Регистрационный бланк и ключ
Ф.И.О. ________________________________________
Возраст _______Пол ______________Дата __________
№ | Нет | Да | № | Нет | Да | |||||||||||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H | A | B | C | D | E | F | G | H | |||||||
( ) | ( ) | |||||||||||||||||||||
() | ( ) | |||||||||||||||||||||
() | ( ) | |||||||||||||||||||||
( ) | () | |||||||||||||||||||||
( ) | ( ) | |||||||||||||||||||||
() | ( ) | |||||||||||||||||||||
() | ( ) | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | ( ) | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | () | |||||||||||||||||||||
() | Σ | |||||||||||||||||||||
Профиль эго-защиты
Ф.И.О. | Эго-защиты | Сырая оценка | Процент | ||
Дата | А— отрицание | ||||
Возраст | В — подавление | ||||
Пол | С — регрессия | ||||
Семейное положение | D— компенсация | ||||
Образование | E— проекция | ||||
F— замещение | |||||
Адрес: | G — интеллектуализация | ||||
H — реактивные образования | |||||
A | |||||||||||
B | |||||||||||
C | |||||||||||
D | |||||||||||
E | |||||||||||
F | |||||||||||
G | |||||||||||
H | |||||||||||
Диагностика стратегий поведенческой активности
В стрессовых условиях
Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов, касающихся особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашему поведению.
Опросник
1. Бывает ли вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?
1) никогда;
2) иногда;
3) почти всегда.
2. У вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?
1) меньше, чем работа большинства людей;
2) примерно такая же, как работа большинства людей;
3) больше, чем работа большинства людей.
3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:
1) делами, требующими решения;
2) обыденными делами;
3) делами, которые вам скучны.
4. Жизнь некоторых людей порой бывает переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто вам приходится сталкиваться с такими событиями?
1) несколько раз в день;
2) несколько раз в неделю;
3) примерно раз в день;
4) раз в неделю;
5) раз в месяц или реже.
5. В случае, если вас что-то сильно гнетет, давит или люди слишком многого требуют от вас, то вы:
1) теряете аппетит и/или меньше едите;
2) едите чаще и/или больше обычного;
3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.
6. В случае, если вас что-то гнетет, давит или у вас есть неотложные заботы, то вы:
1) немедленно принимаете соответствующие меры;
2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать;
7. Как быстро вы обычно едите?
1) я обычно кончаю есть раньше других;
2) я ем немного быстрее других;
3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;
4) я ем медленнее, чем большинство людей.
8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что вы едите чересчур быстро?
1) да, часто;
2) да, раз или два;
3) нет, мне никто никогда этого не говорил.
9. Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?
1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;
2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени;
3) я делаю это редко или никогда не делаю.
10. Когда вы слушаете кого-либо и этот человек слишком долго не может закончить мысль, вы чувствуете желание поторопить его?
1) часто;
2) иногда;
3) почти никогда.
11. Как часто вы действительно заканчиваете мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?
1) часто;
2) иногда;
3) почти никогда.
12. Как часто ваши близкие или друзья замечают, что вы невнимательны, если вам говорят о чем-либо слишком подробно?
1) раз в неделю или чаще;
2) несколько раз в месяц;
3) почти никогда;
4) никогда.
13. Если вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто вы опаздываете?
1) иногда;
2) редко;
3) почти никогда;
4) я никогда не опаздываю.
14. Бывает ли, что вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?
1) часто;
2) иногда;
3) редко или никогда.
15. Предположим, что вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, то вы:
1) спокойно подождете;
2) будете прохаживаться в ожидании;
3) обычно у вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.
16. Если вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то вы:
1) спокойно ждете своей очереди;
2) испытываете нетерпение, но не показываете этого;
3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;
4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.
17. Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то вы:
1) напрягаете все силы для победы;
2) стараетесь выиграть, но не слишком усердно;
3) играете скорее для удовольствия, чем серьезно,
18. Представьте, что вы и ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе?
