие содержание работы по специальности и порядок использования соответствующей техники, имеющие профессиональный опыт.

В процедуре экспертизы целесообразно участие специалиста-психолога Его задача-обеспечить адекватное толкование экспертами используемых в ходе опроса терминов и направить их внимание на анализ, прежде всего психологических аспектов деятельности специалиста Количественный состав экспертной группы должен быть не менее пяти человек. Во-вторых, продуманной организацией самой процедуры опроса экспертов, предполагающей детальное обсуждение роли каждого качества и анализ конкретных ситуаций из опыта боевых действий и учений, которые могли бы наглядно показать статус той или иной характеристики человека как профессионально важной для специалиста. Во всех случаях необходимо создавать условия, прежде всего для групповой экспертизы, когда оценка качеству выводится не путем подсчета мнений различных экспертов, а является результатом всестороннего коллективного обсуждения вопроса

При определении степени значимости для профессии различных психических функций (качеств) экспертам рекомендуется учитывать:

- активность функции в течение всего процесса деятельности, общую продолжительность времени ее наибольшей загруженности;

- участие функции в обеспечении эффективной работы в наиболее сложных, критических ситуациях, а также при наличии помех и в условиях нарастающего утомления специалиста;

- возможность ее тренировки, упражнения и компенсации другими качествами в процессе деятельности.

Инструкция экспертам:

Уважаемые товарищи! Опрос проводится с целью психологического изучения профессиональной деятельности. Как опытные специалисты вы хорошо знаете с помощью каких индивидуальных качеств прежде всего достигается успех на вашей штатной должности и поэтому можете оказать существенную помощь в достижении целей исследования.

В связи с этим просим вас внимательно ознакомиться с вопросами, перечисленными во II разделе данного опросника и последовательно ответить на каждый из них. Главное в вашей работе - точно определить степень важности того или иного качества для успешной работы. Необходимо помнить, что профессионально важным может быть названо только то качество, которое непосредственно включено в деятельность, определяет ее успешность и отсутствие (или слабое развитие) которого не позволит военнослужащему полноценно выполнять свои обязанности. Заполняя опросник, необходимо избегать того, чтобы очень многие качества оказались в перечне профессионально важных. Если роль какого-либо качества вызывает у вас сомнение, его не следует относить к профессионально важным для штатной должности.

При заполнении III раздела Методики, просим вас произвести повторную оценку качеств (в десятибалльной шкале) и проранжировать те из них, которые получат наиболее высокие оценки (10, 9, 8 баллов), т. е определить основным из профессионально важных качеств ранговое место (1, 2, 3 и т. д.) в зависимости от значимости (роли) для успешной работы на штатной должности

В данном исследовании мы рассчитываем на вашу помощь и благодарим за сотрудничество

РАЗДЕЛ I

На вопросы первого раздела отвечает руководитель экспертной группы, используя данные документальных источников и обсуждая, при необходимости, варианты ответов с экспертами

1 Наименование штатной должности ________________________________________

2 Наименование специальности, к которой относится штатная должность _____________________________________________________________________________

3 Вид деятельности

4 Содержание и характер деятельности на штатной должности (основные функции, из которых складывается деятельность, их соотношение)___________________________ _____________________________________________________________________________

5 Что должен знать и уметь специалист (согласно программы обучения) _____________________________________________________________________________

6. Существуют ли профессиональные ограничения по росту, весу, зрению, внешности (если есть другие, дополните перечень)

Назовите конкретно _______________________________________________________

7. Должность, фамилия и инициалы экспертов, которые будут отвечать на перечисленные ниже вопросы ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ II

Во втором разделе опросника необходимо оценить применительно к штатной должности (специальности) значимость каждого из перечисленных качеств, делая пометки в одной из граф справа — в зависимости от того, признается ли качество важным, второстепенным или не влияющим на успешность деятельности.

№№ Какое значение для успешной работы на штатной должности имеет:   важное   второстепенное   нейтральное
4.
1. Различение основных цветов            
2. Различение силы зрительного раздражителя            
             
3. Правильная глазомерная оценка размеров (расстояний)      
4. Различение мелких или отдаленных предметов      
5.   Обнаружение и различение пространственного расположения предметов            
6. Оценка и сравнение размеров зрительного раздражителя      
7. Оценка различий в форме фигур            
8. Различение величины углов            
9. Выносливость (малая утомляемость) зрительного анализатора      
10. Переносимость длительно действующего светового раздражителя
11.   Быстрое восстановление зрительной функции после воздействия внезапного и сильного светового раздражителя
12. Быстрая адаптация к свету и темноте.
13. Быстрое восприятие и понимание письменной речи
14. Узнавание и различение тихих и недостаточно четких звуков
15. Быстрое определение направления, откуда исходит звук
16. Узнавание и различение звуковых ритмов
17. Выносливость (малая утомляемость) слухового анализатора

18. Переносимость длительно действующего звукового раздражителя

19. Быстрое восстановление слуховой функции после внезапного и сильного звукового раздражителя

20. Точное различение звуковых раздражителей по громкости

21. Точное различение звуковых раздражителей по тону

22. Быстрое восприятие и понимание устной речи

23. Обнаружение и различение запахов

24. Узнавание и различение вкусовых ощущений

25. Температурная чувствительность

26. Чувствительность к колебаниям атмосферного давления (на различных высотах)

27. Различение с помощью осязания степени гладкости предметов, их толщины и твердости

28. Вибрационная чувствительность

29. Точная оценка состояний равновесия и ускорения

30. Узнавание и различение двигательных ритмов

31. Оценка и сравнение весовых характеристик предметов

32. Устойчивость к укачиванию

33. Оценка и сравнение временных промежутков

34. Длительное сохранение интенсивного (концентрированного внимания)

35. Быстрый переход от одной деятельности к другой (быстрая смена направленности внимания)

36. Одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности (распределение внимания)

.37. Способность не ослаблять внимания под влиянием испуга или неожиданных внешних воздействий

38. Быстрое запоминание зрительной информации

39. Быстрое запоминание слуховой информации

40. Хорошее запоминание материала, имеющего внутреннюю логическою связь

41. Длительное сохранение информации в памяти

42. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем

43. Точной воспроизведение материала сразу после краткого его зрительного предъявления

44. Точное воспроизведение материала сразу после краткого его слухового предъявления

45. Умение забывать уже использованную и ненужную информацию в дальнейшей деятельности

46. Умение оперировать представлениями с целью возможных изменений обстановки и ожидаемых результатов деятельности

47. Способность создавать правильное представление о реальных процессах на основе закодированной информации

48. Склонность анализировать складывающиеся в ходе деятельности ситуации путем практического манипулирования (воздействия) с объектом

49. Способность проанализировать ситуацию и принять решение на основе имеющихся наглядных образов (восприятии, представлений)

50. Способность оперировать отвлеченными понятиями и рассуждениями при оценке обстановки и принятии решения

51. Умение выделить в информации существенное, главное

52. Умение принять решение в очень короткие сроки

53. Умение действовать нешаблонно, быстро принимать решения в изменяющейся обстановке

54. Независимость и самостоятельность суждений

55. Быстрое и точное выполнение арифметических действий

56. Выносливость к напряженной и длительной умственной деятельности

57. Способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения

58. Хорошая дикция и выразительная речь

59. Правильное и быстрое формулирование своих мыслей письменно

60. Общительность, умение легко вступать в контакт с другими людьми

61. Склонность к работе в одиночестве

62. Способность речевого аппарата к интенсивной работе без срывов

63. Одновременное выполнение руками и ногами координированных и точных движений

64. Точные и координированные движения обеими руками

65. Подвижность пальцев, способность быстро и точно манипулировать с помощью пальцев мелкими предметами (выполнять мелкие действия)

