II. Характеристика семейной среды.
1.Семья (полная, неполная)
2.Ф.И.О родителей, возраст, кем работают отец, мать, состав семьи – указать кратко других членов семьи)
3.Психологическая обстановка в семье (из беседы с классным руководителем, учащимся) – взаимоотношения в семье (какую роль играют родители, др. члены семьи) для развития ребенка, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка), созданы ли условия для развития ребенка, есть ли обязанности у ребенка по дому - кратко).
Методы:беседа с ребенком, классным руководителем, социальным педагогом, методика «Рисунок семьи», «Три дерева».
III. Взаимоотношения со сверстниками, общение.
(Положение в коллективе, потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, младшими, старшими детьми; общение со сверстниками своего и противоположного пола, общение вне школы).
Методы:наблюдение, беседа с классным руководителем, социальным педагогом, учащимся, другими учениками, анкетирование.
IV. Деятельность младшего школьника
1. Учебная деятельность (Отношение к учебе: готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); уровень внимания, мышление, интеллект, активность, любознательность, прилежание; наличие “школьной тревожности”.
2. Игровая деятельность: преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.
Методы: наблюдение, беседа.
3. Трудовая деятельность (внеурочная деятельность) -кратко описать внеурочную деятельность ребенка – 5-7 предложений): общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения);отношение к труду; ответственность, активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.
Методы и методики: наблюдение за учащимися в различных видах деятельности, изучение рисунков и записей в тетрадях, анализ продуктов деятельности; беседа с классным руководителем, социальным педагогом, самим учащимся; анкетирование для изучения учебных интересов и мотивов деятельности, анализ творчества .
V. Психологические особенности познавательной деятельности.
Интеллектуальные особенности (уровень развития интеллектуальных особенностей – мышление, внимание, память (какая память, уровень, объем) восприятие, воображение, особенности характера-
черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, добросовестность, зазнайство, скромность ответственность, эгоизм, черствость и т.д.; волевые черты - настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д и нервной системы.)
Качества эмоциональной сферы(целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, активность)
Тип темперамента(трудоспособность, устойчивость (неустойчивость) в интересах и склонностях; оптимизм, отзывчивость, общительность; решительность, энергичность, настойчивость).
Методы:анкетирование, наблюдение, беседа с классным руководителем, учащимся.
VI. Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Вывод: (общий уровень психического развития учащегося, соответствие возрастным особенностям).
Рекомендации: кому адресованы рекомендации – кл. руководителю, родителям, учащимся (ученику или ученице), которые вы хотите дать на основании ваших наблюдений, бесед с классным руководителем, анкетирования
необходимость психолого- педагогической коррекции, вклад студента в формирование личности младшего школьника; пути дальнейшей воспитательной работы с младшими школьниками.
Пример. За время изучения личности школьника была проведена следующая работа:беседа с кл.рук.. соц.педагогом, школьным врачом, учащимся, наблюдение, изучение школьной документации, анкетирование и анализ продуктов деятельности.
На их основе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Виктора. Он очень способный, целеустремленный, любознательный и т.д. и дальше кратко описать анализы своих исследований.
Дата _____________ Студент-практикант
____________ ____________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Классный руководитель
__________ _________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Приложение (бланки исследований, протоколы обследования)
Приложение
Психолого-педагогическая характеристика ученицы (ученика)
___класса, ____школы, г. Луганска
I. Общие сведения: