Что такое воображение. Виды воображения.
Психологические механизмы воображения. Развитие воображения у младших школьников.
5. /. Что такое воображение
Наряду с образами памяти, которые являются копия-ми восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор-ме в действительности не существует. Это образы вообра-жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Каждый образ, созданный в воображении, является в ка-кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей-ствительности. Воспроизведение - основная характеристика па-мяти, преобразование - основная характеристика воображе-ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.
Образы воображения опираются на представления па-мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из-менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна-ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред-ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес-чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри-нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.
Все представления воображения строятся из материа-ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является пере-работкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не мо-жет (слепой от рождения не может создать цветовой об-раз, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастичес-кие продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че-ловека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, при-надлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от жи-вотного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусст-ве... Без силы воображения невозможно было бы даже перей-ти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дид-ро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыс-лящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи-данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей-ствительность и создает на этой основе новые образы. Во-ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ-но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи-ческой деятельности человека: с его восприятием, памя-тью, мышлением, чувствами.
Как же возникают образы воображения, по каким за-конам осуществляется их построение?
Воображение - познавательный процесс и имеет в сво-ей основе аналитико- синтезическую деятельность челове-ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре-зультате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор-мировавшихся в коре больших полушарий мозга.
Виды воображения
Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.
1. Степень активности создания человеком новых обра-зов и осознанности этих образов:
Непроизвольное или пассивное воображение - новые об-разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина-ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от-крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX - начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд-ливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непред-намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен-но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го-ворил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна-ние как бы отступает на задний план, так как прекра-щают работать те участки головного мозга, которые ве-дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо-жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор-можение происходит неравномерно, особенно в началь-ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно-видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв-ляются:
- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;
- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;
- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно ду-мает о нем, и вот его образ - во сне.
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято челове-ком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего чело-века: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может приснить-ся, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вари-аций может быть множество.
На этом основана методика изучения содержания сно-видений: испытуемого подвергают (конечно, с его согла-сия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне обра-зы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен об-раз цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набро-сился бандит и душит его.
Иногда причиной сна являются бурные события, про-исшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолже-ние этих событий. Приснившийся сон может сигнализиро-вать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго пре-следовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из спе-циальной литературы.
Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль-ной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен-ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер-ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред-ставляется давно умерший родственник, он разговарива-ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.
А.С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоциональ-ного потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье Русалке, вещей дочери моей. Они в песке Днепра-реки зарыты, Их рыбка-одноглазка стережет.
Галлюцинации появляются при различных психичес-ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.
При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем -то про-сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика-зывающими», в результате чего человек совершает не-ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.
Зрительные галлюцинации обычно возникают при такихболезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи-ков, дошедших до состояния белой горячки.
Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень-шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.
Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение.Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы-полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за-манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - ге-роя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользу-ется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занес-ли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бель-ведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»
6 ДуОропина 161
Произвольное, или активное воображение - это процесс
преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наиболь-шее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.)- Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недо-стающие предметы и саму ситуацию игры.
По оригинальности произвольное (активное) вообра-жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по-
строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об-разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек-тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде-ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто-рических и других описаний постоянно оказывается необ-ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го-ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда-ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас-сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб-ражения служит изучение географических карт. К. Паустов-ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь-ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони-кал в глубину тайги ... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».
Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро-изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе-мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз-ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж-дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.
Творческое воображение - это самостоятельное созданиеновых образов, которые реализуются в оригинальных про-дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото-вое описание или условное изображение.
Роль творческого воображения огромна. Создаются но-вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа-телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от-носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).
Особый вид воображения - мечта . Мечта всегда на-правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно-сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове-дение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не про-сто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюш-кин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно-сти. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека явля-ется та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмея-ния и уж, конечно, не выносит прикосновения равно-душных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, по-ведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-иде-але выражается тенденция развития личности.
Еще один вид творческого воображения - ф а н т а з и я или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывает-ся непосредственно с настоящим. К образам фантазии от-носят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, ко-торых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.
Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуще-ствленная мечта. Новое поколение использует вещь, о ко-торой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начи-нают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник. Исполнилась меч-та К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего време-ни, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, на-конец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, воз-никла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустой-чивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и пре-красно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди меч-тают о полете на другие планеты.
Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связа-но с развитием личности в целом. Воображение можно тре-нировать и развивать, как любую сторону психической де-ятельности человека. Воображение развивается прежде все-го в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусо-чек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.
5.3. Психологические механизмы воображения
В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер-ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они
преображены, изменены, соединены в необычные соче-тания.
Сущность воображения заключается в способности под-мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.
Комбинирование- сочетание отдельных элементов раз-личных образов предметов в новых, более или менее не-обычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит...
Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...
Частный случай комбинирования - агглютинация - спо-соб создания нового образа путем соединения, склеива-ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри-мер, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учи-тываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к по-лету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Мино-тавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка... Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэро-сани, танк-амфибия и т.д.
Акцентирование- подчеркивание тех или иных черт (на-пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со-здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).
Акцентирование проявляется в нескольких специфичес-ких действиях:
а) утрирование - намеренное подчеркивание особенно-стей внешнего облика человека;
б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-паль-чик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);
в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщен-ность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талант-ливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наи-более характерных особенностей людей и включения «во-ображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они стро-ятся, конечно, не портретно, не берут определенно како-го-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обло-мова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это - обобщенные типы».
Индивидуальные особенности воображения определя-ются:
1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;
2) характеристикой самого создаваемого образа: неле-пица или оригинальная находка решения;
3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).