Ная индивидуальная особенность ребенка, которую необхо-димо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо руки (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональ-ной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной инфор-мации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).
У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зер-кальным отражением асимметрии мозга, обнаруживае-мой у правшей. Многочисленные исследования показы-вают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть распо-ложены как в левом, так одновременно и в правом полу-шарии, а зрительно-пространственные функции, выпол-няемые обычно правым полушарием, могут контролиро-ваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий голов-ного мозга.
Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ перера-ботки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зри-тельно-пространственных заданий1.
До недавнего времени леворукость представляла серь-езную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании ис-
1 См.: Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. - М., 1994; Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. - М., 1994.
пользовали порой самые жесткие меры (наказание, «на-девание варежки на левую руку» и пр.), не считаясь с ин-дивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочис-ленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значи-тельно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных при-чин развития неврозов у левшей считается насильствен-ное обучение действиям правой рукой в первые годы жиз-ни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приво-дит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессоген-ным фактором. По существу, насильственное переучива-ние является формой давления праворукой среды, подрав-нивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность. В этой связи говорят о декстрастрес-се - давлении праворукой среды.
В последние годы школа отказалась от практики пере-учивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой.
Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со скрытым лев-шеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родите-ли, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупре-дить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем. Чаще всего это происходит в семьях с на-следственной леворукостью, где один или оба родителя, или ближайшие родственники, также леворуки. В таких семьях взрослые особенно внимательны к этой стороне развития ребенка, поскольку сами столкнулись с пробле-мами жизни левши в праворукой среде.
В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что на-правление рукости достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым дей-ствиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой ру-
кой и т.п. И ребенок-левша, выполняя требования взрос-лого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного пере-учивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок левша.
При овладении бытовыми навыками скрытая левору-кость ребенка, как правило, не сказывается на успешнос-ти выполнения действий, однако, приступая к система-тическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с нео-жиданными трудностями.
Поэтому важно определить направление рукости ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Для диагностики типа ведущей руки у детей, начиная с 5-6 лет, возможно использование различных функцио-нальных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплоди-рование», тест перекреста рук на груди («поза Наполео-на») и др.
В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных дей-ствий. Это могут быть символические действия, когда ребен-ка просят показать, как он, например, поливает цветы, ре-жет хлеб, держит зубную щетку, держит ножницы и т.д. Дей-ствия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.
Тестовая батарея подобных заданий включает в себя такие игровые задания, как рисование правой и левой ру-кой, открывание коробочки, вырезание ножницами по контуру рисунка, нанизывание бисера, развязывание узел-ков и др.1 В каждом задании оценивается степень активно-сти правой и левой руки. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка и даются соответствующие рекомендации в отношении того, какой рукой его целесообразно учить писать.
Леворуким считается ребенок, набравший больше плю-сов в графе «Левая рука». Как указывают авторы, если та-кой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Но даже если ребенок получил больше плю-сов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и каче-ство рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не
1 См.: Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. - М., 1994.
следует принуждать его писать правой рукой (при том ус-ловии, что сам он пытается писать левой).
Определенные сложности возникают при выборе ве-дущей руки у амбидекстров, т.е. тех детей, которые про-демонстрировали одинаково хорошее владение и левой,
и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические ам-бидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующиеправой и левой рукой. Как правило, эти дети левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего дет-ства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они бу-дут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет «как курица лапой»).
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рису-ют левой рукой или одинаково правой и левой. На практи-ке причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом слу-чае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у левору-ких детей при переходе к систематическому школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности, ожи-дающие левшу при обучении письму правой рукой, нужно помнить: определение ведущей руки и выбор на этом осно-вании руки для письма чрезвычайно ответственный шаг.
Действительно, переучивание леворуких детей во мно-гих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, нередко переучивание, начатое уже после того, как ребенок при-ступил к систематическому обучению письму (в середи-не-конце 1 класса), только усугубляет ситуацию. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть поставлен только до начала обучения письму.
Однако наряду с этим известно немало случаев успеш-ного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий. Таким образом, вопрос о переучивании ле-ворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адапта-ционных возможностей организма и личных установок
ребенка. При этом следует учитывать результаты диагнос-тики всех латеральных признаков, сопутствующих левору-кости: доминантность глаза, уха, нижней конечности.
Как уже упоминалось, дети-левши обладают опреде-ленной спецификой познавательной деятельности. Это от-носится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции.
В деятельности леворукого ребенка особенности орга-низации его познавательной сферы могут иметь следую-щие проявления:
1. Сниженная способность зрительно-двигательных ко-ординации: дети плохо справляются с задачами на срисо-вывание графических изображений, особенно их последо-вательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зритель-ной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение фор-мы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близ-ких по конфигурации букв {т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определе-нии расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.п.).