1) предпочитаю избегать этого;
2) принимаю, потому что это неизбежно;
3) получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.
19. Когда вы были моложе, большинство людей считали, что вы:
1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;
2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
20. Чем, по вашему мнению, вы отличаетесь в настоящее время:
1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2) иногда стараетесь и вам нравится во всем быть первым и лучшим;
3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4) вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
21. По мнению ваших родных или друзей, вы:
1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2) иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3) обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4) ыы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
22. Как оценивают ваши родные или друзья вашу общую активность?
1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;
2) около среднего; всегда есть какое-то занятие;
3) сверхактивность, бьющая через край энергия.
23. Согласились бы знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
24. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы менее энергичны, чем большинство людей?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
25. Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что за короткое время вы способны выполнить большой объем работы?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
26. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы легко сердитесь (раздражаетесь)?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
27. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы живете мирной и спокойной жизнью?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
28. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы большую часть дел делаете в спешке?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
29. Согласились ли бы хорошо знающие вас люди, что вас радует соревнование (состязание) и вы очень стараетесь выиграть?
1) да, абсолютно;
2) возможно, да;
3) возможно, нет;
4) абсолютно нет.
30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе?
1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3) вполне уравновешенный (не было проблем);
4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
31. Каким вы представляете свой характер сегодня:
1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2) вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3) вполне уравновешенный;
4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
32. Когда вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) к прерывает вас, что вы обычно чувствуете при этом?
1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;
2) я чувствую легкую досаду;
3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.
33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно вас разозлили, то вы:
1) ответите резко;
2) ответите в спокойной форме;
3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;
4) попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.
34. Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?
1) ежедневно или часто;
2) еженедельно;
3) ежемесячно или реже.
35. Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:
1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;
2) вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.
36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?
1) нет;
2) да, но только изредка;
З) да, весьма часто.
37. Качество работы, которую вы выполняете, к концу назначенного срока бывает:
1) лучше;
2) обычное;
3) хуже.
38. Бывает ли, что на работе вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?
1) нет, никогда;
2) да, но не так часто;
3) да, постоянно.
39. Были бы вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в следующем году?
1) да;
2) нет, мне хотелось бы добиться большего;
3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе буду очень расстроен.
40. Если бы вы могли выбрать, то что бы вы предпочли:
1) прибавку к заработной плате без повышения в должности;
2) продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.
41. К концу отпуска вы:
1) хотите продлить его еще на недельку-другую;
2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе;
3) вам хочется, чтобы отпуск кончился и вы могли вернуться к обычной работе.
42. Бывало ли так, что за последние три года вы брали меньше дней отпуска, чем положено?
1) да;
2) нет;
3) нет, никогда.
43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе? :
1) да, часто;
2) да, иногда;
3) нет, никогда.
44. В последние три года вы получали какие-либо поощрения на работе?
1) нет, никогда;
2) иногда;
3) да, часто.
45. Как часто вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?
1) редко или никогда;
2) раз в неделю или реже;
3) почти постоянно.
46. Как часто вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?
1) на моей работе это невозможно;
2) весьма редко;
3) иногда (реже, чем раз в неделю).
47. Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб или повышенная температура?
1) да:
2) нет.
48. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы:
1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к вам;
2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.
49. Когда вы работаете в коллективе, другие ожидают от вас, что вы будете руководить?
1) редко;
2) не чаще, чем от других:
3) чаще, чем от других.
50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?
1) никогда;
2) иногда;
3) часто.
51. Если кто-то поступает по отношению к вам нечестно, то вы:
1) прямо указываете ему на это;
2) находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;
3) ничего не говорите об этом.
52. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы прилагаете:
1) гораздо больше усилий;
2) несколько больше усилий;
3) примерно столько же усилий;
4) немного меньше усилий;
5) гораздо меньше усилий.
53. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, ыы чувствуете:
1) значительно большую ответственность;
2) несколько большую ответственность;
3) примерно такую же ответственность;
4) несколько меньшую ответственность;
5) значительно меньшую ответственность.
54. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете необходимость торопиться?
1) гораздо больше;
2) несколько больше;
3) столько же;
4) несколько меньше;
5) гораздо меньше.
55. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы:
1) значительно более аккуратны;
2) несколько более аккуратны;
3) примерно в такой же степени аккуратны;
4) несколько менее аккуратны;
5) значительно менее аккуратны.
56. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, ваше отношение к ней:
1) гораздо более серьезное;
2) несколько более серьезное;
3) мало отличается от других;
4) несколько менее серьезное;
5) значительно менее серьезное.
57. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет назад, сейчас вы работаете в течение недели:
1) больше часов;
2) примерно столько же;
3) меньше, чем раньше;
58. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:
1) меньшей ответственности;
2) столько же ответственности;
3) большей ответственности.
59. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет, тому назад, нынешняя работа:
1) более престижна;
2) столь же престижна;
3) менее престижна.
60. Сколько разных работ вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?
1) изменений не было или были однажды;
2) две;
3) три;
4) четыре;
5) пять и более.
61. За последние 10 лет вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?
1) да;
2) нет.
Обработка данных
В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах:
№ | Баллы | № | Баллы |
13, 7, 1 | 13, 7, 1 | ||
13, 7, 1 | 1, 5, 9, 13 | ||
1, 7, 13 | 1, 7, 13 | ||
4, 7, 10, 13 | 13, 1 | ||
7, 13 | 13, 7, 1 | ||
1, 13 | 1, 7, 13 | ||
3, 9, 5, 1 | 13, 7, 1 | ||
1, 7, 13 | 13, 7, 1 | ||
1 , 7, 13 | 13, 1 | ||
10. | 1, 7, 13 | 13, 7, 1 | |
1, 7, 13 | 42. | 1, 7, 13 | |
1, 5, 7, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
13, 9, 5, 1 | 13, 7, 1 | ||
1, 7, 13 | 13, 7, 1 | ||
13, 7, 1 | 13, 9, 5, 1 | ||
16 . | 13, 9, 5, 1 | 13, 1 | |
1,7,13 | 13, 1 | ||
13, 7, 1 | 13, 7, 1 | ||
1, 5, 9, 13 | 13, 7, 1 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
21. | 1, 5, 9, 13 | 52. | 1, 4, 7, 10, 13 |
13, 7, 1 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
13, 9, 5, 1 | 55. | 1, 4, 7, 10, 13 | |
1, 5, 9, 13 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
13, 9, 5, 1 | 58. | 13, 7, 1 | |
1, 5, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
1,5,9,13 | 13, 10, 7, 4, 1 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 13 | ||
1, 5, 9, 13 |
Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности — тип А;
168—335 баллов — диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно А1);
336—459 — диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности — тип АБ;
460—626 баллов — диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);
627 баллов и выше — с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип личностной активности — тип Б.
Интерпретация результатов
1. Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью (тип А) характерны:
· преувеличенная потребность в деятельности — сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;
· постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;
· неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;
· неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;
· нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;
· энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;
· импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;
· соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;
· стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.
2. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны:
· повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность;
· нехватка времени для отдыха в известной мере компенсируется расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения;
· энергичная, выразительная речь и мимика;
· эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;
· чувствительность к похвале и критике;
· неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях;
· стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;
· при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.
3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ), характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены.
Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.
Литература
1. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института психотерапии, 200.
2. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. — М., 2001.
3. Либин А., Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами // Стиль человека: психологический анализ. - М., 1998.
4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. — Ярославль, 1998.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб., 2000.
6. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. — СПб., 1999.
7. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М., 2001.
8. Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. — М. - Кострома, 2001.
Глава X