Профессиональной деятельности учителя (Н. П. Фетискин)
Инструкция.Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей учебного процесса. Хочется верить, что ваши искренние ответы помогут значительно повысить успешность вашей учебной работы.
А теперь возьмите опросник и лист ответов и укажите в его верхней части: курс, группу /класс; возраст, пол, желание учиться.
В опроснике имеется 12 утверждений, которые позволят уточнить ваши мнения, интересы, состояния, отношения, оценки учебной деятельности. На листе ответов напишите номер утверждения, а рядом поставьте 1—2 ответа в буквенной форме, по каждому предмету. Обращайте внимание на то, когда нужно оценить отдельные качества преподавателя, а когда свои учебные действия.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Курс/класс | Возраст | Пол | Желание учиться | |||||||
Ю | Д | Очень большое | Учусь по долгу | Учусь без желания | ||||||
№ вопросов | Оценка учебной деятельности по предметам | |||||||||
Математика | Химия | Физика | Иностранный язык | История | ||||||
Опросник
1. Речь преподавателя: | |
а) свободная, разнообразная; в) четкая, понятная; д) эмоциональная; | б) затрудненная, монотонная; г) малоразборчивая; е) скучная. |
2. Интонация педагога: | |
а) уверенная, стимулирующая; в) жизнерадостная; д) спокойная, сдержанная; ж) доброжелательная; | б) неуверенная, безразличная; г) мрачная, пессимистичная; е) раздраженная, недовольная; з) пренебрежительная. |
3. На этом занятии я: | |
а) открываю много нового; в) получаю установку для самостоятельной работы; д) получаю весь необходимый материал; | б) многие вопросы мне давно известны; г) чаще топчемся на одном месте; е) вынужден усваивать второстепенный лекционный материал, т. к. педагог считает свои лекции единственным верным источником. |
4. Педагог по этому предмету: | |
а) жестко контролирует все мои действия, держит аудиторию в страхе; в) может легко оскорбить, обидеть; д) считает главным, чтобы ему не мешали; ж) ориентируется лишь на заинтересованных студентов. | б) безразлично относится к тому, чем я занимаюсь; г) пытается заинтересовать, увлечь предметом; е) пытается найти контакт с аудиторией, стремится к диалогу, сотрудничеству; |
5. На этом занятии я: | |
а) стремлюсь выполнить все задания; в) стремлюсь не пропустить все интересные положения и факты; | б) занимаюсь для вида, чтобы произвести благоприятное впечатление; г) считаю самым главным просто присутствовать на занятии. |
6. На этом занятии я: | |
а) стремлюсь записать все самое главное; в) стремлюсь все понять, чтобы меньше готовиться дома; д) выполняю многие задания машинально; | б) занимаюсь посторонними делами (читаю художественную литературу, пишу письма); г) сижу скучаю, зная, что все придется изучать самостоятельно; е) готовлюсь к другому предмету. |
7. На этом предмете я: | |
а) стремлюсь повысить свой интеллектуальный уровень; в) стремлюсь утвердить свой статус, положение; д) занимаюсь, чтобы избежать нареканий, упреков; | б) пытаюсь получить высокую отметку; г) стремлюсь выполнить все так, как требует преподаватель; е) стремлюсь понять основное содержание предмета. |
8. Данным предметом я: | |
а) заинтересован, т. к. мне нравится педагог; в) увлечен, много занимаюсь самостоятельно; д) не удовлетворен, т. к. мои знания остаются на прежнем уровне; | б) доволен из-за хорошего усвоения материала; г) недоволен из-за низкого уровня преподавания; е) разочарован из-за формального подхода: «сдал — забыл», испытываю невостребованность знаний. |
9. На этом занятии у меня нередко возникает: | |
а) светлое, приятное настроение; в) вдохновенное увлечение; д) радость, уверенность; | б) безразличие, скука; г) раздражительность, возмущение; е) тревога, боязнь. |
10. На этом занятии я: | |
а) целиком поглощен учебной темой; в) испытываю заинтересованность и увлеченность учебным занятием; | б) занят разными воспоминаниями; г) возмущен из-за того, что попусту потрачу время. |
11. Этот преподаватель: | |
а) свободно владеет материалом и почти не пользуется конспектом; в) материал дает из учебников, частично читает по конспекту; | б) увлечен своим предметом; г) безразличен к своему предмету. |
12. Этот преподаватель: | |
а) занятия проводит разнообразно и интересно; в) преподносит материал сухо, формально; | б) проводит занятия скучно и однообразно; г) излагает материал в эмоционально-увлекательной форме. |
Ключ для обработки данных
1. Речевая компетентность преподавателя, учителя:
а, в, д — эмоционально окрашенная, четкая
б, г, е — монотонная, трудная для восприятия
2. Интонационная компетентность педагога:
а, в, д, ж — имеет положительные формы
б, г, е, з — неприятная, неуверенная
3. Информативность занятия:
а, в, д — высокая
б, г, е — низкая
4. Стиль педагогического руководства:
в, д — демократический стиль руководства (СР)
а, г — авторитарный (СР)
б, е, ж — либерально-попустительский (СР)
5. Характер практической деятельности учащихся на занятиях:
а, в — продуктивный
б, г, — формальный
6. Продуктивность практической деятельности учащихся на данном занятии:
а, в, д — высокая
б, г, е — низкая, формальная
7. Доминирующая целеполагающая направленность учащихся:
а — творческая самореализация
г — глубокое знание предмета
б, в — повышение социального статуса
д, е — формальное выполнение учебного ролевого долга
8. Удовлетворенность учащихся занятиями по данному предмету:
а, б, в — достаточно выражена
г, д, е — выражена разномотивационная неудовлетворенность
9. Деятельностные состояния учащихся:
а, б, в — положительные эмоциональные состояния (Эс)
б, е — пассивно-отрицательные (Эс)
г — активно-отрицательные (Эс)
10. Направленность мыслительной деятельности учащихся:
а, в — доминирование познавательной направленности
б — выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в мыслительной сфере
г — доминирование мыслительной агрессии, фрустрации
11. Дидактическая компетентность:
а, б — высокая
в, г — низкая
12. Методическая компетентность преподавателя:
а, г — высокая
б, в — низкая
Примечание. При анализе и интерпретации полученных результатов следует учитывать количественные и качественные критерии исследуемых шкал.
Например, при сравнении полярных показателей важно учитывать степень доминирования той или иной стратегии деятельностного поведения и степень их качественных различий.
Существенное место в ходе анализа выявленных результатов должно занимать системное сопоставление взаимосвязей между всеми шкалами. Наличие положительных и отрицательных корреляций каждой из шкал с другими позволит определить главные моменты в совершенствовании своей профессиональной деятельности.
Кроме того, не менее важно проанализировать ответы с позиции половозрастных и мотивационных различий, заложенных в листе ответов.
Литература
1. Диагностика успешности учителя. Сб. метод. материалов для руководителей школ. — М., 2001.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
3. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление. — М., 1992.
4. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. — СПб., 1995.
5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. — СПб., 2001.
6. Свенцицкий А. Психология управления организацией. — СПб., 1999.
7. Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад: Сб. научных трудов / Под ред. А.Л. Журавлева. — М., 1987.
8. Фетискин Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. — Кострома, 1995.