Предмет социальной психологии.
Модуль 1
Предмет социальной психологии.
Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп. Социальная психология как отрасль психологической науки возникает на стыке общей психологии и социологии.
Задачи социальной психологии:
1. выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике;
2. Достраивание своего собственного знания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследования.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.
Можно выделить несколько сфер социально-психологического анализа, каждая из которых выполняет свои задачи:
1. взаимодействие в системе Я–другой;
2. исследование влияния различных социальных условий на поведение и личностные особенности человека.
3. влияние Я на социальные условия;
4. взаимодействие в системе Группа–Группа.
Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов:
а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы;
б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями.
Феномен – исключительное явление, данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств. То, что мы в своем восприятии выделяем как целое на фоне потока разнообразной информации, воздействующей на наши органы чувств. Фрагмент реального мира, воспринимаемый индивидом как целое.
Социальная психология исследует такие феномены, а также причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, как:
Подражание, внушение, убеждение;
Сплочённость и конфликтность;
Совместная деятельность и межличностные отношения.
Методы социально-педагогического исследования.
Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Понятие "методология" имеет два основных значения:
а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
В общенаучном плане, метод - путь исследования, теория, учение - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности "
Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основеопределенного метода может быть создано множество методик.
Личность как субъект и объект общественных отношений.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова);
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений.
Структура личности
Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы.
1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» – синонимы, то структура личности включает все характеристики человека, если личность – это социальное качество человека, должны описываться лишь социальные свойства.
2. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности».
Принципы построения структуры личности различны: это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.), индивидуально-психологические особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются именно социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.)
А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально-психологическую структуру личности следующие качества:
- ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы), когнитивные характеристики (картины мира);
- «Я – характеристики» («Я – концепцию», «Я – образ», самоотношение, самооценку);
- локус контроля;
- социально-психологическую компетентность личности;
- статусно-ролевые характеристики личности;
- эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности.
Модуль 2
Общение как взаимодействие.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.
В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Виды взаимодействия
Все виды разделяются на два противоположных вида:
- кооперацию (сотрудничество);
- конкуренцию (конфликт).
Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели.
Кооперация— необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:
а) разделение единого процесса деятельности между участниками;
б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают.
Три основные формы взаимодействия:
1)кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
2) конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
3) конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п.
Модуль 1
Предмет социальной психологии.
Социальная психология – отрасль психологического знания, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп. Социальная психология как отрасль психологической науки возникает на стыке общей психологии и социологии.
Задачи социальной психологии:
1. выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике;
2. Достраивание своего собственного знания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследования.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм вплетения индивидуального в ткань социальной реальности.
Можно выделить несколько сфер социально-психологического анализа, каждая из которых выполняет свои задачи:
1. взаимодействие в системе Я–другой;
2. исследование влияния различных социальных условий на поведение и личностные особенности человека.
3. влияние Я на социальные условия;
4. взаимодействие в системе Группа–Группа.
Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов:
а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы;
б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями.
Феномен – исключительное явление, данное человеку в его непосредственном опыте и постигаемое им при помощи чувств. То, что мы в своем восприятии выделяем как целое на фоне потока разнообразной информации, воздействующей на наши органы чувств. Фрагмент реального мира, воспринимаемый индивидом как целое.
Социальная психология исследует такие феномены, а также причины, условия, закономерности и механизмы их проявления, как:
Подражание, внушение, убеждение;
Сплочённость и конфликтность;
Совместная деятельность и межличностные отношения.