Отказ от изображения того или иного члена семьи
Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.
Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.
Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего сиблинга. Объяснения, такие, как "Брата я забыл нарисовать" или "Для младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.
Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.
Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.
Источники.Тест "Рисунок семьи" / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.
Порядок проведения диагностики
Классический вариант теста имеет две части: рисуночную и вербальную. Проведение обеих частей имеет очень важное значение для избегания ошибок интерпретации.
Материалы для исследования:
· лист белой бумаги (стандартный лист А4);
· шесть цветных карандашей: красный, чёрный, синий жёлтый, зелёный, коричневый;
· ластик.
Процедура исследования
Перед проведением исследования нужно ликвидировать все отвлекающие факторы. Желательно, чтобы ребёнок в комнате находился один вместе с исследователем. Если это невозможно, то обеспечьте его относительную изолированность.
Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом ни в коем случае нельзя объяснять ребёнку значение слова «семья», так как в этом случае будет искажена суть методики и будет дана завуалированная инструкция к рисованию.
Если ребёнок переспрашивает или пытается уточнить задание, то необходимо просто повторить сказанную ранее инструкцию, без уточнений.
Время рисования не ограничивается. В процесс рисования вмешиваться нельзя. Исключением может быть только замена карандаша пи необходимости. Обратите внимание, что на замену нужно предложить карандаш точно такого оттенка, как тот который сломался.
При выполнении задания взрослый фиксирует в протоколе следующие особенности:
1. Последовательность рисования: с чего ребёнок начал, каким образом заполняется пространство, и сменяются персонажи.
2. Делает ли ребёнок паузы, и в каком случае они возникают.
3. Пользуется ли ластиком, какие детали поддавались коррекции.
4. Делает ли ребёнок комментарии при рисовании.
5. Существуют ли эмоциональные реакции на определённые части изображения.
6. Возникают ли трудности при изображении отдельных частей или персонажей.
Протокол может выглядеть следующим образом:
Тест «Рисунок семьи» Исследуемый: Таня К., 5 лет 4 месяца. Время работы: 24 минуты. Таблица «Процесс рисования»
|
После окончания рисования переходят к вербальной части диагностики. Ребёнку задаются вопросы:
· Кто нарисован на твоём рисунке?
· Где они находятся?
· Что делают? Кто это придумал?
· Им весело или грустно? Почему?
· Кто на рисунке самый счастливый? Почему?
· Кто самый несчастный? Почему?
Последние вопросы затрагивают проблемы словесной интерпретации чувств. Нужно отметить, что не каждый ребёнок способен это сделать. При сложности в ответах, не нужно настаивать.
Если произошло то, что ребёнок не изобразил кого-то из своей семьи, то нужно спросить, почему он это сделал.
Если в рисунке есть дополнительные детали (солнце, птицы, животные), то нужно спросить, почему они нарисованы.
После опроса ребёнку предлагается шесть ситуаций на негативные и позитивные чувства внутри семьи:
1. Давай представим, что тебе подарили два билета в цирк. Кого ты позовёшь с собой?
2. Давай представим, что вся семья приглашена в гости, но кто-то один заболел и должен остаться дома. Кто это?
3. Давай представим, что ты лепишь из пластилина, но у тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?
4. Давай представим, что у тебя всего N билетов (на один меньше, чем членов семьи) в кино. Кто останется дома?
5. Давай представим, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там оказаться?
6. Давай представим, что тебе подарили интересную игру. Вы сели играть, но один человек лишний. Кто не будет играть?
Все ответы фиксируются в протоколе. Они помогут определить правильность интерпретации детского рисунка.