Диагностика групповой мотивации
(И.Д. Ладанов)
Назначение.Настоящий тест составлен по типу семантического дифференциала. Он может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до 7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие групповую мотивацию. В правой его части представлены факторы, отрицательно характеризующие групповую мотивацию.
Инструкция. Перед вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных), позволяющих оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий балл (обведите кружком цифру, соответствующую вашим представлениям), который характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь. Затем суммируйте все отмеченные баллы.
Желательно, чтобы это задание выполнили все члены вашей группы и был получен средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание к группе.
Бланк ответов
№ п/п | Преобладающие факторы | Оценка в баллах | № п/п | Преобладающие факторы |
1. | Высокий уровень сплоченности группы | 7 6 5 4 3 2 1 | 1. | Низкий уровень сплоченности группы |
2. | Высокая активность членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | 2. | Низкая активность членов группы |
3. | Нормальные межличностных отношения и группе | 7 6 5 4 3 2 1 | 3. | Плохие межличностные отношении в группе |
4. | Отсутствие конфликтов в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | 4. | Наличие конфликтов в группе |
5. | Высокий уровень групповой совместимости | 7 6 5 4 3 2 1 | 5. | Низкий уровень групповой совместимости |
6. | Личностное осмысление организационных целей и их принятие | 7 6 5 4 3 2 1 | 6. | Непринятие работниками организационных целей |
7. | Признание авторитета руковолителя | 7 6 5 4 3 2 1 | 7. | Члены группы не принимают авторитета руководителя |
8. | Уважение к компетентности руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | 8. | Члены группы не отдают должного компетентности руководителя |
Признание лидерских качеств руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | 9. | Члены группы не считают своего руководителя лидером | |
10. | Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем | 7 6 5 4 3 2 1 | 10. | Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем |
11. | Участие членов группы в процессе принятия решений | 7 6 5 4 3 2 1 | 11. | Непринятие членами группы участия в об суждении и принятии решений |
12. | Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | 12. | Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы |
Обработка и интерпретация
Суть обработки результатов сводится к суммарному подсчету баллов по всем 25 утверждениям.
Уровням групповой мотивации соответствуют следующие показатели:
25-48 баллов — группа отрицательно мотивирована.
49-74 балла — группа слабо мотивирована.
75-125 баллов — группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов.
126-151 баллов — группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности.
152— 175 баллов — группа положительно мотивирована на успех в деятельности.
Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях
(И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)
Назначение. Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентаций и их гармоничности в процессе формального общения.
Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения:
а) именно так;
б) почти так;
в) кажется, так;
г) может быть, так.
В процессе работы с методикой старайтесь опираться на свой опыт общения с партнерами по деловому общению.
Процедура опроса выглядит следующим образом: рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.
Опросник
1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.
2. Мой партнер считает меня достойным уважения.
3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.
4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.
5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.
6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.
7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.
8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.
9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.
10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.
11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.
12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.
13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.
14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.
15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.
16. Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.
17. Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.
18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.
19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.
20. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.