3. Особая стратегия переработки информации, анали-тический стиль познания: для левшей характерна поэле-ментная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа стро-ится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка мате-риала1.
4. Слабость внимания, трудности переключения и кон-центрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного ана-
лиза.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными на-выками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чте-
1 См.: Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диаг-ностика и коррекция младших школьников. - М., 1994.
нием), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, по-вышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздра-жительность, а также сниженная работоспособность и по-вышенная утомляемость. Это является следствием не толь-ко специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши (декстрастресс). Кроме того, немаловажное значение мо-жет иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких де-тей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе бере-менности и родов, родовые травмы (по некоторым дан-ным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полу-шария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).
Повышенная эмоциональность леворуких детей явля-ется фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происхо-дит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклас-сники требуют пристального внимания со стороны учите-лей, родителей и школьных психологов.
Леворукость ребенка может быть выявлена во время за-писи ребенка в школу. По поводу таких детей целесообраз-но обратиться к школьному психологу для проведения более глубокого диагностического обследования, направ-ленного на выявление их психологических особенностей.
На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуж-даться в проведении комплекса специальных занятий, на-правленных на развитие:
- зрительно-моторной координации, -точности пространственного восприятия,
- зрительной памяти,
- наглядно-образного мышления,
- способности к целостной переработке информации, моторики,
- фонематического слуха,
- речи.
При организации развивающей работы может возник-нуть необходимость в привлечении к сотрудничеству лого-педа и детского психоневролога.
В работе с леворукими детьми следует учитывать опре-деленные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.
Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклон-ное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Ре-комендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо1. При этом способ держания руч-ки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.
При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. Требовать от левши безотрывного письма проти-вопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу и его рабочее место имеет достаточную ос-вещенность.
Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ве-дущим глазом. Так, например, если ведущим является ле-вый глаз, то классная доска, рабочее место учителя долж-ны находиться в левом зрительном поле учащегося2. Пос-леднее из перечисленных требований может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для лев-шей расположение рабочего места слева в ряду у окна це-лесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех осталь-ных детей.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукостъ является
1 См.: Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. — М., 1994.
2 См.: Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагнос-тика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определен-ными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не вселеворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уде-лялось внимание их полноценному психическому разви-тию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.
Однако справедливым является замечание, что совре-менные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных компонентов мышления, не дают возможности реализо-вать потенциал леворукого ребенка, имеющего правопо-лушарную ориентацию. Между тем, специальные исследо-вания свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к худо-жественному творчеству1.
9.3.Эмоциональныенарушениявмладшемшкольном возрасте*
Развитие эмоционально-волевой сферы один из важ-нейших компонентов психологической готовности к шко-ле. Как известно, ребенок 6-7 лет уже умеет соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями, старается соотносить свои действия и желания с действиями и желаниями ок-ружающих. Особые требования к воле ребенка предъявля-ют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Самое трудное - момент выбора, когда происхо-дит внутренняя борьба социальных норм и импульсивных желаний.
С одной стороны, с поступлением в школу увели-чивается количество требований, ожиданий, акцент дела-ется на то, что ученик «должен», а не на то, что он «хо-чет». С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что ок-ружающие воспринимают его как школьника. Естествен-но, такое положение вызывает амбивалентные пережива-ния: это и стремление оправдать ожидания, и страх ока-заться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать
1 См.: Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989.
* Материал подготовлен А.А. Вороновой.
фрустрацию. «Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, т.е. те достижения, которых он во что бы то ни стало хочет до-биться, основываются на возникшей в его предшествую-щем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, в результате чего у него возникла потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически не может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность - значит для ребенка пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить»1. В таком случае ребенок находится в школе в ситуации неус-пеха, и его реакция на неуспех носит, как правило, не-адекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае не в себе. Мы видим, что для школьника эти реак-ции носят защитный характер, он не желает допустить в сознание что-либо, способное поколебать его самооценку. Поэтому, например, повышенная обидчивость, как одна из форм аффективного поведения, возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он счи-тает, что несправедливы окружающие учитель, поставив-ший низкую оценку, родители, наказавшие его ни за что, одноклассники, подшучивающие над ним, и т.д.
Одной из наиболее распространенных трудностей в ра-боте с детьми младшего школьного возраста является их эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность. По-рой взрослые не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающи-ми любое замечание, плаксивыми, тревожными. Помочь учителю разобраться в возможных причинах таких проявле-ний эмоциональных переживаний в каждой конкретной ситуации может школьный психолог.
Условно можно выделить 3 наиболее выраженные груп-пы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
Славина Л. С. Трудные дети. - М., 1998. - С. 218-219.
Агрессивные дети.Безусловно, в жизни каждого ребен-ка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выде-ляя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
Эмоционально расторможенные дети.Относящиеся к это-
му типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.