Общее понятие о деятельности
Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изу-чает психическую сторону деятельности.
Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, раз-мышляет и т.д. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, со-зидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, спо-собности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.
Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Герой рома-на И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра».
Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.
Потребности- источник активности личности, они за-ставляют человека активно действовать. Что такое потреб-ность? Это осознание человеком нужды в чем- либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потреб-ность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворе-ния, к совершению деятельности. Сама деятельность со-стоит в изыскании способов и средств, которые могли бы
удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.
Потребности оказывают влияние на чувства, мышле-ние и волю человека. Удовлетворение потребностей вызы-вает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство. Так, великий художник И.Е. Репин писал: «Я все так же, как с самой ранней юно-сти... люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искус-ство! И искусство я люблю... больше, чем всякое счастье и радости нашей жизни. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо... Где бы я ни был, чем бы ни раз-влекался, кем бы я не восхищался, чем бы ни наслаждал-ся... Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, ко-торые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни. И ра-дости, и горести, радости до счастья, горести до смерти все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все эпизоды моей жизни»1.
Для удовлетворения потребностей человек ищет опре-деленные пути и средства - это активизирует его мышле-ние. Усилием воли человек в состоянии преодолевать труд-ности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей.
Виды потребностей
Потребности человека разнообразны. Выделяют потреб-ности естественные (природные) и социальные.
Естественные потребностиявляются врожденными, нок моменту рождения они еще окончательно не сформи-рованы и развиваются в течение всей жизни. Эти потреб-ности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и ды-хании, он погибнет. Сексуальная потребность и потреб-ность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потреб-ность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней во взаимодействие. На потребнос-ти в деятельности основывается так называемый сенсор-ный голод - глаза «хотят» видеть и уши «хотят» слышать.
1 Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. - М.;Л., 1950. - Т . III. - С. 36.
Социальные, или духовные, потребностиразвиваются в
результате воздействия общества. К числу социальных от-носятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потреб-ность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические по-требности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.
Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосоз-
Нанных потребностях.
Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обще-стве. Важной нравственной потребностью является потреб-ность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.
Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материаль-ной (материальные потребности), так и духовной (духов-ные потребности). Если у ребенка или у взрослого челове-ка возникли определенные потребности, то он всегда стре-мится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристику потребности, как ее ненасыщаемость: «Сама удовлетворенная первая потребность, действие удов-летворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...» (К. Маркс, Ф. Энгельс). По-этому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родите-лей, так и общества в целом.
Потребности можно удовлетворять импульсивно (без-вольно) или с помощью воли. При импульсивном удовлет-ворении потребностей человек не думает о последствиях,не раздумывает перед действием. Таким образом часто удов-летворяют свои потребности дети. При волевом удовлетво-рении потребностей человек действует сознательно, соглас-но здравому смыслу и правилам общественной жизни.
Таким образом, потребность, или переживаемая челове-ком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребно-сти есть действительный мотив деятельности человека.
Мотив- это форма проявления потребности, побужде-ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко-торого осуществляется деятельность. Иными словами, пред-
мет потребности есть мотив деятельности. На основе од-ной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же дея-тельность может вызываться различными мотивами, отве-чать различным потребностям. Мотивы деятельности че-ловека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жиз-ни и поэтому чрезвычайно многообразны.
В рассказе А.П. Чехова «Детвора» прекрасно показано, как одна и та же деятельность может быть вызвана различ-ными мотивами: «Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным сто-лом и играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка - ко-пейка... Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он бы давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые сообра-жения наполняют его стриженую голову, не дают ему си-деть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл...
Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра - Соня... играет в лото ради про-цесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша... у него ни корысти, ни самолю-бия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недора-зумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему прият-но, если кто ударит или обругает кого... Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относится безуча-стно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутываются!..»
Движение и действие
Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.
Движение- это моторная функция живого организма,самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародыше-вой.
Различают движения непроизвольные и произвольные, врожденные и приобретенные. Непроизвольные движе-ния - моргание, сосание, крик - врожденные. Большин-ство движений являются приобретенными, они приоб-ретаются человеком в жизненном опыте.
Действия- более сложная часть деятельности.Действия представляют собой совокупность движений,
которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны. Любые действия че-ловека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мыс-ленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выпол-нения упражнений, устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учении широко пред-ставлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действия предметные (едим ложкой, пи-шем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).
Отдельные движения и даже действия еще не составля-ют целостной деятельности.
Деятельность- это совокупность действий, объединен-ных единой целью. Сущность деятельности как раз и со-стоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. На-пример, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает кни-гу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к эк-замену, а чтение в этом случае - действие, которое вклю-чено в деятельность.
Следует отметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большое значение имеют даль-ние цели, которые дают определенное направление дея-тельности, показывают перспективу ее развития.
Знания, умения, навыки
Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность
находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.
Знанияо той области действительности, в которой онаосуществляется или будет осуществляться, необходимы че-ловеку. Но знания не существуют ради знания. Они тес-нейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что -то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирова-ния умения важно понимать, что требуется, и знать спо-соб действия.
В одних случаях умения могут предшествовать форми-рованию навыков, в других - являются результатом даль-нейшего развития деятельности. Например, нередко уче-ник, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Уме-ния основаны на знаниях и навыках.
Умение- это успешный способ выполнения деятельно-сти в новых условиях, сознательное применение имею-щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.
Умение образуется только в деятельности. Для того что-бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре-нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.
Навыки- это частично автоматизированные действия,которые образуются в результате упражнений. Навыки необ-ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч-ших результатов с минимальными затратами энергии.
Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился пи-сать, старательно выводил каждый элемент буквы.
Навык - это способ выполнения действий. Автоматизи-рованный характер навыков означает, что не все внима-
ние человека принимает участие в выполнении деятель-ности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный спе-циалист лучше работает и меньше устает, чем начинаю-щий работник.
К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: при-стально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его созна-ния, сами делают все, что надо»1.
Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.
Навыки не только облегчают труд, но и открывают воз-можности для творческой работы. Например, ученик пи-шет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.
Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интел-лектуальные) - чтение, вычисление, доказательство тео-рем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, свя-занные с восприятием (различения оттенков цветов, слу-ховые различения и пр.); навыки поведения.
Навыки образуются посредством упражнений, обуче-ния, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные раз-личия - у одних навыки формируются значительно ско-рее, чем у других. Поэтому не существует единой универ-сальной кривой обучения.
Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномер-но. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, кото-рый во многом зависит от внимания и поведения взрос-лых по отношению к детям.
1 Чуковский К. Из воспоминаний. - М., 1959. - С. 104
Навыки в процессе выполнения деятельности взаимо-действуют между собой. Иногда уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых или снижают их эффек-тивность. Например, навык беглого чтения мешает прове-рять свои ошибки ученику или чужие - учителю.
Очень важное свойство навыков перенос - распростра-нение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другой. Например, учитель решает с учениками задачу, а затем говорит: «Эту задачу решите сами». Чем сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.
От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык-это умение, возможность произвести то или иное дей-ствие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. На-вык позволяет успешно выполнять какую-либо деятель-ность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а не-возможность делать то, к чему мы привыкли, сопровож-дается неприятными чувствами. Привычки так же много-образны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, куль-турного поведения и другие привычки бывают как полез-ные, так и вредные.