Изучение психологического климата в учебной группе
Назначение. Нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе.
Инструкция. Каждый студент заполняет анкету и сдает ее преподавателю (ставится знак «+» в соответствующей графе характера ответов).
А — совершенно согласен с этим;
Б — согласен с этим
В — согласен, но не совсем;
Г — не согласен с этим;
Д — совершенно не согласен с этим.
Анкета
№ | Суждения о классе | Характер ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | ||
Ученики нашего класса любят и хотят учиться. | ||||||
Ученики хорошо относятся друг к другу. | ||||||
Ученики готовы выполнить любую общественную работу. | ||||||
Ученики редко ссорятся друг с другом. | ||||||
Ученики всегда помогают друг другу в учебе. | ||||||
Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время. | ||||||
Ученики активно участвуют в общественной работе. | ||||||
Ученики довольны результатами своей работы. | ||||||
Ученики всегда считаются с мнением товарищей. | ||||||
Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно. | ||||||
Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе. | ||||||
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны |
Обработка результатов
Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы (пользуясь ключом анкеты).
Ключ
Обозначение характера ответа в анкете | Содержание ответа | Баллы |
А | Совершенно согласен с этим | |
Б | Согласен с этим | |
В | Согласен, но не совсем | |
Г | Не согласен с этим | |
Д | Совершенно не согласен с этим |
Для подсчета результатов опроса из бланков анкеты наносятся «точки», их сумма подсчитывается.
№ | Суждения о классе | Количество ответов по пунктам | ||||
А | Б | В | Г | Д | ||
… | Ученики нашего класса любят и хотят учиться | ………. | ||||
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны | …….. | |||||
Общее количество ответов | ||||||
Общее количество баллов |
Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С).
С = S / n , где S — количество всех баллов, n — число учащихся.
Интерпретация результатов
Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление положительных отношений и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при «идеальном» оптимальном психологическом климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов. Исходя из этого, считаем, что С = 60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные на каждый пункт анкеты дадут ответ «Совершенно не согласен с этим», тогда С = 12. В целом величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне от 12 до 60.
4.2.5. Психологический климат классного коллектива
(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям -моциональному, моральному и деловому.
Инструкция. Ипытуемым предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».
Всегда волнует — 5.
Чаще волнует — 4.
Волнует в половине случаев — 3.
Чаще не волнует — 2.
Совсем не волнует — 1.
Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а — 4; б — 4; в — 3.
Обработка и интерпретация результатов
Вычисляется средний балл группы:
(А+Б+В)
Х = ,
3х П
где а, б, в — балльные оценки по вопросам; П — число испытуемых
Пусть Х = 3,8
Критерии оценки
Если:
А) Х ≥ 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
Б) 3,5< Х< 4,5— показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
В) в остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.
В нашем случае Х= 3,8, оценка 2 балла.