Оценка общей психологической устойчивости и надёжности спортсмена
Оценка общей психологической устойчивости[42]
Психологическая устойчивость подразумевает сохранение устойчивости психических процессов при каких-либо неблагоприятных воздействиях и сильном утомлении[6]. Для её оценки обычно сопоставляют результаты каких-либо упражнений до и сразу после больших физических нагрузок. Например, выполняется 5 бросков теннисного мяча в цель с расстояния 3-5 метров, затем спортсмены выполняют кроссовую работу и, после её окончания, вновь повторяют броски теннисного мяча в цель. Снижение результатов будет свидетельствовать о низком уровне психологической устойчивости. То же самое можно проделать на фоне вестибулярных нагрузок. Для этого вместо кросса используется следующее упражнение: из исходного положения — наклон вперёд, пальцы рук касаются носков ног, 1) произвести быстрое выпрямление и откинуть голову назад, в течение 1 секунды повернуться переступанием на 360 градусов, 2) наклониться в исходное положение. Повторить 10 раз.
Оценка психической надёжности посредством анкеты В.Э. Милъмана[43]
Под психической надёжностью понимают устойчивость функционирования ведущих психических механизмов подчас сложных соревнований[6]. Анкета состоит из 22 вопросов, на каждый из них даётся по 3 варианта ответа (за исключением 17-го). При анализе полученных результатов каждый ответ соотносится с одним из компонентов психической надёжности:
1) соревновательная эмоциональная устойчивость;
2) саморегуляция;
3) мотивационно-энергетический компонент;
4) стабильность и помехоустойчивость.
Вопросы анкеты:
«1. В каких случаях вы успешнее выступаете в ответственных соревнованиях?
а) в спокойном состоянии, практически не волнуясь;
б) в состоянии повышенного возбуждения;
в) в состоянии сильного возбуждения.
2. Сильно ли вы обычно волнуетесь на соревнованиях?
а) да; б) иногда; в) нет.
3. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний во время соревнований?
а) обычно не задумываюсь над этим; б) иногда; в) да.
4. Нравится ли вам выступать в прикидках, в контрольных упражнениях на результат?
а) да; б) не могу сказать определенно; в) нет.
5. Можете ли вы в течение наиболее важного периода сезона поддерживать стабильный уровень высоких результатов?
а) да; б) бывают колебания; в) нет.
6. Стабильна ли ваша техника?
а) да; б) бывают колебания; в) нет.
7. Сильно ли сбивают вас неожиданные помехи? а) да; б) иногда; в) нет.
8. Мешает ли волнение в соревнованиях выступить наилучшим образом? а) да; б) иногда; в) нет.
9. Вы полностью выкладываетесь на важных соревнованиях? а) да; б) не всегда; в) нет.
10. Вы охотно выполняете объёмные, интенсивные нагрузки? а) да; б) не всегда; в) нет.
11. Сильно ли действуют на вас неудачи?
а) да, сильно расстраивают;
б) быстро забываются;
в) не придаю большого значения.
12. В каких случаях вы достигаете лучшего результата?
а) при строгом сознательном контроле своих действий;
б) при автоматическом выполнении;
в) нечто среднее.
13. Бывают ли у вас во время ответственных соревнований серьёзные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат выступлений?
а) да; б) иногда; в) практически не бывает.
14. Возникает ли у вас при удачном течении спортивной борьбы чувство, что «дело сделано», «скорее бы все заканчивалось»?
а) да; б) иногда; в) нет.
15. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед ответственными соревнованиями?
а) за несколько дней до соревнований;
б) накануне соревнований;
в) непосредственно перед выступлением.
16. Трудно ли вам отключиться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственных соревнованиях?
а) да; б) нет; в) могу отключиться, но ненадолго.
17. Проводите ли вы специальную настройку перед выходом на старт? (Можете выбрать сразу несколько вариантов ответа.)
а) нет, не провожу;
б) стараюсь успокоиться, снять напряжение;
в) стараюсь думать о чем-нибудь приятном;
г) сосредоточиваюсь на предстоящем выступлении;
д) стараюсь активизироваться, поднять физический тонус;
е) стараюсь отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении;
ж) стараюсь вызвать в себе спортивную злость;
з) перебираю в уме тактические и технические моменты предстоящего выступления;
и) использую разминку в качестве психологической настройки.
18. Можете ли вы, если считаете это нужным, быстро переключиться с одного вида настройки на другой?
а) нет; б) обычно не испытываю в этом необходимости; в) да.
19. Можете ли вы в ходе спортивной борьбы при необходимости заставить себя быстро успокоиться?
а) нет; б) не всегда; в) как правило, могу.
20. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами самому себе?
а) нет; б) обычно не чувствую в этом необходимости; в) да.
21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте?
а) да, могу отказаться от многих жизненных благ;
б) этой проблемы передо мной не возникало;
в) нет.
22. Каково ваше отношение к соревнованиям?
а) соревнование — это трудный экзамен;
б) соревнование — это праздник;
в) и то и другое.
Таблица 3. Ключ для интерпретации ответов по шкале психической надёжности
Подсчитывается количество баллов по каждому компоненту. Оценка 0 баллов соответствует среднему уровню психической надежности. Оценка со знаком «—» говорит о снижении уровня надёжности по данному компоненту по сравнению со средними данными; соответственно оценка со знаком «+» указывает на повышенный по сравнению со средним уровень выраженности того или иного компонента психической надёжности.
Диапазон оценок по компонентам равняется: соревновательная эмоциональная устойчивость (СЭУ) — от 12 до 5 баллов; саморегуляция (СР) — от 10 до 6 баллов; мотивационно-энергетический компонент (М-Э) — от 10 до 7 баллов; стабильность и помехоустойчивость (Ст-П) — от 6 до 3 баллов»[6].