Предмет и задачи психологической науки.
Предмет и задачи психологической науки.
Психология – наука о душе.
Предмет - факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Задачи психологии:
· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
· научиться управлять ими;
· использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
· быть теоретической основой практики психологической службы.
Теории, изучающие психологические и физиологические процессы.
Психологические теории. Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Психоанализ —комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах.
Физиологические теории. В медицине физиология является базисной теоретической основой, благодаря которой врач объединяет разрозненные знания и факты о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень дееспособности. А по степени функциональных нарушений, т.е. по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций — стремится устранить эти отклонения и вернуть организм к норме с учётом индивидуальных видовых или этнических, половых, возрастных особенностей организма, а также экологических и социальных условий среды обитания.
Отрасли психологии.
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Социальная психология изучает поведение человека в обществе.
Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности.
Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной.
4. Психология в системе научных дисциплин.
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология).
Методы психологии.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности.
Самонаблюдение - изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
Лабораторный эксперимент - протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент.
Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.
Функции психологии.
1) Активное отражение объективного мира
2) Строение собственной картины мира и осуществление на ее основе саморегуляции своего поведения и деятельности.
Этапы развития психологии
1 этап. Психология как наука о душе. Наличием души объясняли все явления. У всего существующего есть душа. Душа и тело разные субстанции. Материалистическая точка зрения на психику. Демокрит говорил, что душа состоит из мельчайших атомов , что они не поддаются человеческому сознанию. Идеалистическая точка зрения на психику. Сократ и Платон – душа божественна, идеальна. Познание мира – воспоминание души об идеальном мире. Идея Аристотеля о неразделимости души и тела. Душа рассматривается как функция тела.
2 этап. Психология как наука о сознании. Р. Декарт – взаимодействие души и тела. Декартовский дуализм (душа управляет телом) – породил психо-физиологическую проблему. В. Вундт в 1879 г открывает лабораторию по изучению психики. Психология – наука о структурах сознания. В области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Элементы сознания:
· Ощущения
· Образы
· Мысли
· Чувства
Наши элементы сознания – объективные (ощущения) и субъективные (чувства, эмоции).
Психология – наука о функциях сознания. Поток сознания – движение, непрерывное изменение сознания. Процессы сознания бывают непроизвольные (происходящие сами собой) и произвольные (организованные и направленные самим человеком).
3 этап. Психология - наука о поведении. Исследование поведения началось в 20 в. Задача психологии состоит в наблюдении за тем, что можно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). И.М.Сеченов – основоположник данного направления. В его работах основные психические процессы получают физиологическую трактовку. В данном подходе исключалась роль культурно-исторического развития. И.И.Павлов. Учение о рефлекторных связях деятельности организма повлияло на понимание физиологических основ психической деятельности.
4 этап. Психология – наука, изучающая факты, закономерности и проявления психики. Этот этап начался с середины 20 в. Психология стала многоотраслевой наукой и приобрела практическую область деятельности.
Классификация ощущений.
Классификация по Шелингтону:
1. Интерорецептивные – сигнализируют о происходящем в организме
2. Проприорецептивные – в мыщцах, сухожилиях, информируют о движении и положении тела
3. Экстерорецептивные – ощущения, возникающие при воздействии внешнего раздражителяна рецепторы, расположенные на поверхности тела (Дистантные и контактные)
Классификация по возникновению в ходе эволюции:
1. Органическая чувствительность - боль
2. Контактная – тактильная, осязательная чувствительность
3. Зрительная, слуховая
Классификация по модальности (по виду анализатора)
1. Зрительные
2. Слуховые
3. Осязательные
4. Мышечно-суставные (положение тела)
5. Статико-кинетические (положение в покое или движении)
6. Обонятельные
7. Вкусовые
8. Температурные
9. Болевые
10. Органические (отражение процессов происходящих внутри организма)
Принципы восприятия
1. Направление - близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
2. Сходство - схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
3. Близость - расположенное рядом воспринимается вместе.
4. Объективность установки -
5. Принцип общей судьбы - стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
6. Замкнутость - человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
Виды внимания
1. По происхождению
А) Генетическо-природноестественные
Б) Социально-обусловленные
2. По наличию специальных средств
А) Непосредственное
Б) Опосредованное
3. По волевому усилию
А) Непроизвольное
Б) Произвольное
Виды памяти
1. По длительности хранения
А) Сенсорная (следовая) – непосредственное сохранение информации в продолжение долей секунд.
