Общая характеристика воли. Ступени волевого действия.

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики. Развитие воли у младших школьников.

Общая характеристика воли

С волей мы познакомились в предыдущих разделах учеб-ника, когда узнали, что существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является ак-тивность- непроизвольная и произвольная.Непроизволь-ная активность возникает без предварительного намере-ния человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия.



Произвольная активность возникает по нашему намерению,с заранее поставленной целью.

Непроизвольная и произвольная активность проявля-ются во внимании, а в связи с вниманием и в других по-знавательных процессах. Поэтому различаются непроизволь-ное и произвольное восприятие, непроизвольное и про-извольное запоминание, непроизвольное и произвольное воображение и пр.

Произвольная активность возникает по нашему наме-рению, с заранее поставленной целью, она связана с на-шим «Я» и протекает с сознательным усилием. Произволь-ная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных всегда совершаются по оп-ределенным мотивам.

В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей. В научной психологии это явление рас-сматривается как более сложное и неоднозначное.

Волевое действиеосуществляется по собственному ре-шению человека, оно является осознанным и намерен-ным. Это собственное решение человек принимает на ос-нове внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и при-лагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы

и трудности, которые встречаются на этом пути. Основной функцией воли является регуляция действий

и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо-тивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связанас мотивацией поведения и поступков человека. Произволь-ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препят-ствий и трудностей при достижении цели требует так на-зываемого волевого усилия - особого состояния нервно-пси-хического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных послед-ствий своей деятельности. Например, 28-летний француз-





ский врач Ален Бомбар отправился в одиночку через оке-ан, чтобы изучить приспособляемость организма в не-привычных для человека условиях в целях уменьшения смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению, смерть наступает чаще всего по причинам пси-хологического, а не физиологического порядка: люди уми-рают не от голода или жажды, а от страха. И вот, на пять-десят третий день своего плавания он один, без пищи, в крохотной резиновой надувной лодке, не веря глазам сво-им увидел корабль. Первым порывом было намерение от-казаться от продолжения эксперимента, тем более что ка-питан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность ре-зультатов. И Бомбар принимает трудное решение плыть дальше1.

Однако воля проявляется не только в умении достиг-нуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Боль-шая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только уме-ние чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно»2.

Л. Пастер писал: «Быть убежденным, что ты обнаружил научный факт, с жаром желать его обнародовать и сдержи-вать себя днями и неделями, иногда целыми годами, воз-ражать самому себе, пытаться опровергнуть свои собствен-ные опыты и сообщить о сделанном открытии лишь после того, когда исчерпаны и откинуты все противоположные гипотезы и допущения, - да, это тяжелое испытание»3.

Итак, воля - это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отноше-нию к себе и направлена на достижение целей и преодо-ление трудностей.

Ступени волевого действия

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб-разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удов-летворению непосредственной потребности без сознатель-

1 Урбанчик А. В одиночку через океан. - М., 1974.-С. 186-195.

2 Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1957. - Т. IV. - С. 463.

3 Цит. по: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991. - С. 262.



ной цели и усилия воли, а также без учета возможных по-следствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет-ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ-ственных заданий и пр.

Волевое действиеимеет следующие ступени (или струк-туру).

Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый ипредполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответство-вать или не соответствовать цели. Происходит так называ-емая «борьба» мотивов.

Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти ку-паться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели за-канчивается принятием решения - действовать так, а не иначе и действие реализуется.

Следующей ступенью волевого действия является мыс-ленное планирование - как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в об-ществе нормами поведения. Недопустимо исходить из прин-ципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Последней ступенью в волевом действии является ис-полнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешни-ми трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь.

Мы уже говорили, что иногда достижение цели не пред-ставляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий.



Трудности и препятствия бывают двух видов - вне-шние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассив-ность человека, плохое настроение, привычка действо-вать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложно-го самолюбия и т.д.

Воля человека и выражается в том, насколько он спо-собен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, под-чинять свою деятельность определенным задачам, насколь-ко является хозяином самого себя.

Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчи-вости, решительности, не умеют сдерживать себя, подав-лять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незна-чительными трудностями и проблемами.

Наши рекомендации