Развитие способностей у младших школьников.

3.1. Что такое способности

Одной из самых сложных и интересных проблем пси-хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту чело-века, которое не входило бы в круг этой проблемы. Пси-хические свойства и качества людей формируются в жиз-ни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особеннос-тях человека являются его способности, именно способ-ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности- это внутренние условия развития чело-века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории, - писал С.Л. Рубин-штейн. Природа человека формируется и изменяется в про-цессе исторического развития в результате трудовой дея-тельности человека. Интеллектуальные способности фор-мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. фор-



мировались вместе с развитием различных видов искусст-ва»1.

Понятие «способность» включает в себя три основных признака:

Во-первых, под способностями понимают индивидуаль-но-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и вос-приятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.

Во-вторых, способностями называют не вообще инди-видуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель-ности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, под способностями подразумевают такиеиндивидуальные особенности, которые не сводятся к на-личным навыкам, умениям или знаниям человека, но ко-торые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков2.

На основании вышесказанного можно вывести следую-щее определение.

Способности - это такие индивидуально-психологичес-кие особенности человека, которые отвечают требовани-ям данной деятельности и являются условием ее успешно-го выполнения.

Иными словами, под способностями понимают свой-ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко все-му», безотносительно к какому-либо определенному за-нятию. Всякая способность обязательно является способ-ностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Спо-собности и проявляются, и развиваются только в дея-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. -

С. 127.

2 См.: Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. - М., 1985.-Т. 1. - С. 16.



тельности, и определяют большую или меньшую успеш-ность в выполнении этой деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про-движения в той или иной области человеческой деятель-ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

К задаткам относятся некоторые врожденные особен-ности зрительного и слухового анализаторов, типологи-ческие свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их проч-ность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В каче-стве задатков следует рассматривать также уровень разви-тия и соотношения первой и второй сигнальных систем. И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с от-носительным преобладанием первой сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием вто-рой сигнальной системы, третий тип - с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей худо-жественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мысли-тельного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками могут являться и индивидуальные особен-ности строения отдельных участков коры головного мозга. Но задатки - лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Если человек даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соот-ветствующей деятельностью, способности у него не разо-вьются. Благоприятная среда, воспитание и обучение спо-собствуют раннему пробуждению задатков. Например, Римский-Корсаков уже с двухлетнего возраста хорошо различал все мелодии, которые пела его мать, в четыре года он уже напевал все, что играл отец, вскоре сам на-чал подбирать на фортепьяно слышанные от отца пьесы.



Игорь Грабарь рассказывает про себя: «Когда началась страсть к рисованию, не помню, но достаточно сказать, что не помню себя нерисующим».

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответству-ющая деятельность, и только используется в последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребен-ка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. И тонкий музыкальный слух может быть нереализованным, если человек не будет специально заниматься музыкой. Поэтому музыкальные за-нятия с маленькими детьми, даже если малыши не обна-руживают ярких музыкальных талантов, имеют большое значение для развития их музыкальных способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ-ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа-лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль-нейшего развития, для развития способностей более вы-сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа-нием материальной и духовной культуры, техники, на-уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви-тия способностей служат врожденные задатки (отметим, что понятия «врожденный» и «наследственный» не явля-ются тождественными).

Не следует думать, что каждой способности соответ-ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реа-лизовываться в различных типах способностей, на их ос-нове могут выработаться разные способности в зависимо-сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз-вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их



развития. Это связано с тем, что любая деятельность тре-бует для своего осуществления не одной, а нескольких спо-собностей, и они могут до известной степени компенси-ровать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, пре-вращаем их в способности к деятельности. Каждый чело-век к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь де-ятельность, область знания, учебный предмет.

Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Можно привести в пример П.И. Чай-ковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя музицировал с детства. Композиторской деятельностью П.И.Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И несмотря на это, он стал гениальным композитором.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук-тивныйитворческий.Человек, находящийся на первомуровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла-девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно-му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто-ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес-се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо-собностей. Как известно, даже очень одаренные люди на-чинали с подражания, а затем, только по мере приобре-тения опыта, проявляли творчество.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исклю-чает возможности успешного выполнения даже такой дея-тельности, которая наиболее тесно связана с этой способ-ностью. Недостающая способность может быть в очень



широких пределах компенсирована другими, высокораз-витыми у данного человека. Б.М. Теплов подчеркивал важ-ность выдвижения и разработки рядом зарубежных психо-логов, и в первую очередь В. Штерном, понятия компен-сации способностей и свойств.

Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает ка-чественно иной характер в зависимости от наличия и сте-пени развития других способностей. Л.С. Выготский пи-сал: «Каждая наша „способность" работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих воз-можностях ее действия. Человек со слабой памятью тогда, когда мы ее исследуем в изолированном виде, может ока-заться запоминающим лучше, чем человек с хорошей па-мятью, просто в силу того, что память никогда не высту-пает сама по себе, но всегда в тесном сотрудничестве со вниманием, общей установкой, мышлением - и совокуп-ное действие этих различных способностей может оказаться совершенно независимым от абсолютной величины каж-дого из слагаемых»1.

Своеобразное сочетание способностей, которое обес-печивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Проблема одаренности - это прежде всего качествен-ная проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый, основной воп-рос - каковы способности человека, к чему у него способ-ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта каче-ственная проблема имеет и свой количественный аспект.

Высокая ступень развития способностей называется

Талантом.

Талантливые люди способны решать в какой-то облас-ти знаний или практики сложные теоретические и прак-тические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о та-лантливых ученых, писателях, учителях, художниках, кон-структорах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой дея-тельности, а не только в области науки или искусства. Та-лантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и ква-лифицированный рабочий, и руководитель, и аграрий, и летчик, и др.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 231.



Талантливыми также называют людей, способных быс-тро усваивать знания и правильно применять их в жизни и

в своей деятельности. Это талантливые ученики и талант-ливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, та-лантливые инженеры и строители.

Гениальность- это наивысшая степень проявлениятворческих сил человека. Это создание качественно но-вых творений, открывающих новую эру в развитии куль-туры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произ-ведения, с появлением которых начинается новая эпоха

в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди - это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением. М. Горький замечал: «Великие люди - это те, у которых лучше, глубже, острее развиты способности наблюдения, сравнения и домысла - догадки и „сметки"».

Для творческой деятельности обязателен так называе-мый широкий кругозор, знакомство со многими облас-тями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника анало-гий.

У многих выдающихся людей высокие способности про-являлись в разных областях знания. Многие из них были разносторонними по своим способностям. Например, Ари-стотель, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов. Вот что пи-сала о себе Софья Ковалевская: «Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифме-тикой и считают ее наукой сухой и бесплодной. В сущнос-ти же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совер-шенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. Только, разумеется, чтобы понять верность этого определения, надо отказаться от старого предрассудка, что поэт должен что-то сочинять несуществующее, что фантазия и вымысел - это одно и то же. Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и матема-тик».



Наши рекомендации