Диагностика личностной самореализации
О самоактуализации личности и способах ее изучения
В исследованиях, посвященных проблеме самоактуализации или самореализации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного, развивающегося и деятельного (В.В. Козлов, Л.А. Коростылева, Ю.Е. Зайцева).
Само понятие «самоактуализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала (В.В. Козлов, Н.Н. Обозов). В этом контексте стали широко использоваться такие близкие по смыслу понятия, как «саморазвитие» и «самоутверждение», рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты жизни.
Исследование проблемы самореализации предполагает выделение различных уровней. Так, Л.А. Коростылева выделила следующие четыре уровня самореализации личности: примитивно-исполнительский уровень, индивидуально-исполнительский уровень, уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста) и наивысший уровень самореализации — уровень смысложизненной и ценностной реализации (реализация сущностной аутентичности, достижение ресурса «Я-потенциального» (В.В. Козлов)). Прежде чем перейти к раскрытию содержания данных уровней, остановимся на типологиях, близких к рассматриваемой нами проблематике (под различным углом зрения, с разных сторон), для установления соответствий, уточнения и проведения последующего научного анализа и синтеза с позиций проблемы самореализации личности.
Известен ряд типологий, каждая из которых имеет определенное отношение к отдельным аспектам описания уровней самореализации личности. Прежде всего это типологии, которые рассматривают иерархию мотиваций (А. Маслоу), жизненных техник (Х. Томе), смысла жизни (В. Э. Чудновский), жизненных миров (Ф. Е. Василюк), принципов психологических основании типологии индивидуальной жизни (А. А. Кроник), стратегий жизни (К. А Абульханова-Славская). Сюда же можно отнести последние исследования продолжателей учения Я. Л. Пономарева о психологии творчества, касающиеся классификации и творческой направленности (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов, Ю.Н. Михайлова). Наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентации, то есть имеет место сущностная, аутентичная самореализация — осуществление потребности в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может быть названа самоактуализированной. Такое синонимичное употребление в большей мере может касаться наивысшего уровня. Однако Маслоу ни теоретически, ни тем более экспериментально не рассматривал механизмы и барьеры на каждом из уровней, их феноменологию и особенности функционирования.
Основываясь на этом, диагностический инструментарий в данной работе был подобран с учетом следующих критериев личностной самореализации:
· реализация жизненных целей;
· личностные стратегии самоутверждения;
· готовность к профессионально-деятельностному саморазвитию;
· наличие потребности в саморазвитии;
· уровень парциальной самореализации.
Диагностика уровня саморазвития
И профессионально-педагогической деятельности
(Л.Н. Бережнова)
Назначение.Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.
Тест "Рефлексия на саморазвитие" включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации).
Инструкция.Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а, б или в.
Опросник
1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
а) целеустремленный;
б) трудолюбивый;
в) дисциплинированный.
2. За что вас ценят коллеги?
а) за то, что я ответственный;
б) за то, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;
в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник.
3. Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?
а) думаю, что это пустая трата времени;
б) глубоко не вникал в проблему;
в) положительно, активно включаюсь в проект.
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?
а) недостаточно времени;
б) нет подходящей литературы и условий;
в) не хватает силы воли и упорства.
5. Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки?
а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;
б) имея большой опыт, затруднений не испытываю;
в) точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
а) требовательный;
б) настойчивый;
в) снисходительный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
а) решительный;
б) сообразительный;
в) любознательный,
8. Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?
а) генератор идей;
б)критик;
в) организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени.
а) сила воли;
б) упорство;
в) обязательность.
10. Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) занимаюсь любимым делом;
б) читаю;
в) провожу время с друзьями.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) методические знания;
б) теоретические знания;
а) инновационная педагогическая деятельность.
12. В чем вы могли бы себя максимально реализовать?
а) если бы работал так, как и прежде;
б) считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;
в) не знаю.
13. Каким вас чаще всего считают ваши друзья?
а) справедливым;
б) доброжелательным;
в) отзывчивым.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще всего?
а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;
б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию;
в) наслаждение жизнью в творчестве.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) человек сильный духом и крепкой воли;
б) человек творческий, много знающий и умеющий;
в) человек независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а) думаю, что да;
б) скорее всего да;
в) как повезет.
17. Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?
а) то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;
б) не знаю еще;
в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива самореализация.
18. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
а) путешествовал бы по всему миру;
б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;
в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
Обработка результатов
1. По результатам тестирования определяется уровень стремления к саморазвитию. Ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
Вопрос | Оценочные баллы ответов | Вопрос | Оценочные баллы ответов |
а — 3; б — 2; в — 1 | а — 2; б — 3; в — 1 | ||
а — 2; б — 1; в — 3 | а — 1; б — 2; в — 3 | ||
а — 1; б — 2; в — 3 | а — 1; б — 3; в — 2 | ||
а — 3; б — 2; в — 1 | а — 3; б — 2; в — 1 | ||
а — 2; б — 3; в — 1 | а — 1; б — 3; в — 2 | ||
а — 3; б — 2; в — 1 | а — 1; б — 3; в — 2 | ||
а — 2; б — 3; в — 1 | а — 3; б — 2; в — 1 | ||
а — 3; б — 2; в -1 | а — 2; б — 1; в — 3 | ||
а — 2; б — 3; в — 1 | а — 2; б — 3; в — 1 |
Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:
Суммарное число баллов | Уровень стремления к саморазвитию |
18-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 | Очень низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Очень высокий |
2. Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по ответам на вопросы 1, 2, 6, 7, 9, 13. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:
Суммарное число баллов | Самооценка личностью своих качеств |
18-17 16-15 14-12 11-9 8-7 | Очень высокая Завышенная Нормальная Заниженная Низкая Очень низкая |
3. Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации определяется по ответам на вопросы 3, 5,8, 12, 17. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:
Суммарное число баллов | Оценка проекта педагогической поддержки |
15-14 13-11 10-8 7-6 | Как возможности профессиональной самореализации. Как необходимого и достаточного для самореализации. Скорее как перспективного для самореализации. Неопределенная оценка, скорее как неперспективного для самореализации. Как недостойного внимания в плане самореализации. |