Тема 12. Социальная психология в практических видах деятельности.
Темы докладов:
1. Психология ведения переговоров
2. Психология делового общения.
3. Психология в маркетинге и рекламе.
4. Психология потребительского поведения.
5. Социальная психология организации совместной трудовой деятельности.
6. Социально-психологические основы командообразования.
7. Психология профессионального отбора.
8. Методы и технологии психологического воздействия.
9. Компетентностный подход в организационной психологии.
Диагностические методики к практическому занятию
1. Профориентационный тест Е.А. Климова.
2. Методика PTAT.
8. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
При оценке письменных работ (рефератов) преподаватель руководствуется следующими критериями:
· соответствие содержания текста выбранной теме;
· наличие четкой и логичной структуры текста;
· наличие в письменной работе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;
· обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;
· отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;
· соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;
· срок сдачи реферата.
Письменные работы сдаются студентами после прохождения (усвоения) всего курса. В случае, если письменная работа не была сдана в установленный срок, за каждый просроченный день предусмотрено снижение оценки.
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение научной проблемы, приобретение навыка анализа информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.
Рекомендуемый объем реферата – 8-10 страниц (за исключением библиографического списка литературы). В структуре реферата должны быть представлены: титульный лист, оглавление, введение с указанием цели и задач работы, реферативный раздел с обязательной рубрикацией, заключение и выводы, список литературы.
Следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы.
Темы рефератов по курсу «Социальная психология»:
1. История развития социальной психологии и дискуссия о предмете ее исследования в нашей стране.
2. Теория коллектива в отечественной психологии: критический анализ.
3. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева и современная социальная психология.
4. Теория символического интеракционизма.
5. Общение и психические процессы.
6. Психология толпы.
7. Феномен «сдвига к риску».
8. Эксперимент в социальной психологии.
9. Социальная психология и культура.
10. Прикладные методы социальной психологии.
11. Социальная психология семьи.
12. Социальная психология личности.
13. Социальная психология обмана.
14. История исследований социально-психологической установки.
15. Социально-психологические факторы формирования профессиональной команды.
16. Групповое принятие решений и групповое решение задач.
17. Социальная психология и концепция коллективного бессознательного.
18. Социальная психология в средствах массовой информации.
19. Социальная психология и социология в системе наук о человеке.
20. Значение социальных коммуникаций в развитии личности.
21. Компетентность в общении и профессиональная деятельность.
22. Эмпатия как механизм межличностного взаимодействия.
23. Эффективная коммуникация: факторы и средства.
24. Основные эффекты межличностного восприятия.
25. Трудности и барьеры социальных коммуникаций.
26. Причины возникновения конфликтов.
27. Способы разрешения конфликтных ситуаций.
28. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
29. Психология влияния.
30. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
31. Проблемы делового общения.
32. Факторы эффективной самопрезентации.
33. Социальные установки и их влияние на развитие межличностных отношений.
Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу
«Социальная психология»:
1. Социальная психология в системе научного знания. Объект, предмет и задачи социальной психологии.
2. Этапы становления социальной психологии как науки. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.
3. Направления исследований социально-психологических феноменов: необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Д. Хоманс)
4. Направления исследований социально-психологических феноменов: психоаналитическая ориентация (В. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, В. Шутц)
5. Направления исследований социально-психологических феноменов: когнитивное направление (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Таненбаум)
6. Направления исследований социально-психологических феноменов: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, И. Гофман, Г. Гарфинкель)
7. Зарождение и развитие социальной психологии в России. Деятельностный подход к исследованию социально-психологических явлений.
8. Общественные и межличностные отношения. Общение как социальная связь.
9. Определение понятия, виды, структура и функции общения.
10. Коммуникативная сторона общения.
11. Перцептивная сторона общения.
12. Интерактивная сторона общения.
13. Стили общения. Вербальная и невербальная коммуникация.
14. Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях.
15. Проблема социального восприятия и социального познания.
16. Атрибутивные процессы. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки атрибуции.
17. Социальная установка (аттитюд): структура и функции. Парадокс Лапьера.
18. Формирование социальных установок: бихвиористский, когнитивистский, мотивационный подходы.
19. Проблема взаимосвязи аттитюдов и поведения.
20. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения.
21. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюдов и поведения.
22. Психология социальных сообществ. Классификации групп.
23. Малая группа: типология, структура, условия образования, уровни развития.
24. Большие социальные группы и их классификация.
25. Массовые психические явления: общественное мнение, массовое настроение, слухи, традиции, паника.
26. Социально-психологические феномены: социальная фасилитация и ингибиция, социально-психологическая установка, феномен социального влияния.
27. Групповые нормы. Групповая совместимость и сплочённость.
28. Групповые эффекты: влияние меньшинства, подражание, групповой фаворитизм, конформизм и подчинение
29. Понятие лидерства. Теоретические подходы к исследованию лидерства. Типологии лидерства и классификации лидеров.
30. Понятие социализации. Сферы социализации. Факторы и стадии социализации личности.
31. Понятие и структурные компоненты Я-концепции.
32. Методы социально-психологического исследования: наблюдение и эксперимент.
33. Методы социально-психологического исследования: опрос, семантический дифференциал, контент-анализ.
34. Методы социально-психологического исследования: социометрический тест, фокус-группа.
35. Проблемы применения методов социально-психологического исследования и качества получаемой исследовательской информации.
36. Перспективы и направления развития социальной психологии в нашей стране.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология (любой год издания).
2. Майерс Д. Социальная психология. 7-е издание. – СПБ.: Питер, 2014.
3. Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПБ.: Питер, 2014.
2. Вундт В. Проблемы психологии народов. – М.: Академический проект, 2011.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер. – http://www.klex.ru/7lv
4. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. – Альпина Нон-фикшн, 2014.
5. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2010.
6. Костин Э.Д. Факты, закономерности и варианты совместимости. Психология межличностных отношений. – Центрполиграф, 2012.
7. Лебедев А.Н. Психология для экономистов. – М.: Юрайт, 2014.
8. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Академический проект, 2014.
9. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. 3-е издание. – СПБ.: Питер. - http://www.klex.ru/esi
10. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М.: Академический проект, 2011.
11. Райгородский Д.Я. Психология масс. Хрестоматия. – М.: БахраХ-М, 2010.
12. Ридли М. Происхождение альтруизма и добродетели. – М.: Эксмо, 2014.
13. Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп. Учебное пособие. – Феникс, 2012.
14. Тард Г. Законы подражания. – М.: Академический проект, 2011.
15. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2013.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Электронно-библиотечная система IPRbooks, а также электронные библиотеки:
http://www.iprbookshop.ru/
http://www.gumer.info
http://sbiblio.com/biblio/
http://bookap.info/
http://flogiston.ru/
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедиа-проектор, экран, компьютер с программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, флипчарт, маркеры.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Дисциплина «Социальная психология» ориентирует студента на научно-исследовательские, прикладные, управленческие и культурно-образовательные виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению научных, научно-практических и прикладных задач профессиональной деятельности.
В ходе освоения курса должна быть предусмотрена планомерная организация последовательности различных видов аудиторных занятий: лекций, семинаров и практических занятий. При изложении каждой темы необходимо указание на ее связь, как с современными проблемами науки, так и с практическими вопросами.
Рекомендации по работе над текстом лекций сводятся к следующему: не
следует много и подробно записывать на лекции «все подряд». Студентам необходимо коротко записывать основные термины и положения, отмеченные преподавателем. Запись лекций ведется в произвольной форме. Слушание и записывание лекций является одной из решающих форм последующего самообразования студентов. Именно активное слушание лекций создает предварительные условия для вовлечения студентов в самостоятельные исследования. Слушание лекций - сложный вид интеллектуальной деятельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим "умением слушать",во-вторых, стремлением воспринимать материал (воспринимать осмысленно, а не механически), записывая нужное. Запись лекции помогает сосредоточить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала преподавателем.
Запись лекции лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами так, чтобы студент смог бы разобраться в них легко и безошибочно. Даже хорошо записанная лекция предполагает дальнейшую самостоятельную работу над ней (осмысление ее содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над лекцией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть новых понятий, при необходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранив неточности в записях. Работа над лекцией стимулирует самостоятельный поиск ответов на самые различные вопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать, какой дополнительный материал привлечь.
