Тема 4 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Специфика мышления в младшем школьном возрасте. Овладение основными мыслительными действиями. Становление внутреннего плана действий.
Развитие рефлексии.
4.1. Специфика мышления в младшем школьном возрасте
К началу младшего школьного возраста психическое раз-витие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития. И поэтому ребенок 6-7 лет уже многое может: он хорошо ориентируется в окружающем мире и уже немало знает о нем, легко запоминает информацию разнообраз-ного содержания, многочисленные стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, условия которых даны в наглядном плане, может придумывать небольшие исто-рии, достаточно связно высказывать свое мнение о раз-личных событиях, умеет и любит рисовать, лепить, кон-струировать, порой совсем неплохо обращается с компь-ютером и т.д.
Напомним, что различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребен-ка, функционируют не изолированно друг от друга, а пред-ставляют сложную систему, каждый из них связан со все-
ми остальными. Эта связь не остается неизменной на про-тяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов. Так, в раннем детстве основное значе-ние имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребенка в млад-шем школьном возрасте?
Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее разви-тие мышления.Именно оно благодаря включению ребенкав учебную деятельность, направленную на овладение сис-темой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечет за собой коренную перестрой-ку всех остальных психических процессов, в первую оче-редь восприятия и памяти.
С началом систематического школьного обучения мыш-ление выдвигается в центр психического развития ребен-ка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в систе-ме других психических функций, которые под его влияни-ем интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста на-ходится на переломном этапе развития. В этот период со-вершается переход от мышления наглядно-образного, яв-ляющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Напомним, что наглядно-образное мышление дает воз-можность решать задачи в непосредственно данном, на-глядном поле или в плане представлений, сохранившихся в памяти. В этом случае человек представляет себе реаль-ную ситуацию и действует в ней в своем воображении, действует не с реальными предметами (как это происхо-дит в ситуации наглядно-действенного мышления), а с их образами.
Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению, основу ко-торого составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние при-знаки предметов, а понятия, отражающие наиболее суще-ственные свойства предметов и явлений и соотношения
между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается содержанием ведущей деятель-ности учебной.
Словесно-логическое, понятийное мышление форми-руется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминиру-ющим является наглядно-образное мышление.
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представ-ления. Как правило, ребенок начинает понимать общие положения лишь тогда, когда они конкретизируются с помощью частных примеров. Содержание понятий и обоб-щений определяется в основном наглядно воспринимае-мыми признаками предметов. Мышление первоклассни-ка тесно связано с его личным опытом и потому в пред-метах и явлениях он чаще всего выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними.
Сказанное не означает, что ребенок 6-7 лет не может мыслить логически: он способен сопоставлять отдельные факты, делать простейшие выводы и пр. Однако основной формой мышления детей этого возраста является мышле-ние, опирающееся на наглядность.
Мышление ребенка в начале младшего школьного воз-раста имеет своеобразный характер. В силу отсутствия сис-тематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену у восприятия, ребенок попадает
в зависимость от того, что видит.
Ж. Пиаже, изучавший стадии развития детского мыш-ления, установил, что мышление ребенка 6-7 лет характе-ризуется двумя основными особенностями: во-первых, несформированностью представлений о постоянстве ос-новных свойств вещей - непонимание принципа сохранения;
во-вторых, неспособностью учесть сразу несколько при-знаков предмета и сопоставить их изменения - центрация: дети склонны обращать внимание только на одну, наибо-лее очевидную для них характеристику объекта, игнори-руя остальные. Феномен центрации определяет неспособ-ность ребенка учесть точку зрения других людей; его соб-ственный взгляд на мир представляется ему единственно верным (детский эгоцентризм).
Эти особенности мышления детей наглядно демонст-рируют классические опыты Ж. Пиаже с использованием задач на сохранение.
Например, ребенку показывают два одинаковых стака-на (рис. 13), в каждый из которых налито одинаковое ко-личество жидкости. После того, как ребенок понял, что жидкость разлита поровну, экспериментатор переливает содержимое одного стакана в другой - более высокий и узкий. Естественно, уровень жидкости в узком стакане по-вышается. Затем ребенка спрашивают, в каком стакане жид-кости больше. Дети, еще не владеющие принципом сохра-нения, обычно указывают на тот, в котором уровень жид-кости выше. Дети, понимающие данный принцип и спо-собные учесть соотношение ширины и высоты сосуда, отвечают, что количество жидкости осталось прежним.
