Имитация написанного текста на половине альбомного листа (Ей дан чай)

1 балл - имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в два раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла - предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота обязательна.

3 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

4 балла - буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы четыре буквы.

5 баллов - каракули.

Задание 3.

Срисовка группы точек на половине альбомного листа . . .

. . .

. . .

.

1 балл - точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.

2 балла - количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки и 0,5 ширины между строчками.

3 балла - общее впечатление похоже не образец. Высотой и шириной не больше чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20, и не меньше, чем 7. Возможны некоторые перестановки в распо­ложении точек до 180 градусов.

4 балла - рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из
точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например: линии, не допустимы.

5 баллов - каракули.

Оценка полученных результатов:

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейше­му медико-педагогическому обследованию. Школьно- зрелыми считаются де­ти, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного текста 3-5 бал­лов, средне - зрелыми - 6-9 баллов и незрелыми 10 и более баллов.

Учителю необходимо проявить максимум такта, внимания, корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной работе.

В содержание психолого-педагогической характеристики ребенка входит: общие сведения о ребенке, первое впечатление и по итогам проведенных методик полученные результаты.

Методика №6.

Тест «Рисунок школы»
Тест предназначен для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Для проведения теста ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.   ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1.Цветовая гамма. 2.Линия и характер рисунка. 3.Сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.   ЦВЕТОВАЯ ГАММА. 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.) 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеденый, черный); 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.   ЛИНИЯ И ХАРАКТЕР РИСУНКА. 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура; 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия; 1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.   СЮЖЕТ РИСУНКА. 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток; 0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года –осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер; 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.   Анализ результатов   6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем; 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей; 0 - 1 баллов – у ребенка явно выпаженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.   Как показывает практика психологической работы с детьми 5-6 летнего возраста, учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов, родителей и психолога образовательного учреждения.




Методика №7.

Тест «Рисунок семьи»

Назначение тестаТест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция:

"Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

· Порядок заполнения свободного пространства.

· Порядок появления персонажей рисунка.

· Время начала и окончания работы.

· Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

· Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

· Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.
После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

· Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

· Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

· Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

· Кто в семье самый хороший и почему?

· Кто самый счастливый и почему?

· Кто самый грустный и почему?

· Кто больше всех нравится ребенку и почему?

· Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

· Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

После опроса ребёнку предлагается шесть ситуаций на негативные и позитивные чувства внутри семьи:

Давай представим, что тебе подарили два билета в цирк.

Кого ты позовёшь с собой?

Давай представим, что вся семья приглашена в гости, но кто-то один заболел и должен остаться дома. Кто это?

Давай представим, что ты лепишь из пластилина, но у тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?

Давай представим, что у тебя всего N билетов (на один меньше, чем членов семьи) в кино. Кто останется дома?

Давай представим, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там оказаться?

Давай представим, что тебе подарили интересную игру. Вы сели играть, но один человек лишний. Кто не будет играть?

Все ответы фиксируются в протоколе. Они помогут определить правильность интерпретации детского рисунка.

Наши рекомендации