Оценка состояния нервно-психического напряжения
Каждый хоккеист в состоянии самостоятельно оценить своё нервно-психическое напряжение по проявлению следующих признаков[6][53]:
1. Отсутствие желания тренироваться и играть.
2. Отсутствие аппетита.
3. Резкое ухудшение сна.
4. Повышение ЧСС в покое на 6-9 ударов в минуту по сравнению с обычными показателями.
5. Увеличенное время восстановления ЧСС в ходе нагрузок.
Также эффективными могут быть следующие методики:
Опросник «Источники трудностей в основных сферах жизни»[54]
В ходе теста от испытуемого требуется оценить по 5-балльной шкале степень точности, с которой предложенные утверждения (по 6 утверждений касательно профессиональной и социальной сфер) отражают его проблемы. Расширенный вариант опросника представлен на: http://med-read.ru/oprosnik-koler-dlya-izucheniya-stepeni-udovletvorennosti-patsienta-svoim-funktsionirovaniem-v-razlichnv-h-sferah/.
Опросник жалоб К. Хокка и X Хесса[55]
Методика описывает физиологические показатели психических состояний. От испытуемого требуется оценить по 5-балльной шкале силу выраженности каждого из 32 представленных показателей. Очень похожим является Гиссенский опросник, отличие кроется в большем количестве приведенных жалоб. Пройти данный тест в сети интернет можно по ссылке: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Gissenskij-oprosnik-802/ Default, aspx.
Опросник поведения К. Хокка и X Хесса[56]
Тест направлен на диагностику некоторых поведенческих реакций, которые связаны с тем или иным психическим состоянием. Для этого в ходе теста необходимо ответить «да» или «нет» на 32 приведенных утверждения. Пройти данный тест можно по ссылке: http://psytests.org/clinical/bfb-run.html.
Цветовой тест Люшера
Тест Люшера основан на гипотезе, что предпочтение цвета связано с настроением, функциональным состоянием испытуемого, а также направленностью на определенную деятельность. Так, при смене настроения предпочтение отдаётся обычно другим цветам.
По Люшеру характеристика цветов состоит из 4 основных и 4 дополнительных.
«Основные цвета:
1. синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность);
2. зеленый (чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство);
3. оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивности, наступательные тенденции, возбуждение);
4. светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость).
При свободе от конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета — 5) фиолетовый, 6) коричневый, 7) черный, 8) серый — символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т.п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям»[6].
Суть методики в том, что испытуемый должен выбрать цвета в нисходящем порядке предпочтения: от наиболее привлекательного к наименее симпатичному. На основе этого формируется 8 позиций:
1 и 2 характеризуют явное предпочтение;
3 и 4 — предпочтение цвета;
5 и 6 — безразличие к цвету;
7 и 8 — антипатия.
Также Люшер составил примерную характеристику приведенных выше позиций:
1- я позиция — отражает способ и средства достижения цели (например, выбор оранжево-красного цвета говорит о намерении действовать в агрессивной манере);
2- я позиция — цель, к которой стремится испытуемый;
3 и 4-я позиции — внутреннее ощущение текущей ситуации;
5 и 6-я позиции — испытуемый не связывает свои мотивы и состояние с данными цветами;
7 и 8-я позиции — желание подавить потребности, мотивы, настроение, отражаемые данными цветами.
Интерпретация результатов данного теста вручную весьма сложна, благо в сети Интернет есть много порталов, где это производится автоматически. К примеру, пройти данный тест можно на: http://psytests.org/luscher/fullcolor-run.html.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОШИБОК ПРИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Пропагандируя широкое применение методов психодиагностики в профессиональном хоккее и разрабатывая дальнейшие пути их совершенствования, следует быть осторожным при их интерпретации и исключать слишком категоричные заключения.
Вызывать ошибки может целый ряд факторов. Наиболее распространёнными являются[6]:
· отсутствие стандартизации при проведении исследования;
· неисправности в работе приборов, типографические огрехи в бланках;
· случайные причины (поломка карандаша или ручки, различия в освещении, отвлечение в ключевом моменте и т.п.)