СОХРАНЕНИЕ ЖИДКОСТИ
Ребенку показывают два одинаковых стакана с рав-ными уровнями жидкости
Экспериментатор переливает жидкость из одного стакана в другой, более высокий и узкий
СОХРАНЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Ребенку показывают два | Экспериментатор меняет |
одинаковых шара из пластилина | форму одного из шаров |
СОХРАНЕНИЕ | КОЛИЧЕСТВА |
О О О О О | О О О О О |
о о о о о | о о о о о |
Ребенку показывают два ряда | Экспериментатор раздвигает |
пуговиц | пуговицы в одном из рядов |
Рис. 13. Три типа задач на сохранение для исследования мышления ребенка на стадии конкретных операций (см.: Развитие личности ребенка. - М., 1987)
Еще один опыт. Перед ребенком выкладывают два со-вершенно одинаковых шарика. Он устанавливает, что эти шарики равны по количеству содержащегося в них веще-ства пластилина. После этого экспериментатор на глазах у ребенка меняет форму одного из шаров, раскатывая его в лепешку или колбаску. Если после этого спросить, где пластилина больше, ребенок может ответить, что в ле-пешке или колбаске.
В другом опыте перед ребенком выкладывают два ряда пуговиц, один под другим, так, чтобы пуговицы одного ряда точно соответствовали пуговицам другого. После воп-роса о том, в каком ряду пуговиц больше, ребенок отве-чает, что пуговиц в обоих рядах одинаковое количество. Затем пуговицы одного ряда на глазах у ребенка раздвига-ют, увеличивая расстояние между ними. Если вопрос по-вторить, ребенок укажет на более длинный ряд, посчи-тав, что теперь в нем пуговиц больше.
Дети, не справляющиеся с задачами на сохранение, находятся, по мнению Ж. Пиаже, на дооперациональной стадии мышления. Верное решение этих задач свидетель-ствует о том, что мышление ребенка соответствует стадии конкретных операций. Именно этот тип мышления харак-терен для детей младшего школьного возраста. Главная характеристика этой стадии - способность использовать ло-гические правила и принципы применительно к конкретному, наглядному материалу. На этой стадии дети способны осу-ществлять операции, обратные выполненным, т.е. владе-ют принципом сохранения. Они понимают, что, если, на-пример, перелить жидкость обратно в другой стакан, ее уровень останется прежним; если из пластилиновой ле-пешки вновь скатать шарик, его масса не изменится.
Кроме того, на этой стадии дети приходят к понима-нию двух важнейших логических принципов:
1. Принцип эквивалентности, согласно которому:
если А=В, а В—С, то А=С.
2. Объекты имеют несколько измеряемых характерис-тик, например вес и размер, которые могут находиться в различных соотношениях: камешек маленький и легкий, воздушный шар большой, но все равно легкий, а автомо-биль большой и тяжелый.
На стадии дооперационального мышления дети учиты-вают только одну, наиболее очевидную и бросающуюся в
глаза характеристику объекта, например, обращают вни-мание только на высоту сосуда, игнорируя его ширину. Именно потому, что они не в состоянии удержать сразу две характеристики объекта и соотнести их между собой, дети оказываются не способны справиться с задачами на сохранение.
Овладение принципом сохранения как раз и происхо-дит в возрасте примерно 6-7 лет. Одни дети усваивают его раньше, другие позже. Большое значение имеет при этом опыт практических действий самого ребенка, а также спе-циальное развивающее обучение, предполагающее исполь-зование различных мерок и вспомогательных средств для оценки величин1.
Мышление на стадии конкретных операций характери-зуется также способностью ранжировать объекты по како-му-либо признаку (величине, весу и т.д.), классифициро-вать их.
Когда у ребенка складывается система операций и он овладевает обобщенным принципом сохранения (в отно-шении дискретных величин, количества жидкости, коли-чества вещества, веса, объема), он готов к тому, чтобы у него сформировались полноценные научные понятия.
Современные психологические исследования показы-вают, что феномены Пиаже, свидетельствующие о не-сформированности умственных операций, начинают ис-чезать примерно к 8 годам. Однако некоторые из них, на-пример связанные с пониманием сохранения веса, объема, могут сохраняться до 10-11 лет.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобща-ется к системе научных понятий, его умственные опера-ции становятся менее связанными с конкретной практи-ческой деятельностью или наглядной опорой. На базе это-го у школьников формируются основы понятийного или теоретического мышления. Напомним, что такое мышле-ние позволяет решать задачи и делать выводы, ориентиру-ясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, при-обретают способность действовать «в уме» и анализиро-вать процесс собственных рассуждений.
Новые формы мышления, возникающие в младшем школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего
1 См.: Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
совершенствования и развития остальных психических процессов: восприятия, памяти, речи.
С развитием мышления связано возникновение таких новообразований младшего школьного возраста, как ана-лиз, внутренний план действий, рефлексия.