Методы психологической диагностики. Тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей
Психодиагностика– этообластьпсихологическойнауки, в рамках которой разрабатываются способы, методы, приёмыраспознавания индивидуально-типологических особенностей личности.
Методы психологической диагностики:
- беседа
- наблюдение(структурировано, фиксируется)
- эксперимент (лабораторный, естественный)
- тестирование(отличается своей измерительно-испытательной направленностью.Результат – количественная оценка измеряемого явления)
- опрос, анкетирование
- педагогическая документация наребёнка– что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности
- медицинская документация– анамнез, история развития, болезни
- сбор психологического анамнеза– информация о семье, окружение. Метод исследования личности – А.Е. Личко
- психобиографический анамнез– сбор информации о ситуации развития
Тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей:
- Методика определения темпераментадетей дошкольного возраста (Например, методика «Перенос кубиков»)
- Методика диагностики типа самооценки дошкольника (Например, методика «Лесенка»)
- Методика изучения самооценки и морального поведения и другие методики.
Опросные методы в детской психологии. Особенности ведения клинической и проективной беседы
Метод опроса применяется в ограниченных пределах. До 4 лет опорос проводится так, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения, цель которого – выяснить, как дети оценивают величину изображённых предметов и расстояние между ними. После 4 - х лет становиться возможным и опрос, предполагающий словесные ответы детей, т.е. беседа, когда нужно выяснить знания и представления ребёнка, его мнение о предметах, явлениях, событиях, людях и их поступках, о самом себе. Вопросы должны быть понятны и интересны ребёнку и ни в коем случае не должны содержать подсказки. Беседа с изменяющимися вопросами значительно продуктивнее. Ответы ребёнка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Ответы ребёнка записывают буквально.
Проективный тест – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Ребёнку предлагается ряд неясных стимулов (образа, цвета и т.д.), исходя из предположения, что его реакция будет отражать бессознательные страхи и устремления. Наиболее известным проективным тестом является тест Роршаха.
Клиническое интервью – метод получения информации с помощью устного опроса и проведения терапевтической беседы, при оказании психологической помощи. Благодаря своей гибкости даёт клиенту возможность осознать его внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения, что было бы менее вероятно при использовании других методов. Специалист, проводящий беседу, руководствуется не только содержанием ответа участника опроса, но и его поведенческими реакциями.
Анамнестическая беседа – получение сведений о прошлом изучаемого либо от него самого, либо от хорошо знающих его лиц (при объективном анамнезе).
№9. Метод изучения продуктов детской деятельности. Рисунок как средство изучения микросреды ребёнка
Метод является вспомогательным. Продукты деятельности детей – это их рисунки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочинённые ими сказки, стихи. То, что ребёнок делает по прямым указаниям взрослых, помогает выявить имеющиеся у него возможности понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и т.д. Гораздо более важны результаты самостоятельной деятельности, особенно рисунки, созданные ребёнком по замыслу. В рисунках подчёркиваются те особенности, с которыми ребёнок познакомился в процессе действия, они также дают возможность судить и об умственном развитии их авторов. Продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.
Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребёнка
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребёнка, так как, рисуя, ребёнок отражает своё отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости; состав нарисованной семьи в сравнении с реальной; 4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине.
Популярность рисуночных методик объясняется несколькими причинами.
1. Процесс рисования оказывает исключительное, растормаживающее действие на ребёнка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребёнком.
2. Рисунки удобны в применении: во-первых, лист бумаги и карандаш - это весь необходимый инструментарий, а во-вторых, ребёнок как бы сам фиксирует при помощи карандаша свои действия, движение мысли. Это даёт возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.
3. Рисуночные методики (в частности, рисунок семьи) - высокоинформативное средство познания личности ребёнка, отражающее то, как ребёнок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье.
4. Процесс рисования, особенно при изображении значимых для ребёнка ситуаций, обладает психотерапевтическим действием. В рисунке ребёнок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуации.
Развёрнутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была впервые представлена в работе У. Вольфа. Он давал детям задание: «Нарисуй свою семью».
