Сознание как высшая форма психики. Структура сознания.
Сознание и бессознательное.
5.7. Сознание как высшая форма психики
Мы уже неоднократно говорили о том, что психика че-ловека - высший уровень эволюционного развития психи-ки. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает со-знанием.Сознание - это то, что отличает человека от жи-вотного и оказывает решающее влияние на его поведе-ние, деятельность, на его жизнь в целом.
Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях,
мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от по-вседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и вы-воды.
Особая форма сознания - самосознание позволяет чело-веку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, пере-живать по поводу себя. Человек может пытаться разобрать-ся в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и са-мовоспитанием.
Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются боже-ственным даром человеку. Психологи, руководствующие-ся естественнонаучными убеждениями, рассматривают со-знание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится со-циальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человече-ства в целом. Сознание рассматривается как свойство вы-сокоразвитого, сложно организованного мозга.
В процессе развития психологической науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко проти-вопоставлялись друг другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в со-знании человека не все может быть объяснено с естествен-нонаучных позиций. С другой - «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обес-печивается деятельностью головного мозга.
5.2. Структура сознания
Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Ле-онтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань сознания,по словам А.Н. Леонтьева,
«образует чувственный состав конкретных образов реаль-ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень-шей устойчивости и т.д. ...Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль-ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со-держанию сознания мир выступает для субъекта как суще-ствующий не в сознании, а вне его сознания - как объек-тивное „поле" и объект его деятельности»1. Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».
Значения- это то общее содержание слов, схем, карт,чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым со-храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при-общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе-ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свер-нутая в материи языка идеальная форма существования пред-метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры-той совокупной общественной практикой»2 . Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значе-ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На-пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное соци-альным нормативом. Однако для одного эта пятерка - пока-затель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обе-щанного подарка от родителей и т.п. То содержание значе-ния, которое оно приобретает лично для каждого челове-
ка, называется личностным смыслом.
Личностный смысл, таким образом, отражает субъек-тивную значимость тех или иных событий, явлений, дей-
1Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 133 -
134.
2 Там же.-С. 140-141.
ствий действительности к интересам, потребностям, мо-тивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания»1.
Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между лич-ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».
Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз-никающие из- за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на-звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос-приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни-лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое
к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита-ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что
к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс-ловой барьер может возникать не только между учителем
и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь-ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать-ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо-тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи-лактики и преодоления этого явления.
Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.
Сознаниеибессознательное
Сознание следует отличать от осознаваемости предме-тов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осоз-
Там же. - С. 153.
нается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание со-держит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамо-тен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осоз-нанными. При выработке любого нового умения, освое-нии любой новой деятельности, определенная часть авто-матизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухуд-шению деятельности. Известна, например, сказка о соро-коножке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие - потом. Сороконожка попы-талась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название - «эффект сороконожки».
Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.
Явления нашей психики, которые актуально не осоз-наются, но могут быть осознаны в любой момент, называ-ются предсознательными.
Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бес-сознательными. Если предсознательное - это то, на что ненаправляется внимание, то бессознательное - то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.
Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает ба-рьер, включает психологические защитные механизмы.
Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивиро-ванных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бес-сознательные влечения могут быть источником напряже-ния, сильных внутренних конфликтов, порождать невро-зы, психозы и серьезные соматические болезни, например,
язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симпто-мов, необходима специальная психологическая работа.
В современной психологии показано, что область бес-сознательного не ограничивается неприемлемыми для со-знания человека мотивами. Она гораздо шире.
К ней относятся многие другие явления психики. На-пример, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии
с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изу-чалась грузинскими психологами во главе с Д.Н. Узнадзе.
К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нече-стной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продук-та. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан слу-чай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла.
Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личност-ные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете высказывание известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна: «Осознание1 переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которое оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано».
2. Проанализируйте приведенный ниже пример и объясните, измениться ли отношение студентов к заданию и если да, то почему.
Студентам дали скучное, однообразное задание. К тому же оно казалось им бессмысленным. Так что выполнять его было
1 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 45.