66. Быстрая двигательная реакция на зрительный раздражитель

67. Быстрая двигательная реакция на слуховой раздражитель

68. Быстрая и точная двигательная реакция на движущийся объект__

69. Выносливость к длительным физическим перегрузкам

70. Большая физическая сила

71. Способность длительно переносить голод и жажду, сохраняя работоспособность

72. Высокая эмоциональная устойчивость

73. Склонность к риску

74. Настойчивость

75. Решительность

76. Смелость

77. Самообладание и выдержка

78. Умение сохранить работоспособность в условиях аварийных ситуаций, дефицита времени

79. Умение сохранить активность и работоспособность в условиях развивающегося утомления

80. Умение сохранить активность при малой загруженности информацией (побороть скуку, сонливость)

81. Целеустремленность

82. Дисциплинированность

83. Интерес к технике, управлению механизмами

84. Интерес к механической обработке материалов (деталей)

85. Интерес к деятельности, приносящей видимые, осязаемые результаты

86. Интерес к деловым контактам и общению с другими людьми

87. Интерес к волевому совершенствованию

88. Интерес к физическому совершенствованию

89. Склонность к работе исполнительского типа

90. Доброжелательность и отзывчивость

91. Высокий уровень ответственности

92. Трудолюбие            
93. Бережное обращение с вещами            
94. Аккуратность в работе            
95. Чувство собственного достоинства            
96. Скромность            
97. Коллективизм            
98. Имение брать на себя ответственость за принятые решения и действия            
           
           
99. Имение правильно оценивать окружающих людей, выявить их сильные слабые стороны            
           
           
100. Способность побуждать людей к активной деятельности            
           
101. Критическое отношение к своей работе -            
102. Критическое отношение к работе других людей            
103. Малая внушаемость, способность не поддаваться влиянию            
104. Активность в общественной работе            
105. принципиальность            
106. Требовательность            
107. Инициативность и находчивость            
108. Двигательные способности            
109. Художественные способности            
110. Технические способности            
111. Математические способности            
112. Артистические способности            
113. Музыкальные способности            
114. Литературные способности            
115. Научные способности            
116. Организаторские способности            
  Назовите другие качества, которые не даны в опроснике, но являются важными для штатной должности.            

РАЗДЕЛ III

На этом этапе с опросником необходимо выполнить следующее:

1. Выписать (столбцом) все качества, которые были признаны Вами профессионально важными для штатной должности (специальности)" при ответах на вопросы № 1—116 раздела II настоящего опросника.

2. Оценить степень значимости для успешной работы по штатной должности (специальности) каждого из выписанных (профессионально важных) качеств по десятибалльной шкале. Наиболее значимым дать оценку 10, чуть менее значимым—9, еще менее значимым—8 и т. д.

3. Выписать (столбцом) те качества, которые получили высшие оценки, но так, чтобы общее их число не превышало 13—15. Поэтому прежде всего должны учитываться качества, получившие 10 баллов. Затем, если их окажется меньше 13—15, качества с девятью, восьмью и др. балльными оценками.

4. Полученную выборку из 13—15-и качеств необходимо проранжировать. Для чего справа от каждого качества нужно обозначить цифрой его место (ранг) среди других качеств с учетом степени важности для штатной должности: наиболее важному определить место 1, второму по важности—2 и т. д. Переписать качества столбцом с учетомихрангового места, с 1-го по 15-е.

Примечание: Если общее количество профессионально важных качеств не более 15-я, их оценка с помощью десятибалльной шкалы не производится - качества сразу ранжируются.

РАЗДЕЛ IV

Данный раздел методики имеет целью определить наиболее приемлемый для специалиста, работающего на изучаемой должности, тип темперамента.

Инструкция экспертам: Уважаемые товарищи, ниже представлены четыре группы качеств. Внимательно прочитайте перечень качеств в каждой из них, после чего выберете одну из групп, где перечислены, на ваш взгляд, качества в большей мере желательно (по сравнению с другими группами) для специалиста данного профиля. Выбирать следует ту или иную группу качеств полностью, а не отдельные качества в ней.

а) Подвижен, активен, впечатлителен, быстро реагирует на внешние раздражители. Обычно жизнерадостен, общителен. Предпочитает подвижную и разнообразную деятельность, тяготится однообразной кропотливой работой, на интересной для него работе может проявить настойчивость, энергию и работоспособность. Неудачу переживает недолго. Легко входит в новую обстановку, привыкает к новым требованиям. Имеет много друзей. Настойчив в интересах и склонностях.

б) Легко возбудим, отличается порывистостью в поведении, выразителен в жестах и мимике. Речь быстрая, страстная. В своих интересах и увлечениях постоянен. Способен быть сосредоточенным, нацеленным на выполнение конкретной работы. Не теряется при внезапно возникающих трудностях и с большей энергией их преодолевает. Способенувлечь за собой людей. Нередко вспыльчив, невыдержан и тогда ему трудно контролировать себя в поступках и высказываниях.

в) Усидчив, работоспособен, склонен к самостоятельной работе. Приступает к работе не спеша, тщательно обдумав ее. Приняв решение, всегда доводит его до конца спокойно и неотступно. Переключаться с одной работы на другую и совмещать различные виды деятельности не любит. Не любит споров, дискуссий. Обычно аккуратен, исполнителен в поступках и мышлении. В силу своей инертности несколько тугодум.

г) Молчалив, спокоен. Сдержан во внешнем проявлении чувств, но внутренне очень чувствителен. Долго переживает неудачу. Отличается душевностью, всегда благодарностью отвечает на внимание. Предпочитает работать в спокойной, привычной обстановке. Склонен к одиночеству. Говорит медленно, тягуче. Порою проявляет мнительность, неуверенность в себе, принимая решение, долго перебирает обычно его возможные варианты. Имеет сравнительно высокие умственные способности.

ПОЛУЧАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После выполнения заданий всех разделов настоящей Методики мыполучаем следующие материалы:

1. Общую профессиографическую характеристику штатной должности (специальности) - по результатам заполнения I раздела.

2. Полный перечень профессионально важных для нее индивидуально-психологических качеств - по результатам заполнения II раздела.

3. Ранжированную совокупность основных профессионально важных качеств для штатной должности (специальности), ее психограммы - после работы с III разделом.

4. Наиболее приемлемый для специалиста данного профилятип темперамента - после выполнения IV раздела Методики.

Приложение 2

ВАРИАНТ ТЕСТА

1. Соответствие терминов и определений

Термин Определение
1. Профессиография А. Описа­тельно-технологическая характеристика различных видов профес­сиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач
2. Квалификационная характеристика В. Описание, разработанное и утвержденное Министерством труда и социального развития РФ по отно­шению к каждой профессии
3. Профессиограмма С. Процесс изучения, психологичес­кая характеристика и проектирование профессии
4. Психограмма D. Выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК)
Е. Научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качест­вам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника

2. Соответствие названий принципов профессиографирования и их содержания

Принцип Содержание
1. Целенаправленности А. Учет внутрипрофессиональных различий, а также объединение в группы сход­ных по каким-либо параметрам профессий
2. Перспективности и реальности В. Учет возможных ва­риаций индивидуального стиля деятельности и возможности ком­пенсации одних индивидуально-личностных свойств другими
3. Личностного подхода С. Учет тенденций развития профессии в культурно-исторической перспективе
D. Психологическое изучение профес­сии должно проводиться для решения исследо­вательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы

3. Содержание уровней системного анализа профессий по Е.М.Ивановой

Уровень анализа Содержание
1. Нормативно-параметрический А. Сама структура и взаимоотношение раз­личных нормативно заданных составляющих труда: трудовой про­цесс и условия труда, интегрированные в операционально-техно­логическую структуру труда
2. Морфологический В. Характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характери­стики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объек­тивные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успеш­ность труда)
3. Функциональный С. Интегрированные нормативно-парамет­рические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в це­лом)
D. Функциональные со­стояния, типичные для трудовой деятельности, активационные ресурсы работников в их динамике

4. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес

1) диагностическая

2) ориентировочно-диагностическая

3) методическая

4) информационная

5. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда

1) информационная

2) диагностическая

3) ориентировочно-диагностическая

4) методическая

6. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы

1) методическая

2) конструктивная

3) информационная

4) диагностическая

7. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала

1) диагностическая

2) конструктивная

3) информационная

4) методическая

8. Вид психограммы по В.Штерну и ее содержание

Вид психограммы Содержание
1. Полная А. Психологическое обследование личности касается лишь важных для обсуждения проблемы сторон
2. Частичная В. Разовое психологическое обследование личности
3. Срезовая С. Психологическое обследование личности несколько раз во времени
4. Продольная D. Психологическое исследование обощенных нормативных показателей профессии и психологической структуры профессиональной деятельности
Е. Психологическое изучение составляется по обширной программе

9. Автор, включающий в структуру психограммы следующие разделы: общая характеристика труда; требования к психическим процессам; требования к эмоционально-волевой сфере; типичные психологические состояния в процессе труда; ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации); противопоказания и ограничения

1) А.К.Маркова

2) Е.М.Иванова

3) Э.Ф.Зеер

4) С.Г.Геллерштейн

10. Общее название методов профессиографии, включающее: анкеты, опросы, включенное наблюдение

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

11. Общее название методов профессиографии, включающее: беседы,наблюдение, эксперимен:

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

12. Общее название методов профессиографии, включающее: измерение артериального давления, антропометрических и технических данных, регистрация ЭКГ

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

13. Методы профессиографирования и их назначение по Е.М.Ивановой

Методы Назначение
1. Организационные А. Осмысление полученных результатов и выявление закономерностей трудового процесса
2. Интерпретационные В. Качественный и количественный анализ полученных в результате исследования данных
3. Алгоритмическое описание трудовой деятельности С. Выявление и описание вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами
D. Планирование и построение исследования трудовой деятельности

14. Количественными методами обработки эмпирических данных являются:

1) анализ ошибок

2) статистический анализ

3) экспертная оценка

4) сравнительный анализ эмпирических данных

5) графический анализ

15. Качественными методами обработки эмпирических данных являются:

1) описание своих впечатлений от выполняемой работы

2) сравнительный анализ эмпирических данных

3) статистический анализ

4) анализ ошибок

5) экспертная оценка

2. Типовые контрольные задания для проверки уровня сформированности компетенции ПК – 3Способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе.