В рисунке автор анализировал:
1) последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье: ребёнок начинает рисунок с более значимого лица и заканчивает менее значимым;
2) пространственное расположение членов семьи, являющееся, как считает автор, показателем их эмоциональной близости;
3) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной (отсутствие члена семьи в рисунке - редкий случай; часто оно выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого члена семьи);
4) отличия между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, в величине. Несоответствие соотношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем фактами реальности. Изображение ребёнком других членов семьи неадекватно большими У. Вольф связывает с восприятием их доминантности, рисование большим себя - с чувством своей значимости в семье. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что эти различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела.
Можно условно выделить основные параметры интерпретации рисунка: а) структура рисунка семьи; б) особенности нарисованных членов семьи; в) процесс рисования.
Интерпретация структуры рисунка семьи (расположение фигур, сравнение составов нарисованной и реальной семьи). Получив инструкцию «нарисуй свою семью», ребёнок не просто решает творческую задачу, но в первую очередь определённым образом структурирует воображаемую социальную ситуацию. Считается, что такое задание предоставляет ребёнку возможность выразить свои чувства к другим членам семьи, субъективную оценку собственного места в семье. Эти психологические параметры отражаются в особенностях структуры семьи и, следовательно, могут быть идентифицированы специалистом. Такой подход основывается на гипотезе о том, что структура рисунка семьи не является случайной, а связана с переживаемыми и воспринимаемыми внутрисемейными отношениями; отражает общее отношение к рисунку семьи, которая может быть адекватно оценена только с помощью интерпретации конкретных параметров структуры рисунка семьи.
Изучение рисунков, аппликаций, конструкций, созданных детьми, нередко применяется в сочетании с разными видами эксперимента. В этих случаях по особенностям продуктов деятельности можно судить о том влиянии, которое оказывают на деятельность условия, созданные в эксперименте.
№ 10. Близнецовый метод
Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году.
Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких допущениях.
Во-первых, предполагается равенство сред для партнёров как в парах МЗ, так и парах ДЗ близнецов.
Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорождёнными. В обратном случае результаты близнецовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так же не должно быть систематических различий между самими типами близнецов.
Во время внутриутробного развития близнецы часто оказываются в неравных условиях. Так, все питательные вещества и кислород поступают в плод через плаценту. Все ДЗ близнецы и примерно одна треть МЗ близнецов имеет раздельные хорионы и плаценты. При этом одному из близнецов может не доставать богатой кислородом и питательными веществами артериальной крови, возможный же избыток того и другого у второго близнеца также может не способствовать нормальному развитию. К счастью, обычно возникает несколько примерно равных по мощности шунтов компенсирующих друг друга. Если же компенсация недостаточна, то один из близнецов развивается в условиях дефицита кислорода и питательных веществ. В этом случае при рождении наблюдается значительная разница между близнецами, в первую очередь в весе. Подобная разница может наблюдаться и у ДЗ близнецов и дихорионных МЗ близнецов из-за неравномерного сдавливания плацент при многоплодной беременности.
Этап родов также может обусловить сильные средовые различия для близнецов. Близнец, рождающийся первым имеет больший шанс получить родовую травму. В то же время второй близнец чаще всего занимает в матке неправильное положение что приводит к необходимости искусственного родовспоможения. Кроме того второй близнец дольше находится в родах и соответственно дольше и острее испытывает кислородное голодание, что отрицательно сказывается на развитии нервной системы.
Средовые различия между близнецами возникают и на последующих этапах развития даже при воспитании в одной семье. К этому чаще всего приводит предвзятое отношение родителей к каждому из близнецов, при этом физические особенности, возникшие на этапе внутриутробного развития и родов усугубляются. Также часто происходит разделение обязанностей между близнецами (случай комплементарных отношений), разделение пар по принципу "лидер - ведомый”.
Таким образом, если средовые условия оказывают различное влияние на формирование изучаемой характеристики у МЗ и ДЗ близнецов, то показатель наследуемости этой характеристики может оказаться искажённым: заниженным, если общая среда вносит меньший вклад в сходство МЗ близнецов, чем в сходство ДЗ близнецов; завышенным – в противоположном случае.
В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнёров.