Занятие 19. «Путешествие в страну «Понимание»».
Цели:формирование коммуникативных УУД; усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, снятие психо-эмоционального напряжение, развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: веревка, мяч, очки, зеркало, запись с музыкой разных темпов.
Ход занятия.
Приветствие. "Хорошее настроение"
Разминка. Упражнение «Ракета»
Цель: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.
Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть
Психолог: «Сегодня МЫ пройдем испытания, которые сделают нас одной командой. Мы справимся с заданиями, только если будем уважать, помогать друг другу. Только тогда мы сможем попасть в страну «Понимание»».
Игра «Слепой и поводырь».
Цель: развитие умения доверять друг другу, сплочение классного коллектива, развитие навыков взаимодействия.
По извилистой тропе (выложена из верёвок) могут Пройти лишь два человека. Одному ребёнку завязывают глаза, второй ведёт его, держа за руку по тропе. Меняясь парами, по тропе проходят все дети.
Игра ''Скала '' (надо преодолеть гору).
Цель: сплочение классного коллектива, развитие навыков взаимодействия.
Дети стоят в шеренге, на полу верёвка на расстоянии 20 см от них. Ребёнок-скалолаз должен пройти вдоль шеренги, держась за детей, не выходя за пределы верёвки-тропы, дети поддерживают и подбадривают «скалолаза».
Мы преодолели неприступную гору и вышли к лесу.
Игра «Волшебный круг».
Цель: создание доброжелательной атмосферы, развитие эмпатии, сплочение классного коллектива.
Психолог: «Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.
Привал. Игра «Только весёлые слова».
Цель: учить договариваться взаимодействовать в группе сверстников.
Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова, остальные изображают эмоцию жестами, мимикой и т.п.
Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех»
«Игра «Лисонька, где ты?»
Цель: развитие произвольности.
Дети становятся полукругом, ведущий - в центре. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль «лисы». Все остальные – «зайцы».
По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто «лиса»? Ведущий завет: «Лисонька, где ты?» «Лиса» не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз «лиса» бросается ловить «зайцев».
Если «заяц» присел на корточки, его ловить нельзя. Пойманные «зайцы» выходят из игры.
Мы пришли в страну Понимания, где нас ждут новые задания.
Библиотека Чувств Феи Понимания.
Игра «Чтение эмоций».
Цель: учить понимать эмоции, застывшие на лицах (злость, гнев, удивление, радость, страх, страдание, грусть и т.д.). Подбираются фото из журналов, газет, домашних архивов (не рисунки). Дети рассматривают их. Воспитатель задает вопросы: - Что случилось с этим человеком? - Можно ли ему помочь? - Тебе хотелось бы с ним познакомиться?
Мы зашли в Зеркальную комнату, вы превратились в зеркала, Вас расколдуют, если сумеете правильно передать мимику, жесты товарища.
Игра «Зеркало».
Цель: развивать умение понимать и переживать чужие эмоции.
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-либо движение - другой повторяет его (в зеркальном отражении). Воспитатель предлагает в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, боль, отвращение ….).
Попали в Комнату волшебных звуков, в которой надо двигаться сообразно музыке. Фея наблюдает за вами.
Этюд «Танец пяти движений».
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа 1 минута.
• «Течение воды» – плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
• «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, чёткие, рубящие движения, бой барабанов.
• «Сломанная кукла» – неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
• «Полёт бабочек» – лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
• «Покой» – спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – отсутствие движений, «слушание» своего тела.
Нас встречает любимый Журавль Феи, он хочет поиграть с вами.
Этюд «На крыше у Шуры жил журавль Жура».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека (природы, животных, соотносить с собой) и умение адекватно выразить своё; сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе, снятие агрессивных проявлений.
Дети становятся в круг, берут за плечи друг друга и хором говорят:
«На крыше у Шуры Жил журавль Жура.
Он ходил вот так… Он взлетал вот так…
Он парил вот так… Отдыхал вот так…
Воду пил вот так… Он грустил вот так…
Танцевал вот так.. и т.д. сначала.
Вы выполнили все задания и вас встречает Фея Понимания. Я могу отдать волшебное кольцо, но оно исполняет только те желания, которые идут от доброго сердца, оно поможет вам вернуться домой и в будущем будет поддерживать вас своей волшебной силой добра, даже находясь далеко от вас.
Упражнение «Доброе животное».