Этап формирования компетенции, в котором участвует дисциплина Типовые контрольные задания для оценки знаний, умений, навыков (2-3 примера) Показатели и критерии оценивания компетенции, шкала оценивания
Заключительный Владеть: - способностью проведения всестороннего анализа базовых механизмов психических процессов с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе; - способностью проведения всестороннего анализа состояний человека с учетом его антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности в фило-социо- и онтогенезе - способностью проведения всестороннего анализа индивидуальных различий субъектов с учетом их антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности в фило-социо- и онтогенезе.   Задание № 1 1. Основываясь на материалах практических занятий и самостоятельной работы дайте ответы на следующие вопросы: - Принципы, методы и цели психологического изучения профессий. - Структура профессиограммы и психограммы.   2. Основываясь на предложенном варианте описания профессий и представленной обобщенной схеме описания профессий Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложите перечень основных вопросов для разработки комплексной профессиограммы.   3. На основе предложенного вами перечня основных вопросов составьтекомплексную профессиограмму (профессии выбираются из представленного списка на выбор): - Автомеханик - Адвокат - Аниматор - Банковский работник - Библиотекарь - Бухгалтер - Водитель - Врач - Дизайнер - Журналист - Логопед - Парикмахер - Пожарный - Программист - Психолог - Слесарь - Учитель - Хирург - Ювелир - Ответ на вопросы дан с опорой на соответствующие понятия и теоретические положения – 2 балла - Аргументация ответов на вопросы на теоретическом уровне неполная, смысл ряда ключевых понятий не объяснен – 1 балл - Отсутствие знаний терминологического аппарата при аргументации ответов на вопросы– 0 баллов - Предложен исчерпывающий переченьвопросов для разработки комплексной профессиограммы – 3 балла - Предложен неполный переченьвопросов для разработки комплексной профессиограммы – 1балл - Не составлен перечень вопросов для разработки комплексной профессиограммы или составлен с грубейшими ошибками – 0 баллов - Составлена комплексная профессиограмма с соблюдением структурной, композиционной цельности, логической последовательности – 3 балла - В составленнной комплексной профессиограмме допущены ошибки в структурной, композиционной цельности, нарушена логическая последовательность – 1 балл - Профессиограмма не составлена или составлена с грубейшими ошибками, отсутствует структурная и композиционная цельность, логическая последовательность – 0 баллов
Заключительный Уметь: - решать разнообразные задачи по анализу базовых механизмов психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе по запросу практики

V. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) Основная литература:

1. Психология труда [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Манухина [и др.]; под общ. ред. С. Ю. Манухиной. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 485 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-00730-5.- Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271655. - ЭБС «IPRbooks»

2. Жалагина, Т.А. Введение в психологию труда [Электронный ресурс]: учебное пособие / Жалагина Т. А. - Тверь: ТвГУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.; 12 см.

3. Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Институт психологии, Российская академия наук; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - 352 с. - (Фундаментальная психология – практике). - ISBN 978-5-9270-0295-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271655

4. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро и др. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 546 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4637-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298131

5. Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Институт психологии, Российская академия наук; отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев и др. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 712 с.: табл., схем. - ISBN 978-5-9270-0303-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430628 (18.06.2017).

6. Пырьев Е. А. Психология труда: учебное пособие / Е.А. Пырьев. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 455 с. : ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-7163-4; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436999

б) Дополнительная литература:

1. Аболина, Е.О. Содержание и методы работы психолога труда - практика: учебное пособие для студентов специальности 030301 - «Психология» очной формы обучения / Е.О. Аболина; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». - Красноярск: СибГТУ, 2012. - 127 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428838

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

3. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 1. - 616 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0159-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87258

4. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - Вып. 2. - 624 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0182-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87427

5. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - Вып. 3. - 400 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0223-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86286

6. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Институт психологии, Российская академия наук; под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - Вып. 5. - 426 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0273-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271585

7. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - Вып. 6. - 528 с.: ил., схем. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0296-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271640

8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта: человек и общество. - Л., 1967, вып. 2.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

10. Бадалев, В.В. Просто эргономика / В.В. Бадалев. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2012. - 110 с. : схем., ил - Библиог.: с. 97. - ISBN 978-5-7422-3377-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363020

11. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с. - (Magister). - ISBN 978-5-238-01437-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118124

12. Бодров, В.А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 560 с. - (Достижения в психологии). - ISBN 978-5-9270-0160-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87262

13. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - 2-е изд. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 512 с. - (Современное образование). - ISBN 5-9292-0156-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233328

14. Гуцыкова, С.В. Метод экспертных оценок. Теория и практика / С.В. Гуцыкова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 144 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0209-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86272

15. Душков Б.А. и др. Основы инженерной психологии. Учебник для студентов вузов. - М., 2002.

16. Душков Б.<

Наши рекомендации