Диагностика групповой мотивации

(И.Д. Ладанов)

Назначение.Настоящий тест составлен по типу семантического дифференциала. Он может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до 7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие групповую мотивацию. В правой его части представлены факторы, отрицательно характеризующие групповую мотивацию.

Инструкция. Перед вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных), позволяющих оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий балл (обведите кружком цифру, соответствующую вашим представлениям), который характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь. Затем суммируйте все отмеченные баллы.

Желательно, чтобы это задание выполнили все члены вашей группы и был получен средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание к группе.

Бланк ответов

№ п/п Преобладающие факторы Оценка в баллах № п/п Преобладающие факторы
1. Высокий уровень сплоченности группы 7 6 5 4 3 2 1 1. Низкий уровень сплоченности группы
2. Высокая активность членов группы 7 6 5 4 3 2 1 2. Низкая активность членов группы
3. Нормальные межличностных отношения и группе 7 6 5 4 3 2 1 3. Плохие межличностные отношении в группе
4. Отсутствие конфликтов в группе 7 6 5 4 3 2 1 4. Наличие конфликтов в группе
5. Высокий уровень групповой совместимости 7 6 5 4 3 2 1 5. Низкий уровень групповой совместимости
6. Личностное осмысление организационных целей и их принятие 7 6 5 4 3 2 1 6. Непринятие работниками организационных целей
7. Признание авторитета руковолителя 7 6 5 4 3 2 1 7. Члены группы не принимают авторитета руководителя
8. Уважение к компетентности руководителя 7 6 5 4 3 2 1 8. Члены группы не отдают должного компетентности руководителя
Признание лидерских качеств руководителя 7 6 5 4 3 2 1 9. Члены группы не считают своего руководителя лидером
10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем 7 6 5 4 3 2 1 10. Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем
11. Участие членов группы в процессе принятия решений 7 6 5 4 3 2 1 11. Непринятие членами группы участия в об суждении и принятии решений
12. Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы 7 6 5 4 3 2 1 12. Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы


Обработка и интерпретация

Суть обработки результатов сводится к суммарному подсчету баллов по всем 25 утверждениям.

Уровням групповой мотивации соответствуют следующие показатели:

25-48 баллов — группа отрицательно мотивирована.

49-74 балла — группа слабо мотивирована.

75-125 баллов — группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов.

126-151 баллов — группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности.

152— 175 баллов — группа положительно мотивирована на успех в деятельности.

Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях

(И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)

Назначение. Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения.

Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения:

а) именно так;

б) почти так;

в) кажется, так;

г) может быть, так.

В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению.

Процедура опроса выглядит следующим образом: рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.

Опросник

1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.

2. Мой партнер считает меня достойным уважения.

3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.

5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.

7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.

8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.

9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.

10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.

11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.

12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.

13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.

14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.

15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.

16. Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.

17. Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.

18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.

19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.

20. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.

Наши рекомендации