Особенности эмоциональной сферы младших школьников

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепен-но в общении с окружающими людьми и в процессе раз-личных видов деятельности - игры, учения, труда. Расши-рение эмоционального опыта ребенка, его глубина и мо-дальность в значительной степени определяют направлен-ность развивающейся личности.

Эмоциональную жизнь младшего школьника формиру-ют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отно-шения в семье с родителями, коллектив класса - отноше-ния с одноклассниками и положение в коллективе.

Младших школьников отличают высокая эмоциональ-ная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, не-обычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают от-рицательное отношение к учению. Огромное место в со-знании младшего школьника занимает учитель. Его отно-шение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожела-ния и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников -

1 Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. Методические рекомендации. - Ч. II.: Методы визуальной психодиагностики. - М., 1992. - С. 31-32.



Внешние проявления эмоций взрослых людей

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

Характер эмоциональных проявлений

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

Мимика

1.Спокоен, мимика уверенности, дыхание ровное

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

2.Слегка взволнован, нахмурен лоб, приподнятые брови, уголки губ слегка при губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

3.Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, уголки губ опущен дыхание учащенное и неритмичное

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

4.Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки па щеках, рот неестественно откры рта опущены, заметная асимметрия мимики, резкое учащение дыхания

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

5.Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты вперед трубочкой или сосательн движения

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

Скованность

1. Координированные, «легкие» движения

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

2.Координированные движения, но с некоторыми заметными усилиями

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

З.Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, «некоторая» неук

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

4.Заметная скованность, отдельные движения сопровождаются всем телом, явн раскоординированность

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

Тремор1

1.Отсутствует

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

2.Небольшой тремор пальцев

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

3.Заметный тремор рук

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

4.Тремор рук и ног

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

5.Тремор рук, ног и па лице

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

Вазомоторные реакции

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

1.Обычная окраска лица

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

2.Слегка покраснел или побледнел

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

3.Заметно покраснел или побледнел

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

4.Покрылся пятнами

Особенности эмоциональной сферы младших школьников - student2.ru

Тремор - дрожание.

сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех и пр.

Исследования психологов показали, что уже у перво-классников складывается особое отношение к учителю, которое переживается весьма остро: п о л о ж и т е л ь н о е , когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доб-рожелательность, открытость в общении с ним; о т р и - ц а т е л ь н о е , когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто; к о н ф л и к т н о е , при котором у детей возникает противоречие между неприя-тием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности.

Положительное отношение, доверие к учителю созда-ют благоприятный эмоциональный фон учения и вызыва-ют желание заниматься учебной деятельностью, способ-ствуют формированию познавательного мотива, отрица-тельное отношение препятствует этому. В младших классах школы отрицательное отношение к учителю встречается довольно редко, а конфликтное - весьма часто.

При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потреб-ность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случа-ях - со страхом перед учителем. Такие дети часто замкну-ты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчи-вы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, сми-рение, порой стремление приспособиться.

Обычно дети не осознают причины собственных пере-живаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, под-час не понимают ее и взрослые. Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличи-вать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со сто-роны учителя. Сложившаяся ситуация нередко недооце-нивается учителями на самом начальном этапе обучения. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих клас-сах отрицательные эмоции могут закрепиться и перенес-тись на учебную деятельность в целом, на взаимоотноше-ния с учителями и одноклассниками, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии школьников. Возникающие познавательные по-





требности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т.е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым как в своей семье, так и в школе.

Вопросы и задания

1. Что такое эмоциональная сфера психики человека?

2. Попробуйте определить основной тон своих эмоциональ-ных состояний.

3. Какие научные основания позволили К.Д. Ушинскому ска-зать: «Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренне любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовется его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце его издаст звук веселый, то он может заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренно любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о сво-ем сердце и о своем отношении к друзьям» {Ушинский К.Д. Со-брание сочинений: В 2т. -М . , 1953. -Т.1 . - С . 390).

4. Напишите небольшую работу на одну из двух тем: «Что такое радость умственного труда младшего школьника?», «Как ввести ребенка в мир сложных человеческих чувств?»

Тема 2 ВОЛЯ

Наши рекомендации