Наблюдение и наблюдательность
Наблюдение- это восприятие, тесно связанное с дея-тельностью мышления - сравнением, различением, ана-лизом. Наблюдением называют целенаправленное, плано-
мерное восприятие объектов и явлений, в познании кото-рых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смот-реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать-ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и пого-ворках:
И глядит, да не видит. Зряч, да не зорок.
У меня на это уши заложены.
Наблюдение всегда осуществляют с определенной по-знавательной целью. Оно предполагает ясное представле-ние задач наблюдения и предварительную разработку пла-на его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.
Человек воспринимает не все. что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют-ся при наблюдении в единый процесс умственной дея-тельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей-ствительность.
Наблюдательность- это свойство личности, умениенаблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо-бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из-бранным делом.
Умение наблюдать играет огромную роль в самых раз-нообразных областях человеческой деятельности.
Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.
...Иван-да-Марья, зверобой, Ромашка, Иван-чай, татарник, Окутанные ворожбой, Глазеют, обступив кустарник...
Б. Пастернак. «Тишина»
Наблюдательность необходима педагогу. Без вниматель-ных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.
Высокоразвитая наблюдательность учителя способству-ет развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настро-ения детей, отклонения от их обычного состояния и стро-ит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.
Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и при-общения к психологическим знаниям.
Разработаны различные рекомендации и схемы по ве-дению наблюдений за особенностями психического раз-вития учащихся, предназначенные для учителей. Приве-дем в качестве примера одну из таких схем.
1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащих-ся. Скорость установления внимания в начале урока. Осо-бенности внимания при опросе, при восприятиии нового материала, при повторении, при проверке домашних за-даний.
2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащих-ся к учителю на различных этапах урока. Причины отвле-чения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.
3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при перехо-де от одного этапа урока к другому. Скорость переключе-ния (длительность переходного интервала), ошибки пере-ключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.
4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).
5. Учет преподавателем возрастных особенностей объе-ма внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов за-дания, условий, обозначений и т.д.).
6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепро-извольное).
7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учите-ля, а также во время припоминания формулы, стихотво-рения, размышления и в других ситуациях.
8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конк-ретной учебной ситуации.
9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллек-тивного внимания. Причины, обуславливающие эту фор-му внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредо-точения учащихся).
10. Причины отсутствия синхронности внимания (не-соответствие между индивидуальным и заданным темпа-ми, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения; неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).
11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содер-жания материала - его образности, доступности, эмоцио-нальности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать де-монстрационный материал1.
Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реаль-но наблюдаемый факт собственной интерпретацией.
Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людь-ми, множество наблюдений накапливается без специаль-ного плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, по-чти не задумываясь выбрать единственно правильные сло-ва, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно
1 См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изуче-ния и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995.-С. 40-41.
объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специаль-ные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для за-полнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стот-та. Она направлена на выявление различных видов нару-шений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у де-тей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ре-бенка та или иная форма поведения. Концентрация симп-томов в какой-либо одной области позволяет понять при-чины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.
Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.
«Тревога по отношению к взрослым.Беспокойство и не-уверенность в том, интересуются ли им взрослые, лю-бят ли его...
1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите-
лем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи-
телю.
5. Очень часто приносит и показывает учителю найден-ные им предметы, рисунки, модели и т.п.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. „Подлизывается", старается понравиться учителю
9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сто-роны учителя»1.