мучением. Но когда они пошли на практику в школу, они должны были дать детям то же задание, объяснив, что оно интересное и очень важно для понимания предмета. От того, насколько они сумеют увлечь школьников, во многом зависела оценка по практике.
3. В чем различие между значением и личностным смыслом. Приведите примеры.
4. Известно, что во время сеанса гипноза человеку можно вну-шить многое. Однако не все. Например, по-настоящему честный человек даже в состоянии гипноза не может украсть. Почему?
5. Объясните результаты эксперимента.
Группе испытуемых показали картинку, изображающую улицу дачного поселка, сказали, что изучается острота их зрения и попросили прочесть надпись на табличке на воротах. На самом деле надписей не было - на табличке были только черточки. Однако более 80 % испытуемых прочли их, как «Осторожно! Злая собака!».
6. Каким образом в результатах эксперимента проявилось дей-ствие бессознательного?
В известных опы тах грузинского психолога Д.Н. Узнадзе ис-пытуемому несколько раз предлагалось сравнить вес двух шаров. При этом на правую рук у ему всегда клали более тяжелый шар, а на левую - более легкий. В решающем, критическом опыте ему для сравнения давали два равных по весу шара. Однако все испы-туемые продолжали считать, что шар на правой руке - тяжелее.
Р а з д е л П. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Природа одарила каждого человека способностью к по-знанию того мира, в котором он родился:
- способностью ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления;
- способностью помнить, думать, соображать;
- способностью говорить и понимать речь других людей ипр.;
- способностью быть внимательным.
Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельно-сти человека.
Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называ-ются познавательными процессами. К таким процессам от-носятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мыш-ление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Т е м а 1 | |
ОЩУЩЕНИЯ | |
Что такое | ощущения. |
Виды ощущений. | |
Основные | закономерности ощущений. |
Взаимодействие ощущений. | |
Развитие | ощущений. |
Простейшими, но очень важными психическими по-знавательными процессами являются ощущения. Они сиг-нализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они дают
возможность ориентироваться нам в окружающих услови-ях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.
/. 1. Что такое ощущения
Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор-му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю-щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву-ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про-цессов - восприятия, мышления, воображения.
Если бы человек был лишен всех ощущений, он ника-кими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеле-ный или любой другой цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкаль-ные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.
Обязательным условием возникновения ощущения яв-ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действитель-ности, которые воздействуют на органы чувств, называ-ются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная на-ука значительно расширила представления о видах ощу-щений человека.
Органчувств-анатомо-физиологическийаппарат,рас-положенный на периферии тела или во внутренних орга-нах; специализирован для приема воздействия определен-ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж-дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор-мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова «receptor» - принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные цент-ры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.
Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных не-рвов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.
Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных не-рвов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появ-ляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражите-лем возбуждение в органе чувств распространяется по цен-тростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.
Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы выне-сены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут-ренних органах и тканях. Своеобразное положение зани-мает двигательный анализатор.
Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый ана-лизатор приспособлен для вьщеления определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздра-жения, ухо - на слуховые и пр.
Главная часть каждого органа чувств - рецепторы, окон-чания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирую-щие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, за-ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на ре-цептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определен-ные участки коры больших полушарий головного мозга.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.
Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зри-тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.
Виды ощущений
Зрительные ощущения- это ощущения света и цвета. Все,что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо-жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото-рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе-леного, синего).
Зрительные ощущения возникают в результате воздей-ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув-ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор-ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет-ки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много - около 130 палочек и 7 млн. колбочек.
При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов - всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ - но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек - человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).
Есть заболевание, при котором нарушается работа па-лочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относитель-но нормальным. Это заболевание называется «куриная сле-пота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумер-ках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наобо-рот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы.
Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ-ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси-хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок-раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда-ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом-ляют глаза.
В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто-низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер-вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо-значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не мо-гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве-там встречается очень редко.
Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо-рукости, особенно у детей и школьников.
Слуховые ощущениявозникают при помощи органа слуха.Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы-кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа-тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла-бый), высоту (высокий -низкий), тембр (своеобразие го-лоса или музыкального инструмента), длительность звука
(время звучания), а также темпо-ритмические особенности
последовательно воспринимаемых звуков.
Слух к звукамречи называется фонематическим. Он фор-мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос-питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред-полагает выработку новой системы фонематического слу-ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь-ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу-ре человечества.
Шумымогут вызывать у человека определенный эмо-циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет-ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по-езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа-ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.
Вибрационные ощущенияотражают колебания упругойсреды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра-ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь-ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.
Обонятельные ощущения.Способность чувствовать запа-хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз-ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.
Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня-тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо-воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио-нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб-ности людей в приятных запахах.
Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек мо-жет ориентироваться в них.
Июль, таскающий в одеже Степной нечесаный растрепа,
Пух одуванчиков, лопух, Пропахший липой и травой,
Июль, домой сквозь окна
вхожий Ботвой и запахом укропа,
Все громко говорящий вслух. Июльский воздух луговой.
Пастернак Б. «Июль»
Вкусовые ощущениявозникают при помощи органоввкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-
нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу-щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни-ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис-лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.
Вкусовые ощущения человека находятся в большой за-висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус-нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са-мое любимое, блюдо кажется безвкусным.
Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы-ка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.
Кожные ощущения- тактильные (ощущения прикос-новения) и температурные (ощущения тепла или холо-да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при-косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз-лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон-чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви-тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож-даются положительным чувством, характер эмоциональ-ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи-вается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляю-щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио-нальные переживания.
Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо-нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.
Другая группа ощущений сообщает нам об изменени-ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущенияравновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу-щений мы ничего бы не знали о самих себе.
4 Дубровина 97
Двигательные (или кинестезические) ощущения- это ощу-
щения движения и положения частей тела. Благодаря дея-тельности двигательного анализатора человек получает воз-можность координировать и контролировать свои движе-ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Развитие кинестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана-лизатора. Для овладения движениями большое значе-ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.
Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша-ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер-ны для русского языка.
Без двигательных ощущений мы не могли бы нормаль-но выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каж-дой малейшей подробности акта движения.
Органические ощущениярассказывают нам о работе на-шего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд-ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.
Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.
«Нет сомнений, - говорил И.П. Павлов, - что для орга-низма важен не только анализ внешнего мира, для него
также необходимо сигнализирование вверх и анализиро-вание и того, что происходит в нем самом».
Органические ощущения тесно связаны с органически-ми потребностями человека.
Осязательные ощущения- это сочетания кожных и дви-гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.
Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза-ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ-ников получения информации об окружающих его пред-метах.
У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важ-нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов-лением пищи.
Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника-ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Например, слепоглухая Ольга Ско-роходова так пишет в стихотворении «К бюсту A.M. Горь-кого»:
Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет,
Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает...
Осязание имеет большое значение в трудовой деятель-ности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.
Ощущения равновесияотражают положение, занимае-мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са-димся на двухколесный велосипед, становимся на конь-ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.
При изменении положения тела происходит колеба-ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав-новесия тесно связаны с другими внутренними органами.
При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю-даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз-душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.
Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.
Болевые ощущенияимеют защитное значение: они сиг-нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело-век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не-чувствительность к боли - редкая аномалия, и она прино-сит человеку серьезные неприятности.
Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер-вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга-нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх-сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю-щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп-ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.
1.3. Основныезакономерности ощущений
Не все, что действует на наши органы чувств, вызыва-ет ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слы-шим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздра-жение должно достигнуть определенной величины. Слиш-ком слабые раздражители не вызывают ощущений.
Минимальная величина раздражителя, дающая замет-ное ощущение, называется абсолютным порогом ощуще-
Ния.
Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, самая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.
Величина абсолютного порога характеризует абсолют-ную чувствительность органов чувств, или способность ихреагировать на минимальные воздействия. Чем меньше ве-
личина порога ощущения, тем больше абсолютная чув-ствительность к данным раздражениям.
Абсолютная чувствительность определенных анализато-ров у разных людей различна. В мире нет совершенно оди-наковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех раз-личаются. Так, один человек слышит очень слабые зву-ки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, что-бы у последнего возникло слуховое ощущение, необходи-мо увеличить силу данного раздражителя (например, при-близить на более близкое расстояние тикающие часы). Та-ким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь р