Тема №7. Интервью как метод оценки профессиональных компетенций
Виды интервью в отборе и оценке персонала: структурированное интервью, автобиографическое интервью, интервью по компетенциям, панельное интервью. Ограничения метода интервью в оценке профессиональных компетенций. Сравнительный анализ результатов интервью и других методов оценки персонала.
Аудиторная работа: 4 часов
Самостоятельная работа: 6 часов подготовка к практическому занятию, обработка и анализ результатов, написание отчета
Основная литература:
1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001 (Глава 4).
Дополнительная литература:
1. Куприянов Е.А. Стоит ли игра свеч: Валидность Центров оценки [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2011. Т. 1. № 1. С. 50–58. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
2. Лютенс Фред. Организационное поведение : Учебник для вузов : Пер.с 7-го изд.на англ.яз.– М. : ИНФРА-М, 1999, - 691с.
3. Мучински П. Психология, профессия, карьера. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. (Глава 4–5) (ридер).
Образовательные технологии
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика заданий текущего контроля
Домашнее задание
Темы домашних заданий
По результатам каждого практического задания студенты готовят письменный отчет. Содержание отчета обсуждается на занятиях.
Отчет должен включать следующие элементы:
· Титульный лист
· Введение
· цель, задачи, объект, предмет, гипотезы исследования
· методы исследования, способы обработки данных
· план исследования, описание процедур, инструкции испытуемому
· результаты
· обсуждение, интерпретация результатов
· выводы
· список используемой литературы
· приложения (при необходимости)
Примеры заданий:
1. исследование иллюзии Мюллера-Лайера методом минимальных изменений
2. Исследование динамики чувствительности и критерия принятия решения в условиях неопределенности локализации целевого сигнала в поле зрения с помощью метода "да-нет".
9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к аудиторным тестам и экзамену по всему курсу.
1. Какой тип измерительной шкалы дает метод балльной оценки?
2. С помощью какой шкалы рекомендуется проводить оценку нескольких объектов.
3. Как следует располагать на вертикальной и горизонтальной шкале для неопытных экспертов наиболее "положительное" значение?
4. Оправдано ли использование отрицательных чисел в шкале оценки эмоций, если мы имеем дело с неопытными экспертами?
5. Имеет ли смысл включать в шкалу крайние градации, если заранее известно, что они не будут использованы при оценивании?
6. Определить понятия ошибок: ошибка контраста, константная ошибка, ошибка ожидания, ошибка привыкания, галло-эффект, ошибка центрации, логическая ошибка, ошибка смягчения суждений.
7. Какими способами можно смягчить ошибки шкал: ошибку смягчения суждений, ошибку центрации,
8. Какой статистический показатель используется для усреднения оценок, полученных по группе испытуемых в методе балльных оценок?
9. Какой показатель используют для оценки вариативности данных, полученных в методе балльной оценки?
10. Что следует использовать, если необходимо оценить корреляцию между двумя шкалами балльных оценок, полученными по двум группам испытуемых?
11. В чем состоит метод шкалирования по стандартной шкале.
12. Что нужно сделать, чтобы избежать "галло-эффект" при балльном оценивании?
13. Какая шкала является наиболее сильной из измерительных шкал?
14. Какой шкале соответствует самый слабый уровень измерения?
15. Какие математические действия имеют смысл на шкале наименований?
16. Использование, каких математических операций допускается с числовыми данными, полученными в шкале порядка? в шкале интервалов? в шкале отношений?
17. Какими свойствами обладают шкалы: порядка, интервалов, отношений?
18. Какие шкалы позволяют оценивать количественные отношения между шкальными значениями?
19. Какие шкалы не дают количественной информации об измеряемых объектах?
20. Как называется минимальное различие в выраженности физического параметра двух стимулов, превышение которого приводит к восприятию их различия?
21. Для чего используется чередование в опыте восходящих и нисходящих рядов?
22. Какой из методов наиболее точно измеряет дифференциальный порог?
23. Какая из зависимостей может быть названа "психометрическая кривая"?
24. Как называется значение переменного стимула, вызывающее у испытуемого в 50% случаев ответ "больше"?
25. Как называется разность между верхним и нижним квартилем?
26. Как называется разность между медианой и стандартным стимулом?
27. В каком случае эффект влияния несенсорных факторов на пороговые меры будет наиболее сильным?
28. Из чего состоит эксперимент по проверке основных положений ТОС?
29. Для чего нужна тренировочная (тренировочные) серия (серии) в эксперименте ТОС?
30. "Асимптотический уровень" обнаружения сигнала определяется как ?
31. Каков порядок следования серий с разной вероятностью Р(S) в эксперименте по ТОС?
32. Какой параметр стимуляции следует менять в тренировочной серии?
33. Следует ли менять длительность предъявляения и/или тип стимула в ходе основного эксперимента, если d` оказывается вне заданного диапазона?
34. Что такое "сигнал" (значащий стимул)?
35. Что такое "шум" (пустой стимул)?
36. Теория обнаружения сигнала.
37. Как называется исход, определяемый площадью под кривой распределения "сигнал+шум" справа от критерия b?
38. Как называется исход, определяемый площадью под кривой распределения "шум" справа от критерия b?
39. Как называется исход, определяемый площадью под кривой распределения "сигнал+шум" слева от критерия b?
40. Как называется исход, определяемый площадью под кривой распределения "шум" слева от критерия b?
41. Можно ли произвольно изменять критерий?
42. Что такое фактор в терминах факторного анализа?
43. Что такое переменная в терминах факторного анализа?
44. Что является основной целью факторного анализа.
45. Какой вид имеют матрицы: смешения, корреляционная, факторная?
46. Что такое факторная нагрузка?
47. Какие формально-математические критерии нужно учитывать на этапе выбора минимального числа факторов для вращения?
48. Что представляют собой факторные нагрузки как элементы факторной матрицы?
49. Что представляют собой факторные нагрузки в графическом виде?
10 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Основная литература
1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: УМК «Психология», 2003, 2005.
2. Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения: Теория. Методы. М.: Аспект Пресс, 2011.
Дополнительная литература
1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Колл. автор.: Крылова А.А., Маничева С.А. СПб: Питер, 2002.
2. Эксперимент. Психологический практикум. Богданова Т.Г. и др. М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб: 2004.
4. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике М.: МПСИ, 2003.
5. Романов К.М. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ, 2002.
6. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии М.: Академия, 2005.Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб: 2004.
10.1 Дистанционная поддержка дисциплины
Дистанционная поддержка курса осуществляется в программе LMS
11 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Во время проведения лекционных и семинарских занятий используется проектор.
Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
Гусев А.Н., Кремлев А.Е. Компьютерная обучающая система “Практика”. М., Учебно-методический коллектор “Психология”, 1997-2006.
программу статистической обработки данных SPSS
Видеоматериалы Общего психологического практикума факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
11.2 Дистанционная поддержка дисциплины
Дистанционная поддержка осуществляется в виде проверки домашней работы по разделу 2.
Дистанционное общение с преподавателями осуществляется посредством электронной почты авторов программы, указанной на титульном листе программы.
12 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, оснащенный специальным программным обеспечением (PRAKTIKA, SPSS).
Стереонаушники, комплекты стимульного материала к различным заданиям, раздаточный материал для проведения лабораторных работ, средства для просмотра видеоматериалов на электронных и VHS носителях, секундомеры, диктофоны, подсобные материалы для проведения психологических тестов.