Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Эмоциональное развитие ребенка происходит постепен-но в общении с окружающими людьми и в процессе раз-личных видов деятельности - игры, учения, труда. Расши-рение эмоционального опыта ребенка, его глубина и мо-дальность в значительной степени определяют направлен-ность развивающейся личности.
Эмоциональную жизнь младшего школьника формиру-ют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отно-шения в семье с родителями, коллектив класса - отноше-ния с одноклассниками и положение в коллективе.
Младших школьников отличают высокая эмоциональ-ная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, не-обычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают от-рицательное отношение к учению. Огромное место в со-знании младшего школьника занимает учитель. Его отно-шение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожела-ния и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников -
1 Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. Методические рекомендации. - Ч. II.: Методы визуальной психодиагностики. - М., 1992. - С. 31-32.
Внешние проявления эмоций взрослых людей
Характер эмоциональных проявлений
Мимика
1.Спокоен, мимика уверенности, дыхание ровное
2.Слегка взволнован, нахмурен лоб, приподнятые брови, уголки губ слегка при губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное
3.Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, уголки губ опущен дыхание учащенное и неритмичное
4.Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки па щеках, рот неестественно откры рта опущены, заметная асимметрия мимики, резкое учащение дыхания
5.Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты вперед трубочкой или сосательн движения
Скованность
1. Координированные, «легкие» движения
2.Координированные движения, но с некоторыми заметными усилиями
З.Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, «некоторая» неук
4.Заметная скованность, отдельные движения сопровождаются всем телом, явн раскоординированность
Тремор1
1.Отсутствует
2.Небольшой тремор пальцев
3.Заметный тремор рук
4.Тремор рук и ног
5.Тремор рук, ног и па лице
Вазомоторные реакции
1.Обычная окраска лица
2.Слегка покраснел или побледнел
3.Заметно покраснел или побледнел
4.Покрылся пятнами
Тремор - дрожание.
сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех и пр.
Исследования психологов показали, что уже у перво-классников складывается особое отношение к учителю, которое переживается весьма остро: п о л о ж и т е л ь н о е , когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доб-рожелательность, открытость в общении с ним; о т р и - ц а т е л ь н о е , когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто; к о н ф л и к т н о е , при котором у детей возникает противоречие между неприя-тием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности.
Положительное отношение, доверие к учителю созда-ют благоприятный эмоциональный фон учения и вызыва-ют желание заниматься учебной деятельностью, способ-ствуют формированию познавательного мотива, отрица-тельное отношение препятствует этому. В младших классах школы отрицательное отношение к учителю встречается довольно редко, а конфликтное - весьма часто.
При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потреб-ность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случа-ях - со страхом перед учителем. Такие дети часто замкну-ты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчи-вы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, сми-рение, порой стремление приспособиться.
Обычно дети не осознают причины собственных пере-живаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, под-час не понимают ее и взрослые. Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличи-вать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со сто-роны учителя. Сложившаяся ситуация нередко недооце-нивается учителями на самом начальном этапе обучения. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих клас-сах отрицательные эмоции могут закрепиться и перенес-тись на учебную деятельность в целом, на взаимоотноше-ния с учителями и одноклассниками, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии школьников. Возникающие познавательные по-
требности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т.е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым как в своей семье, так и в школе.
Вопросы и задания
1. Что такое эмоциональная сфера психики человека?
2. Попробуйте определить основной тон своих эмоциональ-ных состояний.
3. Какие научные основания позволили К.Д. Ушинскому ска-зать: «Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренне любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовется его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце его издаст звук веселый, то он может заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренно любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о сво-ем сердце и о своем отношении к друзьям» {Ушинский К.Д. Со-брание сочинений: В 2т. -М . , 1953. -Т.1 . - С . 390).
4. Напишите небольшую работу на одну из двух тем: «Что такое радость умственного труда младшего школьника?», «Как ввести ребенка в мир сложных человеческих чувств?»
Тема 2 ВОЛЯ