Б) Кратковременная – удержание информации в течение недолгого времени (5-7 мин)
В) Долговременная - хранение информации в течение практически неограниченного срока
· Открытая д.п. - по своей воле можно извлечь, вспомнить нужную информацию
· Закрытая д.п. - при гипнозе, при раздражении участков мозга можно получить к ней доступ
Г) Оперативная – сопровождается действиями
Д) Промежуточная – хранит информацию в течение одних суток (очищается в течение сна – 4 часа)
Е) Генетическая
2. По способу запоминания
А) Двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций
Б) Эмоциональная – запечатление пережитых чувств, аффектов, собственных эмоциональных состояний
В) Образное – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные своего восприятия
Г) Вербальная – образуется информационная база человеческого интеллекта. Осуществляется большинство мыслительных операций
Понятие и виды воображения.
Воображение – психический процесс создания нового в форме образа , представления, идеи.
Виды воображения:
Галлюцинации
Мечты
Грезы
Сновидения
Процессы воображения
1. По результатам:
Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение
2. По степени целенаправленности:
Активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
Пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3. По приёмам воображения:
Агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
Схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
4. По степени волевых усилий:
Преднамеренное
Непреднамеренное
Виды мышления.
Виды мышления:
- по форме
1. наглядно-действенное (мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами, является ведущим у детей 2-3 лет)
2. наглядно-образное (мышление при непосредственной опоре на окружающую действительность, где мысли существуют в виде образов, доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста)
3. абстрактно-логическое (это такое мышление, в котором используются определённые понятия, оно всегда осознано и вербализованно, с младшего школьного возраста до 11-12 лет)
- по характеру
1. теоретическое (это такое мышление, которое используется для решения теоретических исследовательских задач)
2. практическое (это мышление, которое используется для решения практических задач)
- по степени развёрнутости
1. дискурсивная (мышление поэтапно развёрнуто, осознанно, протекает более медленно)
2. интуитивная (характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, малой осознанностью, особо значимо в сложных ситуациях деятельности)
- по степени новизны
1. репродуктивная (это мышление, при котором не создаётся новое)
2. продуктивная (его результатом является открытие принципиально нового или усовершенствованного старого).
Модель Л. Терстоуна
S: пространственный – способность оперировать в уме пространственными отношениями;
P: восприятие – способность детализировать зрительные образы;
N: – вычислительный – способность выполнять основные арифметические действия;
V: – вербальное понимание – способность понимать и раскрывать значение текстов и слов;
F: – беглость речи – способность быстро подобрать слово по заданному критерию;
М: – память – способность запоминать и воспроизводить информацию;
R: логическое рассуждение – способность выявить закономерность в ряду букв, фигур, цифр.
Речь и её функции.
Речь - форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Функции речи:
· Средство существования, передачи, усвоения общественно-исторического опыта
· Средство общения
· Орудие интеллектуальной деятельности
· Функция обозначения
· Функция обобщения
· Коммуникативная функция
Теории, изучающие эмоции.
1. Эволюционная теория
Эмоции появились в процессе эволюции живых существ. Механизмы адаптации приспосабливались к обстоятельствам жизни.
2. Теория когнитивного диссонанса
Отрицательные эмоции возникают, когда имеется диссонанс (несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности).
Положительные эмоции возникают, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе.
3. Информационная концепция
Сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации
Иерархия волевых качеств.
Целеустремленность - это:
- умение ставить ясные цели и задачи,
- умение планировать свои действия;
- умение осуществлять намеченное
Настойчивость - это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели.
Самообладание– это контроль над своими эмоциями.
Упрямство - качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований.
Податливость - такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц.
Волевые действия и их виды.
ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.
Простые (человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться).
Сложные (осознание цели и стремление достичь ее; осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения;
осуществление принятого решения)
Понятие и черты характера.
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
1) отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу; (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим, замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
2) черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, ответственное отношение к делу, настойчивость, лень, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость, самокритичность, скромность, самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм, эгоизм);
4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Неплодотворная ориентация
· Рецептивная (все хорошее приходит из вне)
· Эксплуататорская (все отбирается силой, хитростью)
· Стежательская (все есть у себя)
· Рыночная (человек как товар)
Плодотворная ориентация
· Деятельная (ритмичная смена активности и отдыха)
· Любящая (забота, уважение, знание)
· Разумная (проникновение в глубь)
Понятия мотива и мотивации.
Мотивация - побуждение к действию; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Предмет и задачи психологической науки.
Психология – наука о душе.
Предмет - факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Задачи психологии:
· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
· научиться управлять ими;
· использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
· быть теоретической основой практики психологической службы.