Характеристики человека (по Ананьеву) Свойства
1) индивид; а) возраст;
2) личность; б) пол; в) статус; г) роль;
3) субъект деятельности; д) творчество; е) сознание; ж)
ценностные ориентации; з)
темперамент; и) конституция.
Второй этапаттестации – экзамен. Оценка знаний студентов осуществляется по пятибалльной системе с учетом оценок за результаты тестирования и работу в семестре (доклады и сообщения на семинарских занятиях, выполнение заданий для самостоятельной работы).Ниже представлены вопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология».
Примерные вопросы к экзамену
1. Психология как наука. Предмет, задачи, методы психологии, её место в системе наук.
2. Психология как наука и как система житейских знаний. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
3. Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.
4. Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи; психика как отражение. Основныефункции и структура (формыпроявления) психики.
5. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики.
6. Понятие о сознании. Сознание как высшая форма психического отражения. Функции и структурасознаниячеловека.
7. Понятие о бессознательном в психологии. Разновидности бессознательных явлений у человека. Концепция трёхуровнего строения психики человека З. Фрейда. Понятие о психологической защите.
8. Общая характеристика познавательной сферы человека. Опосредствование в познавательной деятельности. Чувственный (ощущение и восприятие) и рациональный (мышление и воображение) уровни познания.
9. Общее понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений. Теории ощущений.Основные свойства и закономерности ощущений. Развитие ощущений.
10. Общая характеристика восприятий. Различие между восприятиями и ощущениями. Теории восприятия. Физиологическая основа восприятий. Основные виды, свойства и закономерности восприятия.
11. Общее представление о памяти. Теории памяти. Классификация видов памяти и их характеристика.
12. Процессы и механизмы памяти. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Мнемотехника.
13. Общая характеристика воображения и его функции. Виды воображения. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Значениевоображениядлятворчества.
14. Общее представление о мышлении. Взаимосвязь мышления и речи. Теоретические подходы к исследованию мышления. Основныевиды и качественныехарактеристикимышления.
15. Мышление как психический процесс. Умственные действия и мыслительные операции. Формымышления.
16. Общее представление о внимании. Функции внимания и его разновидности. Физиологическиеосновывнимания. Свойства внимания и их характеристика.
17. Общая характеристика волевых действий. Воля и произвольность. Функции воли. Основные психологические теории воли.
18. Виды и структура волевого действия. Волевые качества человека и их развитие. Свободаволи. Нарушенияволи. Методыизученияволи.
19. Общая характеристика эмоций человека. Эмоции и чувства. Функции эмоций и чувств человека. Видыэмоций и чувств.Физиологические основы эмоций. Теории эмоций.
20. Познание человека в системе наук. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Взаимосвязьсоциального и биологического в личности.
21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Структураличности.
22. Свойства личности. Понятие о направленности личности. Основные виды и формы направленности личности. Личностныенарушения.
23. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Теории темперамента. Психологические свойства и типологии темперамента. Методыизучениятемперамента.
24. Общее представление о характере. Классификация черт характера. Типология характера и его акцентуации. Формированиехарактера.
25. Общее представление о способностях человека. Задатки как биологическая основа способностей. Теорииспособностей. Классификацияспособностей.
26. Общая характеристика общения. Виды, функции и структура общения. Понятие о конфликте и егосоциальнаяроль.
27. Общая психологическая характеристика деятельности. Физиологические основы деятельности. Структурадеятельности. Деятельностныйподход в психологии.
28. Виды деятельности человека. Освоение деятельности. Действие как элемент деятельности.
Критерии оценивания ответа студента на экзамене
Оценка«ОТЛИЧНО»выставляется, если:
- студент дает развернутый, логически выстроенный ответ на вопрос, где раскрывает владение системой теоретических знаний по дисциплине;
- владеет основными психологическими категориями и понятиями;
- ориентируется в основной и дополнительной литературе по дисциплине;
- проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения научных школ.
Оценка «ХОРОШО» выставляется, если:
- студент в своем ответе проявляет признаки полноты, осознанности усвоения и действенности вышеперечисленных критериев знания по дисциплине, но при этом допускает отдельные неточности.
Оценка«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляетсястуденту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.
Оценка«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется студенту, если он не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ)»
Видучебныхзанятий | Организациядеятельностистудента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание основным понятиям дисциплины: психология, психика, мозг, отражение, познавательные процессы, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, эмоции, чувства, воля, личность, индивид, темперамент, характер, способности, деятельность, общение. |
Практическиезанятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами. Подготовкасообщенийповопросамтемызанятия. Обсуждениедокладов. |
Контрольнаяработа / индивидуальныезадания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требуемых для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составлениеаннотаций к прочитаннымлитературнымисточникам. |
Реферат/курсоваяработа | Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. Курсовая работа: изучение научной, учебной, нормативной и другой литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной цели и задачи; проведение практических исследований по данной теме. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, психологический словарик. |
1. Соотношение текущего и итогового контроля.