Главным средством, направляющим самообразование, является выполнение различных заданий по теме лекции, например, подготовка докладов и написание рефератов.
Семинар как вид учебного занятия проводится в стандартных учебных аудиториях. Необходимыми элементами, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выступлений студентов. Семинарские занятия могут носить репродуктивный (повторение пройденного материала) и поисковый характер.
Для повышения эффективности проведения семинарских занятий рекомендуется: разработка комплекса вопросов для семинара, применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ.
Практические занятияимеют целью закрепить знания, перенести их
в новую ситуацию, сформировать у студентов навыки в решении практических задач и ситуаций. При этом происходит и обобщение, и конкретизация, и использование практических сведений из ряда других предметов. Основными методамипри проведении практических занятий становятся: ролевые игры, практика проведения мини исследований, анализ конкретных ситуаций.
12. Технология формирования компетенций по дисциплине
Наименование дисциплины | код компетенции (ФГОС) | Обязательный (пороговый уровень требований к освоению компетенции) | Технология формирования | Формы оценочного средства | |
(ОК-3) Владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений | Знать: 1. предмет социальной психологии 2. взаимосвязь социальной психологии с другими науками 3. особенности методологии социальной психологии 4. историю возникновения социальной психологии как самостоятельной дисциплины 5. основных представителей отечественной и зарубежной социальной психологии 6. особенности организации исследований с участием человека Уметь: 1. разделять научную и научно-популярную информацию 2. анализировать социально-психологические явления Владеть: 1. социально-психологической терминологией 2. обобщением и анализом результатов социально-психологических исследований | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 4. Семинары в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий | 1. Написание конспектов лекций 2. Выступление на семинарах 3. Доклад 4. Написание реферата | ||
(ОК-4) Использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики | Знать: 1. основные методы социально-психологического исследования 2. основные сферы применения каждого метода 3. достоинства и недостатки каждого метода Уметь: 1. проводить социально-психологические исследования методами социальной психологии 2. обрабатывать и интерпретировать полученные в исследовании данные 3. применять психологические и социально-психологического методы для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетентности. Владеть: 1. практическими навыками проведения социально-психологических исследований | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 4. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Выполнение практического задания | ||
(ОК-5) Применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (формируется частично, курсивом выделена та часть компетенции, которая осваивается в процессе изучения курса «Социальная психология») | Знать: 1. типы и виды социально-психологических экспериментов, экспериментальные планы 2. основные проблемы социально-психологического эксперимента Уметь: 1. проводить социально-психологические эксперименты с соблюдением этапов и правил формирования контрольных и экспериментальных групп Владеть: 1. практическими навыками проведения социально-психологических экспериментов | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 4. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Выполнение практического задания | ||
(ОК-7) Восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей | Знать: 1. феномены социальной психологии (фасилитация, ингибиция, социальная установка, социальная перцепция, социальное влияние и представления, атрибутивные процессы, эмпатия и др.) 2. понятие и концепции личности отечественных и зарубежных авторов 3. индивидуально-психологические особенности личности 4. специфику межличностного общения 5. виды коммуникации и коммуникативных барьеров 6. основные этапы передачи информации между людьми 7. основные условия протекания процесса коммуникации. Уметь: 1. определить способ обработки информации 2. определить систему невербальной коммуникации Владеть: 1. различными стилями общения 2. Различными способами воздействия на людей (убеждение, внушение, заражение, подражание и др.) | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 4. Семинары в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Написание конспектов лекций 2. Выступление на семинарах 3. Доклад 4. Написание реферата | ||
(ПК-2) Отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций | Знать: 1. основные методы социально-психологического исследования 2. основные сферы применения каждого метода 3. достоинства и недостатки каждого метода Уметь: 1. проводить социально-психологические исследования методами социальной психологии 2. обрабатывать и интерпретировать полученные в исследовании данные Владеть: 1. Методами математико-статистической обработки данных и их интерпретацией | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Практическое задание 2. Написание реферата | ||
