Диагностика коммуникативного контроля

(М. Шнайдер)

Назначение. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Опросник

1 Мне кажется трудным подражать другим людям.

2 Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3 Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4 Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

5 В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6 В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.

7 Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8 Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9 Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10 Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1,5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла — низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов — средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов — высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.

Диагностика коммуникативно-характерологических

Особенностей личности

(Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)

Назначение и содержание. Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в их сочетаниях.

Инструкция. Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются 5, 4, 3, 2, 1.

В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:

5 — черта проявляется постоянно, зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности.

4 — чаще проявляется, чем не проявляется.

3 — не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется.

2 — противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта противоположная черта выражена заметнее.

1 — ярко выражена противоположная черта, она проявляется активно, зримо, типично.

Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим. В графе «а» ставится плюс (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знак минус (-) оставится тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое. В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление — знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и «-». В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а знаком равенства «=» обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».

  А. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
    а б в
1. Принципиальность или беспринципность                
2. Коллективизм или индивидуализм                
3. Правдивость или лживость                
4. Общественная или эгоистическая направленность                
5. Трудолюбие или леность                
6. Бескорыстие или корыстолюбие                
7. Скромность или нескромность                
8. Справедливость или несправедливость в отношении: а) к сверстникам                
  б) к младшим                
  в) к страшим                
9. Отзывчивость или черствость                
10. Прямота или лицемерие                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n — количество качеств)                
Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1. Наблюдательность или ненаблюдательность                
2. Практическая направленность ума, умение применять знания к практическим задачам или непрактичность ума при наличии знаний                
3. Любознательный или нелюбознательный                
В. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1. Уверенность или неуверенность в своих силах и возможностях                
2. Дисциплинированность или недисциплинированность                
3. Осознанная дисциплинированность или простое послушание                
4. Инициативность (предприимчивость) или только исполнительность                
5. Личная организованность или неорганизованность                
6. Самостоятельность или внушаемость                
7. Собранность или несобранность (разболтанность)                
8. Самообладание, выдержка или невыдержанность                
9. Смелость или трусость                
10. Настойчивость в достижении поставленных целей или неспособность доводить начатое дело до конца                
11. Настойчивость или упрямство                
12. Личная активность или пассивность                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n — количество качеств)                
Г. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1. Веселость или угрюмость                
2. Смешливость или плаксивость                
3. Бодрость или вялость                
4. Раздражительность или невозмутимость                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n — количество качеств)                
Д. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Добросовестность или недобросовестность в отношении: а) к трудовой деятельности                
  б) к учебной деятельности                
  в) к игровой деятельности                
  г) к общественной деятельности                
  д) к спортивной деятельности                
2. Работоспособность или неработоспособность                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n — количество качеств)                
Е. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
1. Коллективизм или индивидуализм                
2. Замкнутость или общительность                
3. Тактичность или бестактность                
4. Чуткость или черствость                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n — количество качеств)                
Ж. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ
1. Критическое отношение к своим силам или излишняя самоуверенность                
2. Уверенность или неуверенность                
3. Требовательность или нетребовательность к себе                
4. Самокритичность или несамокритичность                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n — количество качеств)                


Наши рекомендации