Формы психического отражения
Форма отражения есть способ реального (материально-энергетического) воплощения, существования и проявления отражения. Феномен психического обязан своим происхождением общим, фундаментальным законам природы. Психика имеет разные формы, формы имеют разный субстрат, но законы их происхождения общие для всех форм.
Формы психического отражения можно рассматривать с применением разных критериев.
Б.Ф. Ломов выделяет такие:
1. Прямое и косвенное (отражение может происходить либо путем непосредственного общения субъекта с объектом, либо путем использования «вспомогательных» средств, например языка, письменного сообщения, инструмента (микроскоп, телескоп, компьютер и т.п.)).
2. Внешнее и внутреннее (может осуществляться отражение внешних объектов и внутренних (субъективных) состояний).
3. Моно- и полимодальное.
4. Чувственное и рациональное (эмоциональное и когнитивное).
5. Конкретное и абстрактное.
А.Н. Леонтьевакцентировал, что история развития психического отражения знает два больших перелома:
1. Происходит в связи с переходом от живой материи, не обладающейсвойством психического отражения, к материи, имеющей это свойство. Этотперелом и выражается в порождении особой формы отражения, которую мы называем«психической формой отражения».
2. Второй великий перелом, переходот психики животных к психике человека, ставит перед нами очень сложнуюпроблему зарождения сознания как высшей формы психического отражения.Формы психического отражения у человека, это особая форма психического отражения реальности, которая свойственнатолько человеку, составляет главный предмет изучения психологической науки.
Характерная черта психическогоотражения человека — это способность давать себе отчет в том, что нами ощущается. Есть две фазы: фаза субсенсорного диапазона, когда человек смутно ощущаеткакое-то воздействие, но не может дать себе отчет в том, что именно воздействует,и фаза сознания.
В условиях нормального восприятия лишь небольшаячасть воспринимаемого становится осознаваемой. Мы не замечаем этого, потому чтосамонаблюдение играет с нами плохую шутку. Стоит человеку спросить себя, видитли он, что стоит на подоконнике, как то, что стоит на подоконнике, моментальностановится достоянием сознания. Очень немногое в окружающемчеловека мире выступает перед ним одновременно в форме сознания. Самонаблюдениеприводит к тому, что процесс последовательного осознавания принимаетсяза одновременный.
Основываясь на экспериментальных данных, психологи прошлого столетияпришли к выводу о существовании «поля сознания». Сознание подобно лучу прожектора,высвечивающему в определенный момент какое-либо одно явление. Наша жизнь, как говорил И.П.Павлов, пестро соткана из сознательного ибессознательного, из сознаваемого и неосознаваемого. Против этого положения невозможно возражать, так как у человека мы находимсосуществование различных форм, уровней психического отражения реальности. Этиуровни находятся в иерархических соотношениях друг с другом. Одни действия управляютсяотражением в форме сознания, другие также управляются предметнымиформами отражения, выполняющими функцию ориентирования, но эти формы какбы безотчетны. Поведение, называемое автоматизированным,представляет собой поведение, которое, говоря словами старых психологов,ушло из поля сознания. Сознаваемое и неосознаваемое находятся непрерывнов движении: сознаваемое может спускаться на уровень отражения, не требующийотчета, и, наоборот, то, в чем вы себе не отдавали отчета, может при определенныхусловиях подниматься до уровня сознания.
Какова природа той высшей, специфически человеческойформы психического отражения, которая обычно обозначается термином «сознание», предполагает, прежде всего, исторический подход к проблеме.Что порождает эту особую форму психического отражения?В чем состоит необходимость возникновения и развития этой специфическичеловеческой формы отражения?
При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тоткапитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнениеобраза жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляетих связи с внешним миром. Можно сделать общий вывод, что каков образжизни живого существа, такова и его форма психического отражения. Или, инымисловами, каково строение его деятельности, таково и строение психического отраженияреальности. Отсюда следует, что и сознание как высшая и важнейшая, но не единственнаяформа отражения у человека порождается тем коренным изменением образажизни, и, соответственно, коренным изменением самого строения деятельности, которыепроисходят при переходе человека к обществу, основанному на труде».[2]