· наличие у испытуемого сведений о предстоящем тесте и наиболее эффективных путях его прохождения;
· невнимательность испытуемых при инструктировании;
· состояние испытуемого (перенесённое заболевание, физические или психические перегрузки, предшествующая ссора или конфликт с кем-либо и т.д.);
· негативное или чрезмерно ответственное отношение к тестированию. Необходимо отметить, что даже глубокие знания различных методик психодиагностики не дают права делать категорические заключения — как минимум, для этого необходимы ещё опыт и фундаментальные знания в области психологии.
Заключение
Чрезвычайно важно понимать, что ни один вид подготовки не осуществляется без участия психологии. Соответственно, успешность физической, технической, тактической подготовленности в большой мере зависит от знаний и навыков тренера в области психологии. Необходимый объём разносторонней информации, получаемой в ходе психодиагностических исследований, способствует индивидуализации и повышению эффективности педагогических и тренировочных воздействий на игроков команды, повышает точность прогнозирования и объективность оценки готовности к матчам, позволяет создавать психологический климат в коллективе, а также предупреждать конфликтные ситуации.
Источники
1. Занковец, В.Э. Проблема оптимизации обратной связи в профессиональном хоккее (по результатам анкетирования специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Наука. Образование. Личность: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — Ставрополь: Логос. — 2015. — С. 46-49.
2. Занковец, В.Э. Тестирование как элемент процесса управления подготовкой хоккеистов высокой квалификации (по результатам опроса специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС. — 2015. — С. 246 — 250.
3. Годик, М.А. Спортивная метрология. Учебник для институтов физ. культ / М.А.Годик. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с., ил.
4. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: методическое пособие / Ф.В. Сопов. — М., 2010. — 116 с.
5. Марищук, В.Л. Назначение и применение психодиагностических методик // Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение. — 1982. — С. 8-16.
6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — 353 с.
7. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»),
8. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособиедля студентов пед. Ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
9. Всё для студента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.twirpx.com. — Дата доступа: 03.09.2015.
10. ООО «Нейрософт» — Медицинское диагностическое оборудование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.neurosoft.ru/rus/product/ns-psychotest-2010-l/index. aspx. —Дата доступа: 03.09.2015.
11. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 36—38
12. Палайма, ЮЮ. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена / Ю.Ю. Палайма // Психология и современный спорт. — М.: ФиС. — 1973.
13. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. стр. 41-45.
14. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2012. — 352 с. стр. 338
15. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. — М.: ФиС. — 1978, —224 с.
16. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 45-46
17. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 46-48
18. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 48-50
19. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. — М.: ФиС, 1978.
20. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 58—60
21. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 60-67
22. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 74—76
23. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 76—78
24. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 78—80
25. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 80-83
26. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 83-85
27. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 86—97
28. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 98—131
29. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 139-159.
30. Фрустрация / Wikipedia — Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wikiM>pycTpapnK. —Дата доступа: 05.09.2015.
31. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 159-166.
32. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 166-168.
33. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 168-173.
34. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 207-208.
35. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 208 с.
36. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 208-209.
37. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 209—211.
38. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 217—220.
39. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. — М.: Барах-М, 2011. — 672 с.
40. Psytests.org — Психологические тесты онлайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psytests.org/test.html. —Дата доступа: 06.09.2015.
41. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 220—226.
42. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 227
43. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 227-230
44. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 232—233.
45. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 236-237.
46. Практические занятия по психологии / под ред. А.Ц. Пуни. — М.: ФиС. — 1977. — С. 11-19.
47. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 305-306.
48. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост. Н.Ф. Гребень. — Минск: Соврем, шк., 2007. — 496 с.
49. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 306-308.
50. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
51. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 311-312.
52. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 312-313.
53. Занковец, В.Э. Хочешь закончить с хоккеем — убей своё тело / В.Э.Занковец. — Минск: А.Н.Вараксин, 2014. — 160 с.
54. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 327-329.
55. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 331-333.
56. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб, пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. — М. : Просвещение, 2005. — стр. 333—334.