(ПК-5) Выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам | Знать: 1. Понятие группы в социальной психологии и их основные характеристики 2. Классификацию групп, их структуру, механизмы образования и развития 3. Динамические процессы в малой группе 4. Вилы и принципы социального влияния, условия ослабления/усиления разных видов социального влияния. 5. основные формы и виды социального взаимодействия 6. основные принципы конфликтного поведения (определения, причины возникновения, способы поведения и разрешения) 7. основные подходы к исследованию межгрупповой агрессии Уметь: 1. определить тип социального влияния 2. определить причины возникновения асоциального поведения 3. определить причины агрессивного, конфликтного поведения в межгрупповых отношениях Владеть: 1. методами снижения межличностного и межгруппового конфликта | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 4. Семинары в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Написание конспектов лекций 2. Выступление на семинарах 3. Доклад 4. Написание реферата | ||
(ПК-8) Ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности | Знать: 1. основные методы социальной психологии 2. специфику протекания межличностных и межгрупповых процессов Уметь: 1. организовать социально-психологическое исследование (эксперимент) 2. подбирать методики адекватные целям и задачам исследования Владеть: 1. методами социально психологии, методиками диагностики личностных характеристик и социально-психологических явлений. | 1. Самостоятельная работа 2. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 3. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Выступление на семинарах 2. Доклад 3. Написание реферата | ||
(ПК-10) Пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | Знать: 1. сферы применения социально-психологических знаний на практике 2. методы изучения социально-психологических явлений Уметь: 1. организовать социально-психологическое исследование (эксперимент) 2. подбирать методики адекватные целям и задачам исследования Владеть: 1. навыками проведения социально-психологических исследований в научной и практической деятельности 2. методами социально психологии, методиками диагностики личностных характеристик и социально-психологических явлений. | 1. Самостоятельная работа 2. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 3. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Практическое задание 2. Доклад 3. Написание реферата | ||
(ПК-11) Участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | Знать: 1. основные методы социальной психологии 2. специфику протекания межличностных и межгрупповых процессов Уметь: 3. организовать социально-психологическое исследование (эксперимент) 4. подбирать методики адекватные целям и задачам исследования Владеть: 5. навыками проведения социально-психологических исследований в практической деятельности 6. методами социально психологии, методиками диагностики личностных характеристик и социально-психологических явлений. | 1. Самостоятельная работа 2. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 3. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Практическое задание 2. Доклад 3. Написание реферата | ||
(ПК-12) Проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии | Знать: 1. сферы применения социально-психологических знаний на практике 2. методы изучения социально-психологических явлений 3. психологию потребительского поведения Уметь: 1. Использовать социально-психологические методы для конкретных задач практики Владеть: 1. Методами ведения переговоров, управления организацией, технологией психологического воздействия, | 2. Самостоятельная работа Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 6. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Практическое задание 2. Доклад 3. Написание реферата | ||
(ПК-13) Реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (формируется частично, курсивом выделена та часть компетенции, которая осваивается в процессе изучения курса «Социальная психология») | Знать: 1. феномены социальной психологии 2. понятие и концепции личности отечественных и зарубежных авторов 3. индивидуально-психологические особенности личности 4. специфику межличностного общения 5. основные условия протекания процесса коммуникации 6. этапы, механизмы и культурные особенности социализации Уметь: 1. определить тип общения 2. определить причины возникновения внутриличностных проблем человека Владеть: 1. различными стилями общения 2. различными способами воздействия на людей (убеждение, внушение, заражение, подражание и др.) | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения 4. Практические занятия в диалоговом режиме, в виде групповых дискуссий и т.д. | 1. Написание конспектов лекций 2. Выступление на семинарах 3. Доклад 4. Написание реферата | ||
(ПК-20) Просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | Знать: 1. основные социально-психологические феномены 2. особенности межличностных и межгрупповых отношений 3. социальную психология больших и малых групп Уметь: 1. применять основные положения социальной психологии в профессиональной деятельности психолога для повышения уровня культуры общества 2. применять социально-психологические методы для развития населения Владеть: 1. Социально-психологическими навыками публичной речи, аргументации и ведения дискуссии 2. Психологическими навыками работы с аудиторией 3. Практическими навыками проведения социально-психологических исследований | 1. Лекции 2. Самостоятельная работа 3. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных приемов обучения | 1. Выступление на семинарах 2. Доклад |
Приложение