Тема 9. Экспертная оценка. Оценочная биполяризация
Рейтинг. Метод оценки третьих лиц компетентными лицами (экспертами).
Процедура рейтинга: выбор объектов исследования, субъектов оценивания, разработка списка личностных качеств, составление словаря, разработка шкалы оценки личностных качеств, оформление опросного листа, пилотаж, опрос, количественная обработка, интерпретация оценок, выводы и рекомендации.
Групповая оценка личности (ГОЛ) как разновидность рейтинга, сферы ее практического применения.
Оценочная биполяризация (семантический дифференциал, полярные профили) как система оценки человека по степени подобия его окружающим или противопоставления себя другим. Практическое применение списков прилагательных в психологических исследованиях.
Тема 10. Контент-анализ
Контент-анализ – метод качественно-количественного изучения содержания документов. История метода. Рассмотрение документа как сообщения, которое выполняет коммуникативную роль. Формула коммуникации Г.Лассуэла.
Программа контент-анализа. качественные (слово, суждение, тема, персонаж, автор, целое сообщение или публикация) и количественные (количество пространства и времени в сообщении, частота информации, объем, содержание, знак, тип материала) единицы контент-анализа.
Основные области применения контент-анализа. Изучение через сообщение их создателей, содержания сообщения, средств коммуникации, респондентов коммуникации, эффектов воздействия и др.
Применение контент-анализа при изучении общественного мнения, в рекламе и других сферах социальной жизни. Сильные и слабые стороны метода.
Тема 11. Фокус-группа
Метод фокус-групп, базовый групповой метод качественного анализа, – групповое интервью в форме дискуссии. Сферы применения фокус-групп. Преимущества и ограничения фокус-групп.
Проблема валидности результатов. Два вида валидности: очевидная, предсказательная.
Социально-психологические характеристики фокус-групп.
Планирование фокус-группы и подбор ее участников. Процедура и методические приемы фокус-группы. Составление сценария фокус-группы и плана интервью.
Роль ведущего фокус-группы. Стратегии модератора на разных этапах фокус-группы. Организация работы фокус-группы. Анализ данных.
План практических (семинарских) занятий
№ п/п | Наименование тем дисциплины | Содержание (вопросы для подготовки, задания) практических (семинарских) занятий, литература для подготовки к занятиям | Форми-руемые компе-тенции | Формы контроля усвоения знаний | |
Метод наблюдения | Основные вопросы Возможности и ограничения метода наблюдения. Виды наблюдения. Классификация видов наблюдения по направленности, полноте, позиции наблюдателя, форме записи, ограничениям, вводимым наблюдателем. Проблемы объективности и достоверности результатов наблюдения. Пути повышения объективности. Основные ошибки наблюдения. Качества личности (Г.Олпорт), обусловливающие точность наблюдения. Наблюдательность как свойство личности. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Эксперимент | Основные вопросы Роль экспериментального метода в сближении психологии и естественных наук. Виды экспериментов. Виды переменных в эксперименте. Типичные стратегии организации эксперимента. Доэкспериментальные планы исследования. План исследования с контрольной группой и тестированием только после воздействия, план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. Характеристика экспериментальной ситуации. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Опросные методы. Анкета. Интервью. Беседа | Основные вопросы Виды анкет. Требования к вопросам анкет. Основные виды интервью. Основные фазы ведения интервью. Требования к личности интервьюера. Типы «трудных» респондентов. Беседа и ее функции. Открытые, закрытые и косвенные формы вопросов. Типы собеседников. Требования к психологу при проведении беседы. Достоинства и ограничения опросных методов. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Тестирование | Основные вопросы Краткая история развития тестологии. Основные требования к тестам. Надежность, точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от случайных факторов. Валидность: концептуальная, содержательная, критериальная и др. Стандартизация теста и процедуры тестирования. Границы адекватности и корректность использования тестов. Классификации тестов. Достоинства тестов. Ограничения в применении тестов. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Биографические методы | Основные вопросы Проблема жизненного пути человека. Основные источники биографического метода. Биографическая анкета, анамнез. Анализ личных документов. Автобиография (хроника, самоуправление, исповедь, самоанализ). Дневники, письма. Методы их анализа и интерпретации. Биографические опросники. Проективные методы исследования биографии. Изучение биографии семьи как способ семейной психотерапии и практической психологической помощи. Методы генограммы как метод изучения семейной истории и коррекции семейных конфликтов. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Социометрия. | Основные вопросы Виды социометрических критериев. Социометрическая карточка. Социоматрица. Социограмма, ее виды. Социометрические индексы (персональные, групповые). Достоинства и недостатки метода. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Экспертная оценка. Оценочная биполяризация | Основные вопросы Рейтинг. Метод оценки третьих лиц компетентными лицами (экспертами). Процедура рейтинга: Групповая оценка личности (ГОЛ) как разновидность рейтинга, сферы ее практического применения. Оценочная биполяризация (семантический дифференциал, полярные профили) как система оценки человека по степени подобия его окружающим или противопоставления себя другим. Практическое применение списков прилагательных в психологических исследованиях. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Контент-анализ | Основные вопросы История метода. Рассмотрение документа как сообщения, которое выполняет коммуникативную роль. Формула коммуникации Г.Лассуэла. Программа контент-анализа. Качественные и количественные единицы контент-анализа. Основные области применения контент-анализа. Применение контент-анализа при изучении общественного мнения, в рекламе и других сферах социальной жизни. Сильные и слабые стороны метода. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. | ||
Фокус-группа | Основные вопросы Сферы применения фокус-групп. Преимущества и ограничения фокус-групп. Проблема валидности результатов. Виды валидности. Социально-психологические характеристики фокус-групп. Планирование фокус-группы и подбор ее участников. Процедура и методические приемы фокус-группы. Составление сценария фокус-группы и плана интервью. Роль ведущего фокус-группы. Стратегии модератора на разных этапах фокус-группы. Организация работы фокус-группы. Анализ данных. | ПК-1-8, 12, 13, 16 | Доклады, обсуждение, круглый стол. |
Образовательные технологии