Особенности научно – педагогического исследования
Научное исследование — это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое.
Эмпиризм — философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпирическое познание строится на изучении реальной действительности, практического опыта.. Занимаются эмпирическим исследованием, как правило, практики — профессионалы в той или иной области деятельности (учителя, социальные педагоги, психологи и др.).
Теоретическими исследованиями, как мы уже отметили, занимаются специально к тому подготовленные люди: профессора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.
В эмпирическом исследовании, как правило, используют такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при теоретических исследованиях, наряду с этими методами используют методы абстрагирования, идеализации, аксиоматизации, формализации, моделирования и др. Кроме того, на эмпирическом и теоретическом уровнях используют такие логические методы, как анализ — синтез, индукция — дедукция и др.
Задачи научного исследования условно можно разделить на три большие группы.
Первая группа связана с теоретическими проблемами социальной педагогики. К ним относятся уточнение объекта и предмета исследования науки, разработка ее понятийно-категориальной системы на основе изучения становления социальной педагогики за рубежом и в истории отечественной культуры, а также конкретных современных условий развития нашего общества; выявление принципов этих областей научной деятельности и критериев оценки социально-педагогических исследований, специфики методов исследования науки.
Вторая большая область научных исследований связана с разработкой теорий, обслуживающих непосредственно социально-педагогическую деятельность: исследование содержания, методов и средств, используемых в деятельности социального педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекционной педагогикой, историей социальной педагогики; разработка технологий деятельности социального педагога с различными группами детей и в различных социально-педагогических учреждениях и др.
Третья большая группа проблем связана с профессиональной подготовкой социального педагога: разработка концепций такой подготовки, уточнение стандартов профессиональной подготовки социального педагога, разработка комплекса учебных пособий: по социальной педагогике, истории социальной педагогики, социально-педагогическим технологиям и др.; разработка содержания, форм и методов семинарских, лабораторных занятий, практикумов, форм и методов проведения практики, аттестации выпускников учебных заведений и др.
Важную роль в организации социально-педагогического исследования играют три группы принципов:
а) общей методологии;
6) методологии социальной педагогики;
в) организации социально-педагогической деятельности.
Принципы общей методологии отражают требования к исследовательской деятельности, обеспечивают взаимодействие между теорией и практикой, дают практике научно обоснованные ориентиры. Это принципы объективности, научности, единства логического и исторического, концептуального единства исследования, системного подхода, соотнесения существующего и желательного, потребного.
Принципы методологии социальной педагогики подчеркивают особенности функционирования исследовательской деятельности, поскольку в них в концентрированном виде выражены требования, направленные на комплексное решение социальных проблем клиента, группы, семьи и т.д. на основе сопряжения социальных и личностных ценностей. В эту группу входят:
1) принцип социально-средовой обусловленности.
2) принцип создания гуманных отношений в социуме.
3) принцип комплексной социально-педагогической помощи и поддержки.
Принципы организации социально-педагогической деятельности подчеркивают сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной педагогики, проявление субординационных, координационных, корреляционных связей и отношений. Базовыми в этой группе являются:
1) принцип мотивационного обеспечения;
2) принцип синергетического подхода;
3) интегративный принцип;
4) принцип антропологического подход;
5) принцип герменевтического подхода.